Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников
Коммуникация
Автор: Виноградова Елена Константиновна   
03.05.2019 13:49

Формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанниковФормирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников

Виноградова Е.К. МБДОУ ДС №425 г. Челябинск

Аннотация. В статье показана значимость формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников. Рассмотрено понятие коммуникативной компетентности, ее компоненты. Определены механизмы формирования коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативная компетентность, компетенции, педагогическая коммуникация.

Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования определяет системно-деятельностный и компетентностный подходы как приоритетные. В рамках данного подхода определяются результаты образования.

 

Для компетентностного подхода основная значимость приобретает способность человека к использованию имеющихся знаний. Данная способность приобретается посредством получения опыта самостоятельного решения задач и проблем. Именно это является смыслом образовательной деятельности. Компетентность человека проявляется в анализе результатов деятельности, способности делать выводы, то есть, овладении рефлексивной деятельностью [1].

Понятие коммуникативной компетенции несколько различается у разных авторов. Примем в качестве основного определения следующее: коммуникативная компетентность это умение устанавливать и поддерживать эффективные контакты с разными людьми.

Н.Н. Лобанова отмечает, что под коммуникативной компетентности педагога следует понимать способность педагога к разнообразным формам общения и взаимодействия, как система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения успешного общения в определенном круге ситуаций личностной коммуникации [5].

Существует достаточно широкий спектр компетенций, которые необходимы профессионалу в современных условиях. При этом, коммуникативная компетенция относится в ключевым.

Для человека с высоким уровнем развития коммуникативной компетентности характерно развитие всех ее компонентов, хорошее владение техниками коммуникации.

Понятие коммуникативной компетенции непосредственно связано со всеми видами педагогической коммуникации. Феномен педагогической коммуникации является многоаспектным и включает в себя такие стороны как:

  • технология взаимодействия педагога с воспитанниками;
  • понятие коммуникации как дидактической единицы в учебном процессе;
  • коммуникативная компетентность педагога;
  • показатели психологического комфорта образовательной среды и др.

Как показывают исследования (В. А. Кан-Калик, Я.Л. Коломенский, Н.В. Кузьмина, А.Н. Маркова), эффективность педагогической деятельности воспитателя ДОУ, тесно связаны со взаимодействием с родителями. Общение с родителями воспитанников, которые имеют различный возрастной и образовательный статус, является составляющей частью коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования

Профессиональное общение воспитателя направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателями эмоциональной или познавательной информацией, знаниями, опытом, умениями и навыками, на установление сотрудничества, взаимодействия и партнерских отношений с родителями воспитанников. Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образования в сфере взаимодействия и общения с родителями воспитанников характеризует его способность успешно строить процесс общения с родителями, учитывая их актуальные образовательные потребности и интересы, применяя современные формы и методы организации общения.

Согласно представлениям Т.В. Кротовой, взаимодействие педагога с родителями – это профессиональное общение педагога, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателями эмоциональной или познавательной информацией, знаниями, опытом, умениями и навыками [6]. Оно нацелено на установление сотрудничества, взаимодействия и партнерских отношений с родителями воспитанников. Данный факт указывает на профессиональную ответственность воспитателя и повышение требований к уровню его коммуникативных знаний и умений, владению приемами и способами эффективного общения с родителями воспитанников.

В качестве показателей готовности воспитателей дошкольных образовательных учреждений к формированию коммуникативной компетентности можно выделить:

  • высокий уровень мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности;
  • адаптивность к изменениям в профессиональной педагогической среде;
  • способность выйти на надситуативный уровень в решении педагогических ситуаций;
  • способность осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности;
  • рефлексивные умения по анализу профессионально-педагогической деятельности;
  • умение решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а на основе рефлексивного анализа ситуации [4].

Цели деятельности по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ:

  1. Обновление содержания эффективных методов воспитания и обучения.
  2. Воспитание педагога с новым мышлением, способного внедрять инновационные процессы в практику воспитания, достигать новых образовательных результатов, обладающим компетентностным подходом к формированию личности дошкольника [4].

