Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Эмоциональная недостаточность - причина плохой речи
Психология
Автор: Кулик Галина Павловна   
10.12.2011 18:31

Эмоциональная недостаточность - причина плохой речиРечь – это высшая психическая функция, присуще только человеку и является средством общения. Основой для образования речи служат все оставшиеся психические функции. Это и восприятие, и память, и мышление. Они развиваются постепенно, начиная с момента рождения ребенка. Так же для развития речи необходима деятельность.
Основные причины патологии детской речи:
- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;


- родовая травма и асфиксии я во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
- заболевания в первые годы жизни ребенка;
- травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной  дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребёнка возможности развития общения.Уже к концу младенческого, началу раннего возраста у ребенка вырабатывается пралингвистическая  знаковая система( мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и т.д.) Такие значимые для общения образования формируются на врождённой  основе через подражание взрослому, которые являются первой формой идентефикации. Элементарная знаковая система, которой овладевает  ребенок,превращается в стимул для ответной реакции взрослого, прежде всего матери.Именно мать, психологически настроенная на идинтефекацию с малышом, использует освоенные ребенком средства установления непосредственной эмоциональной связи и достигает вместе с ним определенного уровня идентификации. При этом для установления идентификационных отношений, мать бессознательно использует разнообразные приёмы телесного контакта с малышом ( гладит, похлопывает, тормошит, тянет за ручки и ножки и т.д.) Ребенок сам побуждает мать на общение и идентификацию с его состояниями – от детской бурной радости до детского горя. Ему так важно чувствовать глубокую эмоциональную заинтересованность в нём! Конечно, его чувства эгоистичны, но именно через них он осваивает первые этапы идентификации взаимодействий людей, вступает на путь развития эмоциональной причастности к человеческому роду. Взрослый, играя с ребенком, вводит его в мир возможных трансформаций предметов и эмоций, а ребенок, естественно, с радостью принимает все свойственные человеческой психике возможности к идентификации. Установлено, что в условиях выраженной готовности к идентификации со стороны взрослого, повышаются настроение и связанная с этим общая активность ребенка. Именно в этом случае говорят об эмоциональной подпитке.
Развитие речи в первые годы жизни ребенка.
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого.Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка --- кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки.От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления. Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка ко взрослому,явное  удовольствие от общения с ним.Эмоциональное общение со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка.
Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприпятствовать  этому развитию и, напротив, могут его тормозить.Ребенок родится с готовым речевым аппаратом, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе. С момента рождения, ребенок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности, если позволяют условия, окружающие его. Первые проявления речи младенца носят эмоционально-волевой характер, являются выразителями его внутренних сил и состояний, причём крик – это выразитель эмоций отрицательных( вызываемых голодом, болью, одиночеством и т.д.), а гуление и лепет – эмоций положительных, радостных.Каждый, наблюдавший  детей, знает, что голосовые упражнения младенца, проявляются исключительно во время его радостного возбуждения. Дети неблагополучные, страдающие, голодные, зябнущие, томящиеся в одиночестве не гулят и не лепечут. И только удовлетворенное, радостное самочувствие младенца – основное условие для беспрепятственного развития его языка.
Любая из  присущих человеку сил и способностей развивается благодаря упражнению.Понимание речи ребенка совершенствуется при условии предоставления ему частых возможностей слышать интересную и понятную для него речь, а способность говорить прогрессирует, если условия и организация жизни возможно чаще стимулируют его к активной речи.
Если потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща взрослому человеку, то ребенку она присуща еще в большей мере. Едва он начинает говорить, т.е. становится способным словами выражать желания, формирующиеся мысли, как настойчиво требует, чтобы его слушали, чтобы с ним разговаривали. Эту потребность ребенка надо широко использовать в интересах закрепления внутренних душевных связей с ним и для развития его языка. Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше. Поэтому все проявления нашего общения с детьми следует сопровождать речью, закреплять словом все формирующиеся в детском сознании представления и образы, претворять в слово все наши действия, называть предметы в этих действиях представленные.
Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается: ребенок понимает разговорную и повествовательную речь, соответствующую уровню его развития, владеет навыками активной речи, необходимыми для общения с окружающими, способен рассказать о виденном, слышанном, запомнить и прочесть на память стишок; он овладевает синтаксической структурой речи, управлением и согласованием слов, употребляет распространенные и сложные предложения, правильно спрягает и склоняет. Ему предстоит только дальнейшее совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитием.
Речевое и эмоциональное общение.
В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями; он учится строить с людьми  адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться приветливо, глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме, говоря им «Здравствуйте ! , Добрый день!»; он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а  реальную признательность. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении.
Потребность в любви и одобрении.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному  развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, полноценному развитию всех психических функций, в том числе и речи, а так же положительного отношения к другим людям. Особенно опасна угроза физического наказания, исходящая от матери, поскольку ребенок очень сильно привязан к ней и рассматривает ее как условие эмоционального благополучия.
Вывод.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: что речь и  эмоции активно развиваются именно в дошкольном возрасте, начиная с младенчества. Что речь и эмоции неразрывно связаны между собой и взаимодополняют  друг друга. Необходимо только создать правильные  условия для их развития. И мы  должны помнить, что развитие ребенка происходит не спонтанно, не само по себе, а в тех условиях, которые организуются взрослыми. Поэтому родителям и нам, педагогам, нужно быть очень внимательными, доброжелательными к нашим детям. Необходимо быть последовательными при установлении и выполнении норм и правил.

 

Литература:

1 «Возрастная психология»  В.С. Мухина – М. изд. Центр «Академия»,2004
2 «Развитие речи детей» Е.И.Тихеева – М. изд. «Просвещение»,1967
3 «Основы логопедической работы с детьми» Г.В. Чиркина – М. «Аркти», 2002
4 «Как развивается  дошкольник?» О.М.  Дьяченко – ООО «Чистые пруды»,2007

Автор: учитель-логопед ГОУ детского сада комбинированного вида № 1957 г.Москвы ВАО
Кулик Галина Павловна

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год