Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Предпосылки формирования письменной речи.
Развитие речи у детей
Автор: Куцова Светлана Александровна   
21.04.2021 10:29

Предпосылками формирования письменной речи.Предпосылки формирования письменной речи.

Начальным этапом, предшествующим становление письменной речи, является навык письма, который начинает формироваться в процессе целенаправленного обучения учителем начиная с первого класса. Стоит отметить, что формирование моторного компонента письма и закладывание основ орфографии происходит параллельно.

Основой орфографически правильного письма является свободное оперирование основными принципами современной орфографии: фонематическим и морфологическим, которые и определяют выбор верного написания.

Учитывая, что письмо является осознанным актом, для овладения письмом важна степень сформированности всех сторон речи: звуко-произносительной, фонематической и лексико-грамматической. Кроме того, в процесс письма включаются слуховой, зрительный, речедвигательный и двигательный компоненты.

 

Как отмечает Н.Г. Свободина, процесс письма можно разделить на несколько операций: звуковой анализ слова (проводится с помощью совместной деятельности речеслухового и речедвигательного анализатора); соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным образом буквы (для этого необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных и латеральных представлений); моторное воспроизведение зрительного образа буквы (одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль, подкрепляемый зрительным контролем, прочтением написанного).

Планирование, реализация и контроль акта письма обеспечивается прифронтальной областью, ответственной за программирование сложных форм деятельности, общую регуляцию поведения. Недоразвитие этих зон проявляется в трудностях составления и удержания программы действий, нарушениях контроля деятельности.

Письмо — это многоуровневый процесс и включает в себя большое количество операций. По мнению А.Р. Лурии письмо включает следующие операции:

Первой операцией является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, количество, место и последовательность каждого звука. Звуковой анализ слова выполняется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль, особенно на начальных этапах овладения навыком письма, при определении характера звуков и их последовательности в слове, играет громкое, шепотное или внутреннее проговаривание. А.Р. Лурия в «Очерках психофизиологии письма» писал: «Долго почти каждое письмо сопровождается скрытым внутренним проговариванием. В организации наших движений и артикуляций играют роль не только прямые двигательные (эфферентные) импульсы, но и чувствительные (афферентные) возбуждения. Чтобы движение получило нужную организацию, необходимо, чтобы импульсы направлялись в соответствующие группы мышц и чтобы в направлении и силе этих импульсов были учтены положения, в котором эти мышцы уже находятся, и те движения, которые к началу акта этими мышцами совершались. Следовательно, нужно постоянное сохранение афферентных импульсов, которые сигнализировали бы о положении, схеме органов в данный момент. Эти функции выполняются теменными заднецентральными областями коры головного мозга. Эти отделы синтезируют кинестетические ощущения и создают соответствующие схемы будущих движений.

Русское письмо относится к алфавитным системам письма. В нем звуки устной речи обозначаются соответствующими буквами. На начальных этапах обучению письму огромную роль играет проговаривание. Это связано с тем, что артикуляция является посредником между слышимым звуком и соответствующей буквой.

К следующей операции процесса письма относится соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Если звуковой анализ на устном уровне был проведен достаточно четко, то перешифровка звуков в буквы не вызывает особых затруднений. Во избежание трудностей при различении графически сходных букв необходим достаточный уровень зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Последним моментом в процессе письма является моторная операция, т. е. воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки происходит кинестетический контроль. Во время написания букв, слов он подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированной лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может привести к нарушению процесса овладения письмом.

Письмо представляет собой навык и вид графомоторной деятельности, который имеет собственную психологическую, сенсомоторную базу, обеспечивающую практическую реализацию письменной речи.

