Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Зачем человеку детство?
Педагогическое Эссе
Автор: Ефремова Елена Анатольевна   
20.01.2023 18:29

Зачем человеку детство?Зачем человеку детство?

Детство. Что такое и зачем оно человеку нужно? Наверное, каждый размышляет над этим. У всех живых существ есть период появления на свет, период знакомства с миром. И вот что интересно: человеческое детство самое длительное по сравнению с периодом детства всех высокоразвитых млекопитающих, а человеческий детёныш самый беззащитный. Это не ошибка природы, а важнейшее преимущество человека, благодаря которому он может подняться на высокую ступень развития. Первоклассник настолько отличается от новорожденного, что кажется: это же совершенно разные существа. За несколько лет, которые для взрослых проходят незаметно и даже однообразно, ребёнок из беспомощного существа превращается в личность. Каждый день в жизни ребёнка, каждый час и каждая минута бесценны, объёмны по содержанию и значимы. Об этом хорошо сказал Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг».

 

Многие исследователи подчёркивают, что основные черты личности, тип мышления, стиль речи и особенности характера уже сформированы к пяти годам. Если же благоприятный период упущен, то восполнить возникший недостаток позднее оказывается делом трудным, а подчас и невозможным. По мнению А. С. Макаренко, «главные основы воспитания закладываются до 5 лет — это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».

Но такое глобальное развитие невозможно без участия человеческого общества, без заботы и любви взрослых людей. А взрослые, воспитывая и обучая своё будущее поколение, должны всегда помнить о том, что детство — незабываемый период в жизни человека и, по словам В. А. Сухомлинского, «. настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Вот и приходится задуматься о своей профессии. О том, что воспитание детей — самая ответственная и интересная деятельность, самая гуманная из всех человеческих деятельностей. Мы помогаем ребёнку познать мир, себя, окружающих людей, создаём условия для активной деятельности и творчества, развиваем способности. И каждый раз как в первый раз. Потому что не бывает в жизни однообразных ситуаций, как нет совершенно одинаковых детей. Каждый малыш наделён индивидуальными психофизиологическими особенностями, интересами и способностями. Задача воспитания состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть, разглядеть что-то яркое, самобытное в ребёнке, его способности, наклонности, попытаться регулировать их развитие так, чтобы вселить уверенность в свои силы, помочь почувствовать себя самым лучшим, самым добрым, самым главным. Воспитание — дело творческое, требующее изобретательности, фантазии, полной самоотдачи взрослого, совершенно не терпящее штампов.

Зачем человеку детство?

Чтобы играть, играть, играть, насытиться игрой, насладиться ею, получить массу положительных эмоций, реализовать свои потребности и способности. Игра и жизнь дошкольника неразделимы. И поэтому с помощью игры ребёнок учится с удовольствием, делает то, что для него полезно, и даже то, что ещё не умеет в реальной жизни.

Дети в играх изображают жизнь и труд взрослых людей, переживают основные проблемы человечества, общества, его положительные и отрицательные стороны. И если мы будем внимательнее вглядываться и вслушиваться в общение детей во время выполнения ролевых действий, мы поймём, над чем нам стоит задуматься, какие задачи воспитания ставить на первое место.

Зачем человеку детство?

Чтобы потом, в трудных жизненных ситуациях вспоминать то время, когда ты беззаботно играл, радовался, творил, когда тебя все любили и восхищались тобой, когда тебя баловали и были рядом в трудную минуту, когда у тебя была защита, поддержка, надёжный тыл, уверенность в себе. И становится теплее, спокойнее, приходишь к мысли, что многое не стоит больших волнений. Яркие впечатления детства, забавные случаи, трогательные ситуации и даже то, что уже и не вспомнить, Чайковский сравнивал с большим разноцветным клубком, который мы будем с радостью разматывать всю жизнь. Многие писатели, поэты и художники черпали своё вдохновение, обращаясь к детству. Росс Кэмпбел напоминает взрослым: «Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем крепче он будет противостоять буре и натиску тягостного периода раздирающих противоречий возмужания».

Дети дают нам, взрослым, великолепную возможность постоянно обращаться к детству. Никогда не нужно забывать своё детство. Там — все ответы на наши вопросы о воспитании. Там — решение многих семейных задач.

Зачем человеку детство?

Чтобы напомнить нам, взрослым, что нужно быть внимательнее к золотому периоду в жизни человека. Забота о развитии детей сопровождается совершенствованием нас самих. Как гласит древняя латинская пословица, «слова учат, примеры влекут». Поэтому взрослым необходимо анализировать самих себя, свои поступки и слова. Именно через наше поведение ребёнок ощущает нашу любовь к себе: он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребёнка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова. Воспитывает не метод, не программа, а личность взрослого. Многими психологическими исследованиями показано, что успешность воспитания состоит в прямой зависимости от личностного развития, от гармонии или дисгармонии душевного мира взрослого, способности к изменениям. Гармоничный человек старается стать тем, кем он способен стать. Он неустанно работает над собой, выявляя и развивая качества и способности, и учит этому детей. Человек, радостно и активно отдающийся любимому делу, совершенно естественно может создать для ребёнка атмосферу радости и оптимизма, ощущение заполненности жизни. И мудрые слова Я.Корчака подтверждают это: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».

Малыши так ярко и эмоционально воспринимают мир, помогая нам увидеть новые краски, посмотреть на знакомые вещи с другой стороны, увидеть необычное в привычном. Как они удивляются, восхищаются тому, на что мы уже не всегда обращаем внимание. Нам надо учиться у детей радоваться каждому дню, каждой минуте, получать удовольствие от жизни, от общения с природой и окружающими людьми.

Зачем человеку детство?

Чтобы быть счастливым, жить в атмосфере радости и безграничной любви.

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.» (А. С. Макаренко)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год