Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» (из опыта работы)
Моторика
Автор: Мустафина Луиза Расульовна Сафина Айсылу Ильдаровна, Кислицына Наталья Николаевна.   
28.01.2025 21:51

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» (из опыта работы)«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» (из опыта работы)

  • Подготовила: Мустафина Луиза Расульовна,
  • соавторы Сафина Айсылу Ильдаровна,
  • Кислицына Наталья Николаевна.

«Рука – это своего рода внешний мозг» –писал Кант. В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

 

Навыки мелкой моторики формируются в процессе общего развития ребенка. В повседневной жизни дошкольникам ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, рисование, лепка и т. д. Таким образом, мелкая моторика в жизни и деятельности дошкольников, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Дошкольники с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира дошкольниками оказываются обедненными. Они часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель:

развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, общую двигательную активность.
  2. содействовать нормализации речевой функции.
  3. развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  4. создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы работы:

  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • работа с конструктором
  • рисование по трафаретам
  • рисование, раскрашивание
  • графические упражнения
  • дидактические игры
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика
  • песочная терапия
  • аппликации
  • вырезание ниожнцами
  • работа с бумагой, с пряжей
  • лепка.

Практическая деятельность.

Для развития кистей рук и мелкой моторики пальцев применяем пальчиковую гимнастику: сочетаем движение рук со стихами, тем самым вызывая интерес детей к пальчиковым играм.

Воспитанники увлеченно работают с разными видами конструктора. Развивается воображение, конструктивное мышление, закрепляется знание геометрических фигур и форм, характерные особенности куба, цилиндра и шара. При этом так же развивается мелкая моторика.

Мы предлагаем трафареты для рисования и раскрашивания. Тем самым, закрепляяумение объединять предметы в группы (посуда, животные и т. д.), расширяется словарный запас (самовар, кувшин и т.д.).

В течение года применяем различные способы рисования, тренируя пальцы рук, совершенствуем умение держать карандаш, кисть. Воспитываем желание работать аккуратно. Развиваем воображение.

Игры с мелкими предметами хорошо развивают моторику и интересны дошколятам. Они применяются в течение года. Эти игры также объединяют, способствуют развитию коммуникативных качеств.

И конечно же мозаика! Прекрасный тренажер для развития воображения и мелкой моторики.

Воспитанники с удовольствием вырезают ножницами. Этому занятию мы посвятили много времени. Учились вырезать в течении всего года. В сентябре на родительском собрании было сделано обращение к родителям (законным представителям) с просьбой уделить большое внимание владению ножницами. Мы нашли отклик с их стороны. На данном этапе могу сказать, что наши воспитанники имеют представление о методах вырезания круга, овала, прямоугольника, квадрата. С удовольствием берут в руки ножницы и, каждый в меру своих способностей, пытаются творчески подходить к вырезанию. Пальчики при этом укрепляются, совершая нужные движения и. как результат. Радуют детей окончательным результатом – аппликацией. Таким образом были изготовлены подарки мамам и папам на праздники.

Развиваем моторику, работая с бумагой: складывали, сгибали, сворачивали. В итоге появились цветочки и конверты. Дарили их мамам.

Большую роль играют различные бизиборды, которые способствуют развитию мелкой моторики рук. У нас в группе разные виды бизибордов, воспитанникам очень нравиться с ними играть.

Таким образом, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 4 (366) выйдет
9 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год