Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
Коммуникация
Автор: Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна   
20.11.2020 15:38

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУРАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

  • Федорова Елена Владимировна
  • Тахтаракова Екатерина Сергеевна

Воспитатели МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» с. Белый Яр, Алтайский район, Республика Хакасия

Каждый человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Стоит отметить, что высокий уровень социально-коммуникативной компетентности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития социально-коммуникативных умений с самого раннего детства.

 

На сегодняшний день современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования и развития социально-коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В ряде исследований отмечается, что социально-коммуникативные умения и навыки способствуют психическому развитию дошкольников (А. В. Запорожец, М.И. Лиcина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень их деятельности (З. М. Богуславская, Д.Б. Элькoнин).

Значение cформированности социально-коммуникативных умений и навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М. И. Лиcина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие социально-коммуникативной компетентности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем, родителями, отношениями со сверстниками, деятельностью и достижением успеха в ней, культурой общения.

Социально-коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.

К компонентам социально-коммуникативной компетентности относятся:

  • умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем
  • умение получать необходимую информацию в общении
  • умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам
  • умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками
  • умение спокойно отстаивать свое мнение
  • умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей
  • умение принимать участие в коллективных делах
  • умение уважительно относиться к окружающим людям
  • умение принимать и оказывать помощь

- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения, которое обеспечивается при условии целенаправленного развития социально-коммуникативных умений.

На современном этапе исследователи предлагают различные способы развития социально-коммуникативной компетентности детей в условиях организованной образовательной деятельности ДОУ.

Н.А. Короткова раскрывает такие способы, как использование различных видов детской деятельности и мотивация с использованием детской художественной литературы.

А.Е. Дмитриева предлагает включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению социально-коммуникативными умениями, совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений и навыков в их творческой деятельности.

М.Г. Ермолаева предлагает проведение игровых ситуаций с использованием моделей социального поведения в конфликтных, стрессовых, сложных ситуациях на основе перехода от репродуктивных к творческим методам, от более простых, близких детям ситуаций к сложным, требующим детального анализа.

Методы и средства развития социально-коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста могут быть различными.

В МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» активно используется проектная деятельность, как новый виток развития социально-коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, которых не было ранее. В настоящее время у детей практически неограниченные возможности в получении информации из областей культуры и науки. Использование метода проектов предполагает определение и обоснование принципов воспитания дошкольников на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей.

Также в условиях организованной образовательной деятельности нашего детского сада широко используются сюжетно-ролевой игры. Содержание сюжетно-ролевых игр носит коммуникативный характер и направлено на развитие социально-коммуникативных умений детей ( «Дружная семья», «Знакомство», «Посещаем магазин», «Охота на тигров» и т.д.).

Развивать социально-коммуникативные умения и навыки у детей дошкольного возраста целесообразно также на занятиях по дополнительному образованию, используя изготовление игрушки. В ходе занятий дети изготавливают тот или иной предмет, реализуют свою потребность в совместном взаимодействии, общении со сверстниками, свою потребность в продуктивных видах деятельности.

Развитие социально-коммуникативных умений и навыков также осуществляется в совместной взросло-детской деятельности как наиболее доступной модели внеситуативного общения. В качестве основных форм организации данной деятельности используются кружковые занятия и дидактические игры социально-коммуникативного содержания, рассматриваемые как средство формирования умений.

Эффективными в развитии социально-коммуникативной компетентности детей являются этические беседы, мозговой штурм, спортивные соревнования между командными группами детей, игровые приемы, направленные на развитие речи и общение и др.

Также в МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» в каждой группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности (предметы и аксессуары для сюжетно-ролевых игр, литература, оборудование, оформление и дизайн тематических уголков и т.д.).

Итак, на современном этапе дошкольного образования актуальным является развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в условиях организованной образовательной деятельности ДОУ. Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определяет задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, социальной активностью и коммуникабельностью.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 5 (176) выйдет
31 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год