Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы «Моя профессия-логопед»
Педагогическое Эссе
Автор: Климова Елена Александровна   
07.10.2022 22:27

Опыт работы «Моя профессия-логопед»Опыт работы «Моя профессия-логопед»

В дошкольном учреждении компенсирующего вида я работаю учителем-логопедом уже более 20 лет. Работа сложная, но настолько нужная и интересная, что пролетевшие годы вспоминаются, как один день и только осознание того, что к тебе за помощью приводят тех детей, родителей которых ты выпустил много лет назад, говорит о том, как много времени ты этому посвятил …

Все дети поступающие в ДОУ имеют тяжёлые нарушения речи — такие как алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи различного уровня,

а также дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Практически каждый ребенок, находящийся в моей группе, помимо основного речевого диагноза, имеет вторичные сопутствующие заключения, которые проявляются в расстройствах психических функций, эмоционально – волевой сферы. У большинства детей с ОНР отмечается недоразвитие и неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как восприятие, внимание, память, мышление. Для этих детей характерны как общие, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций. По-этому, работая с такой категорией детей, приходится искать инновационные, главное действенные, методы и приемы работы, которые помогут развить не только речевые навыки ребенка, но и всю его личность в целом.

 

Скачать конспект

Планирование работы с детьми в группе всегда начинается с обследования каждого ребенка, ведь это позволяет определить наиболее полную и четкую картину состояния речи ребенка, и соответственно, поставить правильные цели, задачи и пути решения этих задач, что является залогом успешной работы.

Для получения наиболее хороших результатов коррекционно-развивающей работы я всегда отмечаю важность и необходимость совместной деятельности всех педагогов ДОУ. Это тесная взаимосвязь учителя – логопеда с педагогом психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями групп, медицинской сестрой, родителями, так как каждый участник образовательного процесса вносит свою часть именно в речевое развитие ребенка тем или иным способом, ведь работа по развитию речи заключается не только к исправлении звукопроизношения, это и работа над плавностью, темпом и ритмом речи, с которой детям помогает справляться наш музыкальный руководитель. Так же хорошо известно, что дети имеющие речевые нарушения, как правило, имеют нарушения двигательных функций, у них недостаточно развита общая моторика, им сложно соотносить речь с движением, как тут обойтись без инструктора по физической культуре. Помимо этих нарушений, детям присущи нарушения эмоционально волевой сферы, поведенческого характера. Они испытывают трудности в развитии психических процессов, и тут незаменимую помощь им оказывает педагог психолог. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя логопеда в подходе к ребёнку, тесное

сотрудничество во всех направлениях работы я рассматриваю как необходимое условие обеспечения результативной коррекционной работы.

Ведь именно согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Но в приоритете нашей группы большее внимание уделяется именно взаимосвязи воспитателя с учителем -логопедом, так как именно эта взаимосвязь позволила разработать единые подходы к развитию детей, определить ответственности в коррекционно-развивающей работе и обеспечить выполнение и решение целей и задач, которые определены программой.

Ежедневная работа с каждым воспитанником группы фиксируется в тетради взаимосвязи, в котором отражаются все направления коррекционно- развивающей деятельности согласно заданной лексической теме и

возрастным особенностям детей. Еженедельные задания логопеда воспита-телю включают в себя следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;
  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
  • игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи;
  • индивидуальная работа;
  • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Для индивидуальных занятий с детьми воспитатели пользуются тетрадями с рекомендациями для родителей, в которых отмечается этап работы над звуком и приемы работы для его автоматизации. В конце недели тетради дают домой для обеспечения непрерывности коррекционного процесса.

На данном этапе работы мною выбрана тема для углубленного опыта работы «Сказка – как средство развития речи дошкольников», так как на мой взгляд, метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, что немаловажно в работе с нашими воспитанниками, но и комплексной системой, направленной на коррекцию не только речевых нарушений, и личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Каждый последующий состав детей, каждая возрастная ступень воспитанников ставят свои новые проблемные вопросы, тем самым определяя темы для дальнейшего углубленного изучения.

В своей деятельности руководствуюсь главными целями коррекционной работы: своевременное выявление нарушений развития речи, коррекции речевых нарушений, пропаганды логопедических знаний, создание оптимально — коррекционной развивающей среды, способствующей преодолению речевого недоразвития воспитанников.

Наряду с традиционными формами воспитания и обучения использую современные образовательные технологии, обеспечивающие развитие творческого мышления дошкольников, формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска и анализа.

В своей работе активно использую здоровьесберегающий компонент организации коррекционного процесса, который включает в себя: зрительную, дыхательную, корригирующую гимнастику; физкультурные минутки и динамические паузы; пальчиковую гимнастику; массаж, самомассаж; психогимнастику.

Для решения коррекционно — развивающих проблем создана предметно — развивающая среда логопедического кабинета, которая соответствует реализуемым программам, задачам всестороннего развития и оснащена дидактическим и учебными материалами, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы.

Большое место в моей работе отведено взаимодействию с родителями. Цель моей работы с родителями — активизировать родителей, привлечь их к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми. Осознанное включение родителей в совместный с учителем– логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. В своей работе с родителями использую такие методы работы:

  • анкетирование
  • индивидуальные беседы
  • индивидуально-практические занятия
  • консультации
  • советы по изготовлению игр и пособий для своего ребенка.

Проектный метод в моей работе стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. В моей практике проектный метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Логопедические проекты имеют различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Метод логопедических проектов для меня является замечательным способом организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.

Компьютерные программы, применяемые мной в коррекционно — образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации дошкольного образования.

Для повышения своего профессионального уровня активно использую опыт коллег МБДОУ и города, а также делюсь своими наработками на педагогических советах, городских и республиканских семинарах, методических объединениях.

Создавая условия для овладения речью, я не забываю об эстетической, привлекательной окружающей обстановке. Каждый предмет в моем кабинете несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребенка к диалогу.

Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, от творческой активности и инициативы. В своей профессии стараюсь быть увлеченной. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, улыбки, сознавать, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь.

Мой педагогический принцип — помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в этом маленьком мире детства.

Люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с этим миром, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: "Я состоялась, как педагог, потому что помогаю детям».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год