Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка системы дидактических игр по речевому развитию на основе дидактического полотна «Семья»
Развитие речи у детей
Автор: Пальчиковская Ирина Дмитриевна Железнякова Ирина Георгиевна   
24.07.2018 16:23

Методическая разработка системы дидактических игр по речевому развитию на основе дидактического полотна «Семья»Методическая разработка системы дидактических игр по речевому развитию на основе дидактического полотна «Семья»

Авторы:

  • Пальчиковская Ирина Дмитриевна воспитатель МОУНШ №1
  • Железнякова Ирина Георгиевна, учитель-дефектолог МОУ НШ №1,

В системе специального образования остается весьма актуальной и социально значимой проблема формирования связной речи у детей со зрительной депривацией.

У детей с нарушением зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в условии выразительных средств.

 

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.

Одним из эффективных приемов, для решения данной проблемы у детей с нарушением зрения является использование дидактической игры.

Мы изготовили пособие «Моя семья!» и разработали систему дидактических игр по речевому развитию по теме «Семья». Пособие – это идеальный способ, облегчающий процесс усвоения знаний, помогающий развитию внимания и длительному сохранению интереса и дает возможность детям поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того, какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что у большинства детей недостаточные представления о членах семьи, мало знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах.

Таким образом, использование системы дидактических игр способствует и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.

Задачи:

  • обогатить активный словарь ребенка по теме «Семья»;
  • повысить уровень развития грамматического строя речи;
  • упражнять детей в согласовании слов в предложении;
  • развивать связную речь детей;
  • развивать речевое творчество детей;
  • формировать умения детей задавать вопросы, договариваться со сверстниками;
  • вызвать желание рассказывать о близких родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни; поделиться своими чувствами, мыслями о своей семье;
  • способствовать гендерному воспитанию детей (продолжать формировать представления детей о мальчике и девочке, мужчине и женщине (внешний вид; особенности их поведения; их прав и обязанности в семье, и в отношении с другими людьми);
  • продолжать развивать зрительно-моторную координацию;
  • воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи.

При составлении системы занятий по речевому развитию нами учитывались следующие дидактические принципы:

  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • научность, наглядность, доступность;
  • поэтапное повышение требований;
  • стимулирование активности и сознательности детей.

Этапы работы

I этап: выявление проблемы; подборка и изучение методической литературы по теме;

II этап: составление плана совместной деятельности в системе педагог- дети –родители; подборка дидактического материала, наглядных пособий (иллюстрации, фото родителей и членов семьи);

III этап: изготовление дидактического полотна «Семья»; подбор и изготовление цветных и контурных изображений, условно обозначающих членов семьи; подборка и изготовление карт-мнемотаблиц для составления описательных рассказов.

Методическое обеспечение:

Наглядный материал: дидактическое пособие –полотно с разными по размеру окошками; контурные изображения условных членов семьи; цветные картинки с условным изображением членов семьи. Набор карт-мнемотехники для описания внешнего вида взрослых (мужчин, женщин); карты-мнемотехники для описания трудовых действий взрослых и детей в семье.

Ожидаемые результаты.

Разработка будет способствовать:

  • обогащению активного словаря по теме «Семья»;
  • совершенствованию умения различать на слух и произносить все звуки родного языка;
  • повышению уровня развития грамматического строя речи;
  • формированию умения владеть начальными формами связной речи (диалогом, монологом), позволяющим свободно общаться с людьми;
  • развитию речевых и творческих способностей детей;
  • закреплению представлений детей о семьях, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; воспитанию чувства привязанности к членам своей семьи;

Практическая значимость.

Мы полагаем, что благодаря данной работе, наши коллеги смогут освоить новые идеи и методы; родители заинтересуются этой темой и станут активными участниками педагогического процесса в дошкольной образовательной организации; наладится взаимопонимание педагогов и родителей, что в целом позволит значительно улучшить речевое развитие каждого ребенка, осуществляя индивидуальный подход.

Данная методическая разработка дидактических игр по речевому развитию по теме «Семья» может быть реализована в старшем дошкольном возрасте ДОУ.

Выводы: в результате работы над методической разработкой была отмечена:

  • положительная динамика речевого развития, обогащение активного словаря у детей по теме «Семья»;
  • выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации;
  • повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей через разнообразные формы и методы работы;
  • пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи;
  • овладение родителями знаниями по вопросам речевого развития детей, положительная оценка коллег;
  • чувство удовлетворения от совместного творчества.

Список использованной литературы:

  1. Основная образовательная программа дошкольного общего образования МОУ НШ № 1. 2015-2020
  2. «Коррекционная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под Л. И. Плаксиной
  3. «Дидактический материал к занятиям в подготовительной группе», Автор –составитель О.В. Епифанова, издательство «Учитель», Волгоград, 2007.
  4. «Знакомим дошкольников с литературой», Ушакова О.С., Гавриш Н.В., М.: ТЦ Сфера, 2002.
  5. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе логопедической группе», Коноваленко В.В., Москва, 2001.
  6. «Развитие творческого мышления работаем по сказке», Шиян О.А., Мозаика-синтез, Москва, 2013.
  7. «Развитие речи в детском саду», Гербова В.В., Мозаика-синтез, Москва, 2015.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год