Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Эмоциональная недостаточность - причина плохой речи
Психология
Автор: Кулик Галина Павловна   
10.12.2011 18:31

Эмоциональная недостаточность - причина плохой речиРечь – это высшая психическая функция, присуще только человеку и является средством общения. Основой для образования речи служат все оставшиеся психические функции. Это и восприятие, и память, и мышление. Они развиваются постепенно, начиная с момента рождения ребенка. Так же для развития речи необходима деятельность.
Основные причины патологии детской речи:
- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;


- родовая травма и асфиксии я во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
- заболевания в первые годы жизни ребенка;
- травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной  дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребёнка возможности развития общения.Уже к концу младенческого, началу раннего возраста у ребенка вырабатывается пралингвистическая  знаковая система( мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и т.д.) Такие значимые для общения образования формируются на врождённой  основе через подражание взрослому, которые являются первой формой идентефикации. Элементарная знаковая система, которой овладевает  ребенок,превращается в стимул для ответной реакции взрослого, прежде всего матери.Именно мать, психологически настроенная на идинтефекацию с малышом, использует освоенные ребенком средства установления непосредственной эмоциональной связи и достигает вместе с ним определенного уровня идентификации. При этом для установления идентификационных отношений, мать бессознательно использует разнообразные приёмы телесного контакта с малышом ( гладит, похлопывает, тормошит, тянет за ручки и ножки и т.д.) Ребенок сам побуждает мать на общение и идентификацию с его состояниями – от детской бурной радости до детского горя. Ему так важно чувствовать глубокую эмоциональную заинтересованность в нём! Конечно, его чувства эгоистичны, но именно через них он осваивает первые этапы идентификации взаимодействий людей, вступает на путь развития эмоциональной причастности к человеческому роду. Взрослый, играя с ребенком, вводит его в мир возможных трансформаций предметов и эмоций, а ребенок, естественно, с радостью принимает все свойственные человеческой психике возможности к идентификации. Установлено, что в условиях выраженной готовности к идентификации со стороны взрослого, повышаются настроение и связанная с этим общая активность ребенка. Именно в этом случае говорят об эмоциональной подпитке.
Развитие речи в первые годы жизни ребенка.
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого.Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка --- кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки.От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления. Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка ко взрослому,явное  удовольствие от общения с ним.Эмоциональное общение со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка.
Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприпятствовать  этому развитию и, напротив, могут его тормозить.Ребенок родится с готовым речевым аппаратом, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе. С момента рождения, ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности, если позволяют условия, окружающие его. Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер, являются выразителями его внутренних сил и состояний, причём крик – это выразитель эмоций отрицательных( вызываемых голодом, болью, одиночеством и т.д.), а гуление и лепет – эмоций положительных, радостных.Каждый, наблюдавший  детей, знает, что голосовые упражнения младенца, проявляются исключительно во время его радостного возбуждения. Дети неблагополучные, страдающие, голодные, зябнущие, томящиеся в одиночестве не гулят и не лепечут. И только удовлетворенное, радостное самочувствие младенца – основное условие для беспрепятственного развития его языка.
Любая из  присущих человеку сил и способностей развивается благодаря упражнению.Понимание речи ребенка совершенствуется при условии предоставления ему частых возможностей слышать интересную и понятную для него речь, а способность говорить прогрессирует, если условия и организация жизни возможно чаще стимулируют его к активной речи.
Если потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща взрослому человеку, то ребенку она присуща еще в большей мере. Едва он начинает говорить, т.е. становится способным словами выражать желания, формирующиеся мысли, как настойчиво требует, чтобы его слушали, чтобы с ним разговаривали. Эту потребность ребенка надо широко использовать в интересах закрепления внутренних душевных связей с ним и для развития его языка. Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше. Поэтому все проявления нашего общения с детьми следует сопровождать речью, закреплять словом все формирующиеся в детском сознании представления и образы, претворять в слово все наши действия, называть предметы в этих действиях представленные.
Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается: ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, владеет навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способен рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память стишок; он овладевает синтаксической структурой речи, управлением и согласованием слов, употребляет распространенные и сложные предложения, правильно спрягает и склоняет. Ему предстоит только дальнейшее совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитием.
Речевое и эмоциональное общение.
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями; он учится строить с людьми  адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться приветливо, глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме, говоря им «Здравствуйте ! , Добрый день!»; он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а  реальную признательность. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении.
Потребность в любви и одобрении.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному  развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, полноценному развитию всех психических функций, в том числе и речи, а так же положительного отношения к другим людям. Особенно опасна угроза физического наказания, исходящая от матери, поскольку ребенок очень сильно привязан к ней и рассматривает ее как условие эмоционального благополучия.
Вывод.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: что речь и  эмоции активно развиваются именно в дошкольном возрасте, начиная с младенчества. Что речь и эмоции неразрывно связаны между собой и взаимодополняют  друг друга. Необходимо только создать правильные  условия для их развития. И мы  должны помнить, что развитие ребенка происходит не спонтанно, не само по себе, а в тех условиях, которые организуются взрослыми. Поэтому родителям и нам, педагогам, нужно быть очень внимательными, доброжелательными к нашим детям. Необходимо быть последовательными при установлении и выполнении норм и правил.

 

Литература:

1 «Возрастная психология»  В.С. Мухина – М. изд. Центр «Академия»,2004
2 «Развитие речи детей» Е.И.Тихеева – М. изд. «Просвещение»,1967
3 «Основы логопедической работы с детьми» Г.В. Чиркина – М. «Аркти», 2002
4 «Как развивается  дошкольник?» О.М.  Дьяченко – ООО «Чистые пруды»,2007

Автор: учитель-логопед ГОУ детского сада комбинированного вида № 1957 г.Москвы ВАО
Кулик Галина Павловна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год