Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Логопедия
Автор: Чернова Наталья Михайловна   
22.11.2011 20:41

Для чего нужна пальчиковая гимнастика?В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые  сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона.,.». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые ко¬роткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1.    Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно при¬водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2.    Игры с пальчиками создают  благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3.    Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4.    Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.    Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений
6.    У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнения¬ми, он сможет «рассказывать руками» целые истории
7.    В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.


Все упражнения разделены на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук :
—    развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют
тонких дифференцированных движений;
—    учат напрягать и расслаблять мышцы;
—    развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
—    учат переключаться с одного движения на другое.
II    группа. Упражнения для пальцев условно статические :
—    совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и
требуют более точных движений.
Ill группа. Упражнения для пальцев динамические :
—    развивают точную координацию движений;
—    учат сгибать и разгибать пальцы рук;
—    учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возра-ста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 ме¬сяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:
1)    поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;
2)    разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
3)    растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной фор-ме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками.

 

При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нуж¬но учить:
—    катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
—    рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
—    перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки,
пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).
После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то от-рабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных заняти-ях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Пальчиковая гимнастика:
Сначала все упражнения выполняются
правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере¬ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
1.    Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие иг-ровые задания:
1.    Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная
с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инст¬рукции, затем на счёт «раз-два».
Или: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последователь-ность упражнений.
2.    «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Например: «В одном чудесном месте протекала речка {изображаем «речку»), В ней жила маленькая рыбка {изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл па-роход {упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки {«река»), росло дерево {упражнение «дерево») и т. д.
Желаем успеха!

Чернова Наталья Михайловна
детский сад №10 "Снежок" г. Жигулевска, Самаркой области.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год