Письмо как вид деятельности включает три операции, которые являются самостоятельным навыком и имеют соответствующее психологическое обеспечение:

  1. Навык символизации — буквенное обозначение звуков речи, т. е. фонем. Он формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к символической игре, изобразительной деятельности и др. Необходимой его предпосылкой является достаточный уровень развития фонематического восприятия и звукового сознания (Р. Е. Левина).
  2. Моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов. Оно происходит в 2 этапа на начальной стадии обучения грамоте:

а) сначала осуществляется фонологическое структурирование звукового анализа слова, т. е. установление временной последовательности фонем;

б) затем выполняется трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

3. Графо-моторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций письма, оказывающие влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Формирование данных операций в онтогенезе происходит одновременно с развитием изобразительной деятельности. Этот процесс зависит от зрительно-моторной координации. Регуляция изобразительных движений выполняется преимущественно на основе двигательного анализатора. С помощью кинестезии происходит контроль выполнения, афферентация (обратная связь). Дети в этом возрасте, рисуя, опираются на «память руки», зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно осуществляется межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, т. е. рука как бы учит «глаз». Межанализаторная интеграция наибольшего развития достигает в возрасте 6-8 лет, при этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в контроле за движениями. С этого момента зрительно-моторная координация занимает ведущее положение в регуляции графо-моторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей «школьной зрелости».

Особенность письма как комплексного навыка требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций.

Комплекс функциональных предпосылок письма (сенсомоторная база) является многоуровневой системой, включающей большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимального необходимого уровня зрелости, они выполняют оптимальные возможности для создания операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы.

Предпосылками формирования письменной речи являются:

  1. сформированность устной речи;
  2. психофизиологическая зрелость ребенка, т. е. сформированность высших психических функций, участвующих в процессе письма;
  3. психосоциальная зрелость;
  4. сформированность самоконтроля и саморегуляции.

Структура письма состоит из нескольких уровней и множества структурных звеньев в каждом из них (А. Р. Лурия, Л.С. Цветкова):

  1. На психологическом уровне письма осуществляется включение в процесс формирования письма ряда звеньев: формирование мотива, интерес к письменной речи смысловое содержание письма, т. е. создание замысла (о чем писать) и общего смысла (что писать); регуляция и контроль деятельности письма.
  2. На психолингвистическом уровне письма реализуется операциональная сторона плана (программы) письма, которая состоит из следующих звеньев:

а) процесса звукоразличения, с помощью которого осуществляется звуковой анализ состава слова, его акустической, кинетической и кинестетической основы на уровне фразы;

б) объема акустического восприятия и слухоречевой памяти, т. е. происходит обеспечение восприятия определенным объемом информации и удержание ее в памяти;

в) актуализации образов-представлений графемы на основе поступающей звуковой информации и ее перешифровки в соответствующие буквы;

г) актуализации моторного образа буквы и ее перешифровка в соответствующие букве серии тонких движений руки; написания букв, слов, предложений.

3. На психофизиологическом уровне обеспечивается реализация всех указанных выше операций и действий:

а) процесс звукоразличения осуществляется совместной работой речеслухового и речедвигательного анализаторов;

б) объем восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается речеслуховым анализатором;

в) перешифровки звуков в буквы происходят благодаря совместной работе речеслуховой, зрительной и пространственной анализаторных систем;

г) перешифровка оптического образа буквы в двигательный и в написание буквы (моторная операция) происходит благодаря сложной совместной работе зрительной и двигательной анализаторных систем.

Нейропсихологической основой процесса письма является совместная работа ряда мозговых зон (нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной) каждая из которых имеет свою функцию. Объединяясь функционально, эти зоны образуют функциональную систему письма.

В процессе письма участвуют четыре анализатора: речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный — они устанавливают между собой тесную связь и взаимообусловленность. Письмо осуществляется под кинестетическим и зрительным контролем. Автоматизированные движения руки являются конечным этапом перевода устной речи в письменную, которому предшествует сложная деятельность.

Таким образом, письмо является многоуровневым процессом, который формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте. Для овладения письменной речью, ребенок должен обладать достаточно развитой устной речью и хорошо сформироваными высшими психическими функциями, участвующими в процессе письма. Кроме того, для качественного письма необходимы достаточно сформированные операции самоконтроля и саморегуляции.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год