Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие познавательной активности дошкольников. Из опыта работы.
Педагогическое Эссе
Автор: Янцер Ольга Сергеевна   
30.07.2021 06:23

Развитие познавательной активности дошкольников. Из опыта работы.Развитие познавательной активности дошкольников. Из опыта работы.

Как только ребенок появляется на свет и немного в нем адаптируется, его начинает интересовать этот мир, который его окружает. А уж ребенок дошкольного возраста – настоящий природный исследователь. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, наблюдений, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» — писал Лев Семенович Выготский. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Этот вопрос стоит в педагогике уже не мало лет. А в современных условиях переизбытка информации (телевидение, компьютерные игры, методики раннего обучения, обилие игрушек, журналов и книг) стоит особенно остро.

 

Современное дошкольное образование в свете ФГОС ДО призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности и инициативы дошкольника. Одним из принципов ФГОС ДО является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п. 1. 4. (7)). Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать» (п. 4. 7). Кроме того, познавательная активность и познавательный интерес — это основа успешной учебной деятельности (А. П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.)

Под познавательной активностью дошкольников я понимаю стремление к познанию предметов и явлений окружающего мира. Она выражается в:

  • любознательности (ребенок задает много вопросов, заинтересован в принятии информации)
  • самостоятельности (сам выбирает интересующий объект, умении получать информацию, используя доступные источники, самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы)
  • инициативности (ребенок проявляет желание уточнить, углубить свои знания, предлагает различные виды деятельности, у него есть желание поделиться своими знаниями с другими).

Поэтому я перед собой поставила следующие задачи:

  1. Создать условия для мотивации детей к различным видам деятельности.
  2. Формировать у детей исследовательские навыки: умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить простой эксперимент, определять признаки и свойства объектов окружающего мира, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  3. Развивать у детей инициативу, самостоятельность, любознательность, воспитывать личностные качества.

Исследовательские навыки детей я решила формировать в процессе таких видов деятельности как: наблюдение, элементарное экспериментирование, собирание коллекций, экскурсии и детская проектная деятельность.

Эффективным инструментом, позволяющим сделать все эти виды деятельности не только необычными, увлекательными, интересными для детей, но и сформировать основы системного мышления и целостной картины мира для меня стала технология ТРИЗ- ОТСМ, адаптированная для дошкольников Т.А. Сидорчук (кандидат педагогических наук, автор более 200 публикаций по использованию ОТСМ — ТРИЗ в педагогике, г.Ульяновск).

Через уголок "Познавайкин мир " я познакомила детей с 5 анализаторами, которыми пользуется человек, исследуя окружающий мир, и с 14 признаками, которые можно выделить у любого объекта при помощи этих анализаторов. Я ставила перед детьми задачу — уметь назвать имя признака, определить значение признака у конкретного объекта и знать обозначение значка признака. Все эти навыки помогают ребенку усвоить способ исследования любого объекта и поддерживают познавательный интерес к разным видам деятельности.

Наблюдение я чаще всего организую на прогулке. Обучение детей наблюдению осуществляю при помощи "Кольца наблюдения". Дети, глядя в кольцо, выбирают объект и выделяют как можно больше признаков этого объекта при помощи известных им анализаторов. В старшей группе ставлю перед детьми задачу — заметить изменение объекта или признака во времени (например: в начале прогулки солнце светило ярко, а в конце прогулки — спряталось за тучи; в начале прогулки мужчина стоит на балконе соседнего дома, а в конце прогулки- его нет; на утренней прогулке одуванчики были открыты, а на вечерней — они закрылись). В подготовительной группе дети учатся фиксировать результаты своих наблюдений в альбоме при помощи значков-схем, а также анализировать результаты своих наблюдений и устанавливать причинно-следственные связи (одуванчик закрылся, потому что спряталось солнце- значит, на раскрытие цветка влияет солнечный свет; облако переместилось, потому что подул ветер- значит, движение облаков происходит из-за силы ветра).

Повысить мотивацию к познавательной деятельности, вызвать в детях желание познавать мир, задавать вопросы я решила с помощью метода детского экспериментирования.

Для меня экспериментирование стало тем методом обучения, который:

  • позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.;
  • вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни общества, и, конечно, стимулирует познавательную активность и любознательность детей;
  • задействует все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), что обеспечивает усвоение материала не только на ментальном, но и на сенсорном уровне.

Обучение элементарному экспериментированию провожу по методике проведения опытов- экспериментов (исследования состояния и превращения вещества, движение воздуха и воды, свойства почвы и минералов, условий жизни растений и т.д.) О.В. Дыбиной (доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой "Дошкольная педагогика и психология" ТГУ). Также использую интернет-ресурсы.

Для начала этой работы мне необходимо было создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в группе, а именно уголок для экспериментирования или мини- лабораторию.

Было выделено специальное место в группе и начата работа по сбору оборудования и материалов. В этом участвовали все: дети, родители, персонал ДОУ. В результате появилась наша "Солнечная лаборатория". Где у нас собраны природные материалы (шишки, семена, камешки, ракушки, спилы деревьев); предметы из металла, дерева, пластмассы; разные виды бумаги и ткани и многое другое.

