Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Занятия по Экологии
Автор: Корнильева Оксана Викторовна Голдаева Надежда Сергеевна   
31.03.2021 02:29

ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Я думаю, вы согласитесь с тем, что в наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. И подтверждением тому является Указ Президента Российской Федерации «О проведении Года экологии» в 2017 году.

Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

 

Психологи отмечают, что первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %.На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста, на наш взгляд, являются природоохранные акции — это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.

Природоохранные акции – это ценностно-ориентированный метод, дающий ребенку раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности.

Цель акции: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Не для кого не секрет, что выполнение любой деятельности объединяет детей и взрослых. И непременное условие каждого Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Так как акция — это комплексное мероприятие, то в ходе её решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные и эстетические, что делает её особенно ценной. Природоохранные акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин: формирование активной жизненной позиции, трансформация знаний в отношение, включенность всех членов образовательной деятельности: педагоги, дети, и их родители; реализация принципов интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности; положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды.

Акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;

  • в акции включены все члены педагогического процесса: педагоги, дети, и их родители

- данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности; природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Проанализировав научные подходы Николаевой С.Н. к использованию природоохранных акций как формы экологического воспитания детей, мы выработали свой собственный взгляд по данному вопросу, определили ее структуру и содержание.

Каждое дело — творчески, каждое дело — с пользой! А, иначе, зачем?

Необходимым условием успешности акций является соблюдение определенных требований:

  • в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск
  • акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых

Обязательные составляющее акции:

  • детская самостоятельность (при поддержке взрослых)

- сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

Нами определена структура природоохранных акций, которая включает в себя компоненты: (подготовительный, познавательно-исследовательский, практический, пропагандистский).

  1. Подготовительный — направлен на погружение детей в проблему темы данной акции, с дальнейшим обозначением комплекса мероприятий и прогнозированием практической деятельности природоохранного характера.
  2. Познавательно-исследовательский — направлен на формирование у детей умений определять простые экологические проблемы и находить способы их решения путем использования исследовательских методов и приемов.
  3. Практический — направлен на формирование умений и навыков природоохранной деятельности детей, применение основ экологических знаний в природоохранной деятельности, соблюдение правил поведения в природе.
  4. Пропагандический- направлен на пропаганду экологических знаний, на воспитание устойчивого, эмоционально

На подготовительном этапе используются разные формы и методы работы с детьми: беседы-рассуждения, моделирование определенных экологических ситуаций с последующим их решением, экскурсии, наблюдения и т.д. В процессе взаимодействия с педагогами и сверстниками дети приходят к осознанию того, чтобы сохранить природу надо совершать природоохранную деятельность и привлекать к этому других.

Необходимо также отметить, что темы разных форм деятельности обсуждаются с детьми на основе календаря знаменательных событий, определяются ими самостоятельно, в соответствии с их желаниями и уровнем развития, что создает положительную мотивацию к действию.

Познавательно-исследовательский этап работы строится с использованием разных видов детской деятельности: опытно-экспериментальной, художественно-речевой, игровой деятельности. Следует отметить, что дети без особого труда определяют простые экологические проблемы и находят способы их решения. Работая совместно, они учатся принимать чужую точку зрения, мыслить критически.

Практический этап предусматривает использование разных видов и форм организации трудовой деятельности дошкольников, цель которой заключается в сохранении объектов природы, в создании необходимых условий для их жизни. На этом этапе они сами придумывают, какие трудовые действия можно совершить в рамках той или иной акции. Деятельность на данном этапе организуется во взаимодействии с учреждениями образования (АСПК, АСПедК), социально-культурной сферы.

На пропагандистском этапе старшие дошкольники занимались пропагандистской деятельностью среди сверстников, младших дошкольников и взрослых.

На основе структуры мы определили алгоритм реализации природоохранных акций: 1) цель (каждая акция имеет свою цель); 2)задачи (выполняются общие и конкретные); 3) объект (на что направлено – птицы, деревья…); 4) участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители).

При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

Осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают.

Отсутствие духа соревнования. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло на берегу реки или возле автобусной остановки.

Разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

Системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

Гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Я думаю, вы согласитесь, что дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам и событиям.

Хочется отметить, что в процессе подготовки и проведения акций, дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически, а не только вербально, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей — это делает такую форму работы особенно ценной.

Акции у нас проходят под девизом «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»

Необходимым атрибутом наглядной агитацией являются: листовки, буклеты, памятки, плакаты. Тематика их разнообразна и всегда совпадает с яркими событиями сезонов, приурочена к знаменательным событиям.

Традиционными для нашего учреждения стали акции:

«Посади дерево и сохрани его» в рамках единого дня посадки деревьев.

Для личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные, красивые, всегда цветущие клумбы, деревья, воспитанники получают не только положительные эмоции, но и учится оберегать красоту, создавать её своими руками. Надеемся, призыв нашей акции запомнит каждый родитель и ребенок: «Сажая деревья, мы создаем традицию добра!»

«Каждой пичужке — своя избушка», «Столовая для пернатых»

Акция проводилась в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. В рамках проведения акции организовано экологической исследование «Птицы нашего края», в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края. Во взаимодействии с родителями изготовлено и развешано 10 скворечников, 15 кормушек. В ходе акции ребята сделали вывод: все вместе они делают хорошее дело — помогают выжить птицам в самое трудное время года!

«Сохраним елочку»

Акция проводится в преддверии новогодних праздников с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства. Призыв акции: «Сохраним живые насаждения!»

В рамках акции «День Земли» проходят интересные мероприятия: КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера. Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру.

На протяжении 3-х лет в нашем детском саду проходит акция «Сохраним первоцвет», цель которой: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме сохранения раннецветущих растений родного края и их охране, воспитывать у детей чувство любви к природе.

Акция ”Всероссийский экологический субботник “Зеленая Россия! ” способствует развитию экологической культуры и бережного отношения к природе. Данная акция организуется во взаимодействии с родителями, учреждениями образования: Анжеро-Судженского политехнического и педагогического колледжей под девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». В чем значимость этих дел, спросите вы? Дошкольникам очень важна и интересна любая помощь и поддержка старших товарищей. Для них – это, своего рода, образец для подражания. Акция сплачивает детей и взрослых, воспитывает у дошкольников трудолюбие и гордость за свою работу.

Зоной особого внимания воспитанников и их родителей является Сиреневая аллея, которая заложена совместно с родителями в честь юбилейного дня Великой Победы в ходе акции «Сирень Победы». Каждый ребенок, посадивший вместе с папой или мамой сирень в честь своих предков-фронтовиков, не может оставаться равнодушным к тому, как чувствует себя его зеленый друг.

Акция «Цвети, любимый детский сад!», ориентированная на эколого-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников. В рамках акции детьми, педагогами и родителями выращивается рассада овощей и цветов в количестве более 1000 шт. для огорода, теплицы и цветников, которых на нашей территории более 20 штук. Организуются трудовые десанты, творческие мастерские по благоустройству территории под девизом «Участок летних радостей вместе создаём».

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что природоохранные акции являются эффективной формой экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают значительную динамику основ экологических знаний. И сегодня, мы можем отметить положительные результаты: участвуя в акциях, наши воспитанники приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Хочется отметить, что природоохранные акции оказывают большое воспитательное воздействие не только на детей, но меняется отношение к природе и самих родителей. Надеемся, призыв наших акций запомнит каждый родитель и ребенок: «Мы создаем традицию добра!». Только в руках каждого из нас — будущее нашей прекрасной планеты!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год