Ведущим средством формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействия с родителями воспитанников является методическая работа.

К преимуществам методической работы следует отнести способность формировать у педагога новые знания и умения, возможность изучения инноваций в педагогической деятельности, систематическим и целенаправленным характером работы с педагогами.

В процессе методической работы педагог взаимодействует с коллегами в квалифицированной среде, может в короткие сроки перенести вновь полученные знания и умения в педагогическую практику, получить поддержку своих опытных коллег, наставников. У руководителя методической работы, в свою очередь, имеется возможность реализовывать дифференцированный подход, проводить индивидуальную работу с педагогами, наблюдать педагогический процесс и преодолевать имеющиеся у конкретного педагога трудности, проводит коррекцию процесса формирования профессиональной компетентности воспитателей ДОУ во взаимодействия с родителями.

В работах Е.П. Арнаутовой [1] и В.М. Ивановой имеются конкретные рекомендации по организации методической работы с педагогами. В настоящее время считается, что в организации методической работы с педагогами должны использоваться как традиционные, так и современные формы методической работы. К традиционным формам методической работы, которые остаются достаточно эффективными следует отнести семинары-практикумы, открытые просмотры, консультации и др. В качестве современных форм необходимо выделить активные методы обучения педагогов.

В ходе применения активных методов учебная деятельность носит преимущественно творческий характер, у обучаемых формируются как специальные знания и умения, так и познавательный интерес и мотивация к обучению. Применение активных методов связно с применением диалога, в ходе которого, в группе возможен свободный обмен мнениями о возможностях решения конкретной проблемы. Велика роль самостоятельной деятельности участников при овладении требуемыми компетенциями.

К активным методам реализации методической работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ можно отнести

  • коллективные деловые игры;
  • творческие и проблемные группы;
  • мастер- классы;
  • педагогические тренинги [3].

В качестве предполагаемого результата проведения методической работы выделим:

  • изменение позиции педагога;
  • повышение квалификации педагога в области взаимодействия с родителями воспитанников;
  • повышение качества организации воспитательного процесса: форм, методов, подходов в работе педагога с детьми.

Руководителям ДОУ следует учитывать, что любые нововведения могут быть связаны с сопротивлением со стороны сотрудников. Это объясняется действием как психологических, так и социальных причин. Поэтому проблема формирования отношения субъектов инновационной деятельности к ней относится к важнейшим факторам реализации инновационного процесса. Для успешного внедрения инноваций необходим правильный подход к педагогам со стороны администрации. Следует максимально избегать давления на педагогических работников. В плане работы с педагогами учитываются индивидуальные педагогические запросы и предпочтения, оценивается уровень готовности к инновационной деятельности.

Таким образом, в процессе профессиональной деятельности педагога формирование коммуникативной компетентности относится к наиболее важным задачам, так как педагогическое общение включается во все виды деятельности педагога. В тех случаях, когда педагог целенаправленно организует общение с воспитанниками и их семьями, коммуникативные компетенции педагога приобретают особую ценность.

Для формирования коммуникативной компетентности педагогов используются разнообразные формы работы. Способы методической работы отбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа и образования.

Следует отметить, что нельзя ограничиваться традиционными методами работы с педагогами. Одним из наиболее эффективных средств работы с педагогами по формированию коммуникативной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников можно считать применение активных методов обучения. Они предполагают диалогическое общение обучающих и обучаемых, способствуют повышению познавательной активности педагогов, а также быстрому формированию необходимых знаний и умений.

Список литературы

  1. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст] / Е.П. Арнаутова. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
  2. Бессолицына, Р.В. Инновационные подходы к организации научно-методической работы [Текст]/ Р.В. Бессолицына // Методист. – 2006. – №1. – С. 25-28.
  3. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  4. Елжова, Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовании [Текст] / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. — 264с.
  5. Лобанова, Н.Н. Профессиональная компетентность педагога [Текст] / Н.П. Лобанова. – СПб.: Питер, 2008. – 107 с.
  6. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателя [Текст]/ Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 160с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год