Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Методы и приемы экологического воспитания дошкольников»
Занятия по Экологии
Автор: Кружкова Татьяна Владимировна   
04.01.2022 17:37

«Методы и приемы экологического воспитания дошкольников»«Методы и приемы экологического воспитания дошкольников»

Выполнила: Кружкова Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ д/с №65 «Буратино»

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.

 

Скачать конспект

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры. Но в ФГОС, практически, нет никакого упоминания об экологии, однако в ряде программ дошкольного образования

как: «Мир открытий», «От рождения до школы», «Радуга», — выделены подразделы, связанные с экологическим образованием. В отдельных образовательных организациях реализуются авторские программы экологического воспитания, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Но в дошкольном образовании существуют определенные затруднения связаны и с новыми СанПиНами, которые ограничивают возможности контактов дошкольников с живой природой.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников — умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке.

Формирование экологической культуры детей и начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка.

Поэтому дошкольное экологическое образование предполагает эмоционально-действенный характер и активное усвоение знаний и представлений об окружающем мире, участие в сохранении и приумножении природных богатств.

Приоритетными являются следующие методы, формы и средства обучения дошкольников:

  • наблюдения за окружающей природой, чтение литературы, знакомство с фольклором, просмотр телепередач и т.д. на экологические темы;
  • озеленение открытых площадок;
  • фенологические наблюдения за живыми объектами;
  • участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы;
  • поделки из природного материала;
  • дидактические, сюжетно-ролевые и творческие сюжетные игры, занятия, праздники на экологические темы.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. При этом любые методы обучения характеризуются тремя признаками: целью обучения, способом усвоения содержания, взаимодействием участников процесса.

Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

Какие методы являются особо значимыми в экологическом образовании?

Можно выделить пять групп методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности.

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического образования детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов — результатов выращивания — позволяет корректировать складывающиеся навыки и

обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом образовании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

Организация длительных наблюдений (циклов) — это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение — это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов.

Метод наблюдения – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон). Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно -наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино — и телефильмы.

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование.

Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического образования. Работа с календарями природы, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, — позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

В экологическом воспитании детей широко используются все указанные методы, а наблюдение — один из основных и ведущих наглядных методов — играет важную роль в воспитании и обучении дошкольников.

Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно

может выполнять важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания — проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого

объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Работа с семьей по экологическому образованию

Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития

ребенка необходимо их взаимодействие. Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу — воспитание экологически грамотного человека.

Все обозначенные позиции по педагогическому методу имеют прямое отношение к определению и обсуждению методов экологического воспитания дошкольников.

Основой для их построения являются:

  • учет специфики содержания экологического воспитания, исходящей из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды
  • подход к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей
  • систематическая, регулярно повторяющаяся; планируете)! и организуется воспитателем

-нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата; одновременное решение в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимание их соподчиненности в экологическом воспитании:

компоненты образования обязательны, так как они формируют экологически правильное отношение к природе, т.е. обеспечивают решение воспитательных задач в этой деятельности.

Поэтому в наше современное время главная задача для воспитателей – не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас. Подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в ответе за планету Земля, и каждый может сохранить и приумножить её красоту.

Ведь детство – это настоящая, яркая, неповторимая часть жизни; от него

зависит каким человеком станет сегодняшний малыш.

Список рекомендуемой литературы (интернет – источники):

  1. http://works. doklad. ru/view/GObDeAvv0eA. html
  2. http://d.120-bal. ru/doc/19561/index. html? page=3
  3. http://doshkolniki. org/ekologiya/58. html? showall=1
  4. http://www. maam. ru/detskijsad/seminar-formy-i-metody-raboty-v-dou-po-yekologicheskomu-vospitaniyu. html
  5. http: //diplomba. ru/work/99675
  6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Учебник.
  7. С.Н. Николаева парциальная программа «Юный эколог», издательство Мозайка –синтез, г. Москва, 2020 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год