Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Развитие речи у детей
Автор: Бойчук Светлана Владимировна   
10.03.2015 06:04

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Естественно, что эта проблема находится в центре многих современных исследований. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, 1983; А.Р. Лурия, 1956 и др.) Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. Нарушения речи в той или иной степени могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации детей. Анализ речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи свидетельствует о значительных трудностях в использовании лексических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах.

В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией. По признанию многих специалистов (Н. С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексики и грамматической стороны речи.

Следует отметить, что в логопедии разработана и широко применяется методическая система коррекционной работы с детьми с ОНР. Однако, специфические приемы, направленные на формирование лексики представлены недостаточно. Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой и смысловой стороны речи. Общее недоразвитие может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности: — более позднее начало речи; — речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; — экспрессивная речь отстает от импрессивной; — выраженные дефекты слоговой структуры слова. Для общего недоразвития речи характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Р.Е. Левиной были описаны три уровня речевого развития речи детей.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво.

II уровень речевого развития (зачатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова ( «Дети алязай убиляют. Капуту, мидои, лябака.» — Дети урожай убирают: капусту, помидоры, яблоки.) Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей, вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затруднено.

Обследование детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Для преодоления тяжелых речевых нарушений требуются своевременное выявление имеющихся недостатков и длительное специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой системы.

Одна из основных задач учителя-логопеда – правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого ребенка. В начале учебного года в речевой группе проводится комплексное обследование состояния речи и интеллектуального развития детей. Все результаты заносятся в речевую карту. Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выяснить степень речевого нарушения у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы в целом.

В сентябре 2014 года была обследована группа из 12 человек старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Для изучения состояния речи была выбрана методика Н.В. Нищевой. В результате проведения экспериментальной работы, основанной на развернутом обследовании речевых и неречевых функций, были получены среднегрупповые данные.

Наиболее неблагоприятной стороной является уровень развития словарного запаса, грамматических категорий и связной речи. При обследовании предметного словаря было выявлено, что дети допускали такие ошибки, как замены слов, входящие в одно родовое понятие ( «тигр»«лев», «овца»«коза» и т.п.), слов, обозначающих профессии, на глагольные формы ( «строить» вместо «строитель», «готовить» вместо «повар» и т.д.) У всех детей не соответствовал возрастной норме уровень обобщений: ни один из 12 детей не смог выполнить задания самостоятельно и без ошибок. Дети путали понятия «овощи»«фрукты», «одежда»«обувь»; 8 человек не назвали слова «транспорт», «семья»; 10 человек не дифференцировали домашних животных и птиц; 6 человек – домашних и диких животных. При образовании существительных множественного числа в именительном падеже, дети допускали характерные ошибки (окно – «окны», ухо – «ухи», рот – «роты» и т.п.), при образовании в родительном падеже ( «деревов», «карандашов» и т.п.). Образовывая названия детенышей животных, никто не назвал «ягненка»; ряд детей не смогли назвать «жеребенка», «теленка»; меньше ошибок наблюдалось при назывании детенышей диких животных. При образовании прилагательных дети неверно называли формы ( «соломовое», «пухное», «метальное» и т.п.).

Анализируя данные выполнения заданий по исследованию словаря и словообразовательных процессов, можно сказать, что наиболее доступными из предложенных заданий оказалось образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Самыми сложными оказались задания на уровень сформированности обобщающих понятий, на подбор антонимов, особенно к существительным и глаголам, на образование приставочных глаголов. Формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема экспрессивного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря (Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.).

При организации логопедического воздействия необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. Формирование словаря идет по следующим направлениям:

  • расширение объема словаря и представлений об окружающей действительности
  • уточнение значения слов
  • формирование семантической структуры слова
  • организация семантических полей, лексической системы родного языка
  • активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода из пассивного словаря в активный.

Cистема работы над словами была составлена с учетом тесной связи процессов развития лексики и словообразования, и включает задания на уточнение структуры значения слова, овладение морфемами, системой грамматических знаний, закрепление связи между словами, развитие диалогической и монологической речи. На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводится большая работа по активизации и совершенствованию словаря, понимания речи, формированию умения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запаса организуется устная речевая практика. В процессе усвоения предметного словаря на основе предметно-графических схем дети продолжают знакомиться с различными способами словообразования. Одновременно дети учатся понимать обобщенное значение слова. Необходимым условием уточнения и расширения предметного словаря является практическое усвоение распространенных случаев многозначности слов. Каждое занятие имеет свою тему, которая содержит соответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и его систематизацию на основе наблюдений и логических приемов сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, поскольку она быстро обогащается за счет производных слов. Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначале возникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных). Значительно позже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные по семантике слова.

Основные задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий.

В коррекционной работе учитель-логопед ставит следующие задачи:

  • формировать представление о слове, как об основной языковой единице
  • обогащать и развивать словарный запас детей с ОНР, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования
  • осуществлять актуализацию словаря
  • обучать детей точному употреблению слов
  • развивать лексическую системность с учетом имеющегося словарного запаса (осуществлять группировку слов по тематическому единству)
  • расширять и закреплять связи между словами
  • развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации

- отбирать и использовать лексические средства с учетом жанра и стиля высказывания.

Виды работы по коррекции лексико-грамматических нарушений.

Успешность усвоения программы в первую очередь зависит от методов обучения. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чем они говорят. Дети знакомятся с лексико-грамматическими закономерностями языка преимущественно в устной форме, поэтому система дидактических упражнений помогает закрепить полученные речевые знания, умения и навыки. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них. Значит, для активизации словаря можно использовать следующие виды работы:

  • активизация словаря по определенной теме (беседа по теме)
  • отгадывание предметов по описанию
  • сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству
  • подбор синонимов и антонимов к определенным словам
  • подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот
  • подбор частных понятий к общему понятию и наоборот
  • толкование многозначных слов
  • объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок

- подбор слов в устный текст.

Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:

  • составление предложений с заданным словом
  • восстановление правильного порядка слов в предложении
  • ответы на вопросы с их постепенным усложнением
  • образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного – прилагательное, от глагола – существительное и др.)
  • объяснение образования сложных слов
  • подбор и употребление разных частей речи к словам
  • подбор предлогов
  • составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу, по определенной тематике, с предлогом и без предлога с помощью вопроса
  • использование одного слова в разных падежных формах
  • отработка синтаксических структур.

Заключение.

Учитывая принципы современной концепции дошкольного образования (использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей и стремлений), возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Грамматика в играх и картинках. СПб, «Паритет», 2005. 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб, Союз, 2001.
  2. Тимонен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. Москва, 1981.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.Н., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. Москва, 1990.
  5. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
  6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. Москва, 1968.
  7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  8. Игры в логопедической работе с детьми. Книга для логопеда. Под ред. Селиверстова В.И. Москва, 1987.
  9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. Москва, 1983.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недо-развитием речи в условиях специального детского сада. Москва, 1993.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год