Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» (из опыта работы)
Моторика
Автор: Мустафина Луиза Расульовна Сафина Айсылу Ильдаровна, Кислицына Наталья Николаевна.   
28.01.2025 21:51

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» (из опыта работы)«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» (из опыта работы)

  • Подготовила: Мустафина Луиза Расульовна,
  • соавторы Сафина Айсылу Ильдаровна,
  • Кислицына Наталья Николаевна.

«Рука – это своего рода внешний мозг» –писал Кант. В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

 

Навыки мелкой моторики формируются в процессе общего развития ребенка. В повседневной жизни дошкольникам ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, рисование, лепка и т. д. Таким образом, мелкая моторика в жизни и деятельности дошкольников, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Дошкольники с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира дошкольниками оказываются обедненными. Они часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель:

развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, общую двигательную активность.
  2. содействовать нормализации речевой функции.
  3. развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  4. создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы работы:

  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • работа с конструктором
  • рисование по трафаретам
  • рисование, раскрашивание
  • графические упражнения
  • дидактические игры
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика
  • песочная терапия
  • аппликации
  • вырезание ниожнцами
  • работа с бумагой, с пряжей
  • лепка.

Практическая деятельность.

Для развития кистей рук и мелкой моторики пальцев применяем пальчиковую гимнастику: сочетаем движение рук со стихами, тем самым вызывая интерес детей к пальчиковым играм.

Воспитанники увлеченно работают с разными видами конструктора. Развивается воображение, конструктивное мышление, закрепляется знание геометрических фигур и форм, характерные особенности куба, цилиндра и шара. При этом так же развивается мелкая моторика.

Мы предлагаем трафареты для рисования и раскрашивания. Тем самым, закрепляяумение объединять предметы в группы (посуда, животные и т. д.), расширяется словарный запас (самовар, кувшин и т.д.).

В течение года применяем различные способы рисования, тренируя пальцы рук, совершенствуем умение держать карандаш, кисть. Воспитываем желание работать аккуратно. Развиваем воображение.

Игры с мелкими предметами хорошо развивают моторику и интересны дошколятам. Они применяются в течение года. Эти игры также объединяют, способствуют развитию коммуникативных качеств.

И конечно же мозаика! Прекрасный тренажер для развития воображения и мелкой моторики.

Воспитанники с удовольствием вырезают ножницами. Этому занятию мы посвятили много времени. Учились вырезать в течении всего года. В сентябре на родительском собрании было сделано обращение к родителям (законным представителям) с просьбой уделить большое внимание владению ножницами. Мы нашли отклик с их стороны. На данном этапе могу сказать, что наши воспитанники имеют представление о методах вырезания круга, овала, прямоугольника, квадрата. С удовольствием берут в руки ножницы и, каждый в меру своих способностей, пытаются творчески подходить к вырезанию. Пальчики при этом укрепляются, совершая нужные движения и. как результат. Радуют детей окончательным результатом – аппликацией. Таким образом были изготовлены подарки мамам и папам на праздники.

Развиваем моторику, работая с бумагой: складывали, сгибали, сворачивали. В итоге появились цветочки и конверты. Дарили их мамам.

Большую роль играют различные бизиборды, которые способствуют развитию мелкой моторики рук. У нас в группе разные виды бизибордов, воспитанникам очень нравиться с ними играть.

Таким образом, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год