Имеется необходимое оборудование: микроскоп, лупы, магниты, зеркала, различные виды весов и часов, баночки, колбочки, пинцеты, пипетки и др.

Так же в нашей лаборатории есть коллекции минералов, ракушек, пуговиц, фантиков.

Главной педагогической проблемой для меня стало то обстоятельство, что лаборатория, не смотря на богатое наполнение, эстетический вид и кажущуюся доступность не вызвала у детей ожидаемого интереса. Вся деятельность ограничивалась рассматриванием коллекций и некоторых предметов. Анализируя сложившуюся ситуацию, я поняла, что детская опытническая деятельность должна быть особенным образом организована, она должна быть доступна не столько предметно, сколько технологически, ребенку должен быть понятен алгоритм действий в лаборатории.

Так главной особенностью нашей лаборатории стала работа на подносах по карточкам- схемам, которые мы создавали совместно с детьми. Для меня очень важно, чтобы те эксперименты, которые мы делаем с ребятами в совместной деятельности, впоследствии они захотели и смогли повторить самостоятельно. Для этого я специальным образом организовала самостоятельную деятельность детей в лаборатории. Каждый опыт в виде алгоритма действий при помощи значков схематично изображается на карточке. Все это проделывается совместно с детьми, на их глазах с учетом их предложений после демонстрации опыта воспитателем. На отдельном подносе находится оборудование для опыта и туда помещается карточка -схема. Начиная со средней группы, дети работают с приготовленным воспитателем набором, а к подготовительной группе у детей есть возможность самостоятельно, опираясь на карточку, приготовить оборудование и материалы и провести опыт. В настоящее время в арсенале нашей лаборатории есть карты-схемы для проведения опытов: "Извержение вулкана", "Поверхностное натяжение воды", "Изготовление фильтра, очищение воды", "Тонет — не тонет", "Исследование свойств бумаги и ткани", "Оптические иллюзии с зеркалом и увеличительным стеклом", и многие другие.

Помимо лаборатории мы создали в группе книжный уголок "Книжкин домик", с постоянной сменяемостью материала в зависимости от темы. Дети могут использовать игры по методикам ТРИЗ — ОТСМ ( «Да-нет-ка» по сказкам, "Угадай сказочного героя"). Книги в постоянной доступности для детей, можно рассматривать иллюстрации, энциклопедии, в которых дети могут найти нужную информацию, альбомы. Есть "Книжкина больничка" и дети могут сами "полечить" пострадавшую книжку.

Создали замечательный творческий центр" Маленькие художники", где в повседневной доступности для детей находятся все материалы для лепки, рисования, изготовления аппликаций, трафареты, альбомы с детскими рисунками, коллекция открыток и т.д.

Коллекционирование так же повышает интерес детей к окружающему миру, учит ориентироваться в многообразии объектов и их признаков, позволяет развить классификационные навыки. Именно такую задачу я ставлю перед детьми при сборе коллекций. Для меня важно, чтобы ребенок мог не только собрать какие-то экспонаты, но и систематизировать свою коллекцию: разложить экспонаты по определенному признаку и дать им названия. Например, коллекцию животных систематизируем по признаку место (природные зоны); коллекция чая по признаку цвет или запах. При создании музея часов дети классифицировали часы по признаку время (старинные, современные); по признаку части (с кукушкой, с дверцей, с подставкой и т.п.); по форме, размеру и т.д.

Такой подход способствует поддержке познавательного интереса не только у инициативных детей, но и повышает познавательную активность у остальных ребят. Побуждает их к детальному обследованию экспонатов, участию в сборе общих коллекций (принести свои экспонаты) или даже к собиранию своей коллекции.

Все перечисленные виды детской познавательной активности зачастую являются составляющими проектов и проектной деятельности. Проект «Музей часов». Мы создавали в группе мини-музей часов, в ходе которого дети учились искать информацию в разных источниках, систематизировать ее. Собирать экспонаты, и создавать коллекцию. Развивали коммуникативные навыки, учились выступать в роли экскурсоводов, рассказывая о мини-музее. Познакомились с понятием музей, получили представление о функции такого предмета, как часы. Узнали об истории возникновения и развития часов. Дети узнали о существовании часовых поясов на Земле, некоторые научились "узнавать" (понимать) сколько сейчас времени. Работали над развитием чувства времени (1 минута — это много или мало: просидеть неподвижно и молча 1 минуту- это много, а поиграть -это очень мало).

Проект «Мое солнышко» мы проводили во второй младшей группе, с целью сплочения коллектива родителей и детей, на первом этапе существования группы. Родителям и детям нужно было придумать и создать образ по номинациям: будущая профессия, сказочный герой, мое увлечение. Дети учились презентовать свой «образ», узнали о предпочтениях и увлечениях друг друга. Проект помог развивать в детях инициативность, так как основная идея по созданию образа, шла от ребенка.

