Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»
Коммуникация
Автор: Михеева Екатерина Александровна   
08.12.2019 14:49

«Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»«Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»

Михеева Екатерина Александровна Старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 31»

В настоявшее время основное внимание уделяется проблеме социально – коммуникативного развития и воспитания ребёнка дошкольника. В чём важность данной проблемы: с одной стороны, наблюдается снижение уровня культуры общения, поведения; нет живого общения (с книгой; со сверстниками, взрослыми; с социумом; нет положительного примера); а с другой стороны – общество идёт вперёд, предъявляя новые требования: к личности ребёнка дошкольника (ребёнка, как субъекта педагогического процесса); а также наличие у педагога нового взгляда на ребёнка (как на субъекта воспитания), как на партнёра по совместной деятельности.

 

Скачать конспект

Проявления ребёнка как субъекта деятельности связаны: с самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств её реализации; с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе

ФГОС ДО к основным характеристикам социально-коммуникативного развития детей относит: положительное отношение к себе и другим; активное взаимодействие со сверстками и взрослыми; участие в совместных играх; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей и радоваться их успехам; стараться разрешать конфликты; проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании; соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками, правил безопасного поведения.

Все эти и другие навыки и умения можно сформировать, используя социо-игровые ситуации.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит в повседневной деятельности, во всех видах детской деятельности, но прежде всего в игре, так как это ведущий вид детской деятельности. Общение является важным элементом любой игры.

Во время игры дети имеют возможность получить новые впечатления, происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Если исходить из того, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, считаем, что использование СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ это руководство к действию в организации жизни детей в ДОУ. Таким образом играть с детьми мы можем и в формате социо-игровой технологии. Возникает вопрос «почему?». Если сопоставить элементы социально-коммуникативного развития и социо-игровой технологии, то мы увидим, что все правила, которые входят в социо-игровую технологию можно наложить на компоненты социально-коммуникативных навыков (таблица № 1).

Социо-игровая технология базируется на 3 законах (постулатах):

  1. «Не учи Ученого» — Ученого учить, только портить. Ребенок все знает, все понимает, он сам имеет свое представление (по любому вопросу). Уже с раннего возраста необходимо не учить, не опекать ребенка излишне, а «интуитивно» отпустить его, задавать ему дела, создавать ситуации.
  2. 133 зайца – полезность, что я этим добьюсь, что дети «словят»«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. А если за 133 погонишься, то с десяток все равно поймаешь». В любом общении детям необходимо задавать открытые вопросы, которые дают ребенку возможность на неординарные ответы. (Например: Что вы можете рассказать о лете? Что происходит летом? А что такое космос?)
  3. Не бояться быть Незнайкой, не надо быть Всезнайкой — Воспитателю не надо бояться оказываться в ситуации «я ничего не знаю», «растолкуйте мне, расскажите», «я, конечно, знаю, но хочу услышать от вас». Быть откровенным, с детьми. Говорить с детьми по-взрослому: «Давайте поговорим, потолкуем». Дети должны видеть глаза друг друга, а не сидеть в затылок!»

Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора. Дети обязательно должны общаться: спрашивать у взрослого, у другого ребенка, объединяться для общего дела, знакомиться с решением других и использовать их по-новому в своих работах, оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это необходимо, умело организовывать любые виды деятельности, распределять обязанности (роли), обговаривать ситуации и находить между собой человека, который сможет ответить и передать ту информацию, которая обсуждалась между детьми.

Основной предмет этой педагогики не в обучении, и не в воспитании, а в умной организации жизни детей. А ее лозунг: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

Малые группы (компании) воспитатель организует специально или использует в работе спонтанно возникшие детские объединения, направляет интересы детей друг на друга, объединяя их общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

С помощью социо-игровой технологии дети осваивают и овладевают такими умениями: слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию; у детей развивается речевое, диалоговое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них исчезает чувства страха за ошибку. Ребенок учится быть лидером и быть ведомым; учится умело ориентироваться в пространстве, находить себе свободное, удобное место.

