Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Реализация задач образовательной области «социально — коммуникативное развитие», через внедрение технологии позитивной социализации детей 6 – 7 года жизни «Клубный час»
Коммуникация
Автор: Власова Яна Павловна   
11.07.2021 11:37

Реализация задач образовательной области «социально — коммуникативное развитие», через внедрение технологии позитивной социализации детей 6 – 7 года жизни «Клубный час»Реализация задач образовательной области «социально — коммуникативное развитие», через внедрение технологии позитивной социализации детей 6 – 7 года жизни «Клубный час»

С введением ФГОС ДО, вопросам позитивной социализации и индивидуализации, развитию личности детей дошкольного возраста уделяется особое внимание. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Необходима организация педагогических условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности [1]. Возникает вопрос: как создать такие ситуации, в которых эти качества развивались более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях.

Одним из способов реализации этих задач служит педагогическая технология позитивной социализации дошкольников «Клубный час» Гришаевой Н.П.. Основная цель данной технологии — развитие саморегуляции, т.е. умения управлять произвольным поведением и деятельностью, контролировать свои действия, это одна из центральных линий развития детей дошкольного возраста [2].

Педагогическая технология заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по территории детского сада самостоятельно под незримым для них присмотром взрослых, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группу. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогов заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства [3].

 

Скачать конспект

Выделяются следующие типы клубного часа: свободный — дети передвигаются по детскому саду и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам; тематический — это такой тип, который приурочен к ситуации месяца или недели, в соответствии с тематическим планом, проходит в виде викторин, конкурсов, квестов; деятельностный – детям дошкольного возраста предоставляется широкий спектр специфических для данного возраста видов деятельности, самостоятельный выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка [3].

Для успешного внедрения данной технологии необходимым является участие всего педагогического коллектива. Для этого была создана творческая группа по реализации задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в условиях реализации ФГОС ДО. Целью деятельности которой, является создание оптимальных условий в ДОУ для развития личности, творческих способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. Членами творческой группы определялась тематика Клубных часов, составлялся перспективный, тематический план на год, в соответствие с комплексно-тематическим планированием ООП ДО также определялась периодичность и длительность.

Проведению Клубного часа предшествовала большая предварительная работа, прежде всего не только среди педагогического коллектива, но и среди воспитанников и их родителей. Было проведено общее родительское собрание, на котором родителям рассказывали о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информировали о том, как это повлияет на детей, и каким образом будет обеспечиваться их безопасность во время проведения Клубного часа.

С детьми старшего дошкольного возраста организовывались дискуссии, во время которых дошкольники знакомились, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия, и кто хотел бы на него пойти. Обсуждали правила поведения во время Клубного часа, проводились экскурсии – знакомства с клубами и их руководителями.

В день проведения Клубного часа все сотрудники детского сада предупреждаются заранее. Все входные двери в сад закрываются, на двери помещений, в которые вход воспрещен, размещаются красные круги. На лестничных пролетах, в коридорах детского сада за дисциплиной и безопасным поведением детей наблюдают младшие воспитателя (не делая детям никаких замечаний, занимаются уборкой, но следят за ситуацией для обеспечения безопасности).

Что из себя представляет клуб? Это любое помещение, группа, кабинет, которые находятся в детском саду. На входе в клуб помещается большой смайл, который соответствует названию клуба, на дверях клуба вывешиваются карманчики, в карманчиках маленькие смайлики. Сколько маленьких смайликов в кармашке, столько свободных мест в клубе. Ребёнок уже заранее знает, чем можно будет заняться в том или ином клубе, а так же есть ли в нем свободные места. За 5 минут до начала клубного часа ребятам раздаются конверты с планом детского сада, для ориентации и в каждом конверте расположены штрафные фишки, их суть в том, что за нарушение правил клубного часа, у ребенка забирается фишка. Если у ребёнка забирают один кружок, он сразу идет в свою группу, но не пропускает следующий Клубный час. Если же забирают два или три кружка, то следующий Клубный час ребенок пропускает.

Таким образом, это дисциплинирует дошкольника, формируя у него такие качества, как самоконтроль, ответственность, самостоятельность.

Всего в нашем детском саду функционирует 8 клубов:

  • «Музыкальная гостиная» — где ребята постигают азы музыкальной грамоты
  • «Головоломка» — в данном клубе предоставляется возможность поиграть в интерактивные игры под непосредственным руководством педагога, в процессе которых, дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению, развить произвольное внимание и интеллектуальные способности, получить первые азы компьютерной грамотности
  • «Волонтёры» — предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду
  • «Школа маленьких актёров» — в данном клубе внимание детей направлено на театральную деятельность, на сценическое творчество, где дети пробуют себя и в роли актёра и режиссёра, кукловода, художника по изготовлению кукол
  • «Юные исследователи» — этот клуб пользуется огромной популярностью, т.к. дети исследователи от природы. Клуб предоставляет огромную возможность для дошкольников думать, пробовать, искать, экспериментировать. Большую радость и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворённости от проделанной работы
  • «В гостях у сказки» — это место для творческого развития. Весело, познавательно, увлекательно происходят встречи обыкновенного и необыкновенного
  • «Бумажная магия» — клуб для развития творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия в процессе деятельности с бумагой.
  • «Доктор Пилюлькин» — в данном клубе ребята узнают о необходимости заботиться о своем здоровье, учатся оказывать первую медицинскую помощь друг другу.

По завершению клубного часа, ответственный проходит по всем этажам (группам) с колокольчиком, по сигналу которого ребята возвращаются в свои группы.

По возвращении детей в группы, проводится обсуждение – «Рефлексивный круг», который позволяет выявить впечатления детей, где каждый рассказывает о том, где он был, что запомнилось, что понравилось, удалось ли соблюдать правила, если нет, то почему. Клубный час доказал, что дети 5 – 6 лет не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы. Также после завершения Клубного часа педагоги обмениваются мнениями друг с другом, фиксируют проблемы, возникшие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждают их с детьми и родителями, находя пути их решения в совместной деятельности.

В целом регулярное проведение «Клубного часа», даже в течение полугода позволяет зафиксировать следующие изменения у детей: дошкольники узнают большинство детей сада и относятся к ним более дружелюбно; более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада; у многих детей снижается уровень агрессивности, особенно в время проведения Клубного часа; дети переносят правила поведения клуба на повседневную жизнь в группе и социуме.

Таким образом, обновление содержания образования по социально -коммуникативному развитию детей 6 – 7 года жизни может быть рекомендовано для педагогов дошкольных образовательных организаций, ставящих перед собой цель повышение качества дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155
  2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — Москва: Вентана — Граф, 2016.
  3. Белая Л. Н., Гришаева Н. П., Брынцева Е. В. «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Система реализации, формы, сценарии. ФГОС»: методическое пособие Москва: Вентана — Граф, 2017.
  4. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
  5. Гришаева Н. П. Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. http: //www. isras. ru/files/File/congress2012/part69. pdf. — С.8487-8489.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год