Проект «Расписные чудеса» помог обогатить РППС в группе. Благодаря ему у нас в группе появились изделия, выполненные в различных видах народного декоративно-прикладного искусства. Дети познакомились с такими видами как: Городецкая роспись, Гжель, Хохлома, Дымковская и Филимоновская игрушка. Мы учились подбирать информацию об истории возникновения и развития промыслов, отвечать на возникающие вопросы. Благодаря помощи родителей нам удалось создать атмосферу тех лет и в группе, и в приемной, и в холле возле группы. Нами была создана «Славянская слобода», воссоздан быт русской избы. С детьми изготовили различные работы в стиле этих росписей.

Еще один познавательный проект «Путешествие вокруг Земли» закружил нас по разным уголкам Земли. С помощью пособия «Компас путешественников» мы с детьми «побывали» в различных природных зонах: от Арктики и Антарктики до джунглей и пустынь. Дети с помощью родителей активно искали различную информацию, каждый день у нас возникал «вопрос дня», который мы помещали на стенд «Горячие новости группы» для того чтобы родители были в курсе наших новостей, и могли помочь ребенку, и просто лучше его понять, когда он делится информацией, впечатлениями, приобретенным опытом. Помимо этого, мы с детьми создали макеты различных природных зон, собрали коллекцию животных. Наша картотека опытов пополнилась опытами –экспериментами «Соленая и пресная вода», «Из чего горы-из чего пустыни», «Искусственный снег», «Что такое Айсберг», «Прямые и косые солнечные лучи» и др.

Проект «Чайный домик» позволил совершенствовать работу по такому виду деятельности как коллекционирование (сбор экспонатов, поиск информации из разных источников, классификация по разным признакам).

Еще одним способом развития познавательного интереса у детей для меня стали экскурсии. Этому способствуют те условия, что наше учреждение имеет возможность на собственном автобусе организовывать различные поездки. Начиная со средней группы мы с детьми побывали в театре «Оперы и Балета» г. Новосибирска, в «Музее Природы» г. Новосибирска, в Новосибирском Планетарии, в «Ботаническом саду» Академгородка, на шоколадной фабрике, в пожарной части №11 г. Бердска, в Бердском "Историко- художественном музее", на спортивных площадках г.Бердска: ЛДС, СК"Кристалл", СК"Вега". СК"Зима-Лето", Лыжная база "Метелица".

Наш детский сад расположен в лесной зоне, поэтому несколько раз в год (в различные сезоны), мы с ребятами отправляемся на экскурсию в лес для ознакомления с сезонными изменениями. С целью формирования представлений о родном городе, устройстве улиц, систематизации знаний о ПДД и безопасного поведения на улице совершаем экскурсии по микрорайону "Молодежный". Эти поездки и походы имеют большое значение как для развития любознательности и расширения кругозора, так и для успешной социализации детей.

Сотрудничество со спортивными объектами города (тренировки 2 раза в неделю по футболу для мальчиков, по художественной гимнастике для девочек) обеспечивает двигательную активность, помогает воспитывать в детях целеустремленность, самостоятельность.

В плане воспитания самостоятельности я поняла, что самое главное — доступность среды: каждому ребенку все можно, есть свобода выбора и свобода действий, но есть и определённые правила для всех.

Исключительно большую роль в развитии познавательной активности детей я отвожу родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном этой работы.

Поэтому в начале учебного года первое родительское собрание мы провели на большой лесной поляне в Бердской зоне отдыха. Это был настоящий квэст с заданиями «Пять загадок осени», в ходе которых ребята исследовали лесные секреты, отгадывали загадки, играли в подвижные игры, искали самого маленького обитателя леса. Родители тоже не оставались в стороне, участвовали в эстафете, строились и летали «клином журавлей» и многое другое. Но главное, родители ощутили важность формирования познавательных действий и познавательных интересов детей, учились прививать детям наблюдательность, умение видеть маленькие чудеса вокруг себя. В конце средней группы я провела родительское собрание, на котором дети продемонстрировали умение ставить элементарные опыты, действовать по алгоритму, комментировать свою деятельность, делать выводы, читать условно-схематичные изображения. Эта форма работы в виде презентации эффективная, т.к. сразу появилась ответная реакция, обсуждения между родителями, заинтересованность, но не может проводиться часто, а родителям важно понимать, как поддержать инициативу ребенка, когда он хочет повторить опыт, или поделиться информацией с родными. С этой целью использую информационную доску «Горячие новости группы», где ежедневно размещается информация о том, чем сегодня занимались дети, какую информацию получили, алгоритм проведения эксперимента или описание правил игры, проблемный вопрос или загадка дня. Этот прием помогает родителям не только иметь более полное представление о жизни детей и работе воспитателя в детском саду, но и более информативно составить беседу с ребенком о прожитом дне. Современной формой работы с родителями в нашем ДОУ является новостная полоса ВКонтакте, где мы с ребятами имеем возможность делиться событиями из нашей жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год