Всё выше перечисленное относится к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Если мы посмотрим на схему № 2, то мы увидим, что социо-игровая технология позволяет обеспечивать, сопровождать образовательную область «Социально – коммуникативное развитие» Они взаимно дополняют друг друга

Схема № 2

Различные игры, любые познавательные мероприятия, любая продуктивная деятельность способствуют развитию социально – коммуникативных умений и навыков. Но мы остановимся на коммуникативных играх. Прежде чем ребёнок научится играть в данные игры, он сначала должен научиться устанавливает контакт со сверстниками, наладить диалог, а потом приступать к игре.

Педагогами нашего дошкольного учреждения были разработаны авторские коммуникативные игры с использованием социо-игровой технологии в контексте образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Мы уверены, что такие игры помогут научить детей находить контакт друг с другом, строить диалоги, взаимодействовать, распределять обязанности, решать спорные ситуации. Мы определили темы: «Хорошие и плохие качества человека»; «Вежливость», «Доброта», «Дружба»; «Я и окружающий мир»; «Хорошие и плохие поступки»; «Моя семья»; «Этикет». И в соответствии с данными темами разрабатываем авторские коммуникативные игры.

Пример авторской коммуникативной игры «Добрые дела»

Цель: Способствовать развитию умений детей придумывать рассказы о «Добрых делах», окружающих нас предметов.

Вариант № 1 В игре могут участвовать до 5-6 человек. Воспитатель предлагает детям превратиться в добрых сказочных волшебников. Будем придумывать добрые дела к предметам, которые нас окружают. Каждый из детей вытягивает картинку с изображением предмета, не показывая другим детям. Дети придумывают доброе дело данному предмету и рассказывают ребятам, не называя предмет. Все остальные отгадывают. Например: Этот предмет очень полезен: он нам поможет смастерить стул, повесить картину, забить гвоздь и т.д. Сицио-игровой приём организации ответов детей: А сейчас рассказывает тот, кто самый высокий; у кого имя начинается на звук «П»; у кого есть на одежде фиолетовый цвет; у кого есть домашнее животное; у кого две косички; ответит тот, кто выше ростом Петя или Витя и т.д.

Вариант № 2 Дети делятся по разрезным картинкам: по 4, 6 детей (в зависимости от того, на сколько частей разрежете картинку). С одной стороны картинки цвет (красный, синий, зелёный, жёлтый, розовый, оранжевый), с другой стороны изображён предмет.

Дети собираются в компании по цветам. Компании находят удобное место в группе и собирают картинку (предмет) не называя вслух данный предмет. В компаниях дети придумывают: 1 — пантомиму «доброго дела» с данным предметом; 2- мини рассказ добрых дел, которые, может выполнить этот предмет. Потом каждая компания представляет пантомиму, если компании не угадывают предмет, то дети представляют мини рассказ о добрых делах данного предмета. Например: Этот предмет очень полезен в дождливую погоду, он помогает нам не промочить ноги, чтобы мы не заболели. Сицио-игровые приёмы организации — ответов детей: первой покажет пантомиму компания у которой, предмет начинается на звук «Г»; а сейчас покажет пантомиму компания у которой предмет символизирует цифру 5; покажет пантомиму компания у которой предмет очень острый и т.д.

Примеры данных игр наглядно показывают преимущества социо-игровой технологии в социально-коммуникативном развитии ребёнка дошкольника.

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи

Список литературы:

  • Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В. М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 189 с.
  • Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под общей редакцией В.М. Букатова – СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
  • Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. — Красноярск, 1999. — 221 с.
  • Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятие, дидактические материалы. Старшая группа/ авт. -сост. Л.А. Загуменная. Волгоград: Учитель, 2012. – 231с.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации». В редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013г. – М.: КНОРУС, 2013. – 176с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год