Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар «Организация предметно-развивающей среды по социально-коммуникативному развитию воспитанников»
Коммуникация
Автор: Ковалёва Ксения Юрьевна   
09.07.2025 21:29

Семинар «Организация предметно-развивающей среды по социально-коммуникативному развитию воспитанников»Семинар «Организация предметно-развивающей среды по социально-коммуникативному развитию воспитанников»

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно-развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

 

Специалисты РАО рекомендуют при выборе учебно-методических материалов ориентироваться на ФОП ДО. В федеральную программу входят пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по всем образовательным областям. Дополнительно ФОП ДО содержит пособия по педагогической диагностике и рекомендации по тематическому планированию образовательного процесса в детском саду.

Главная задача детского сада – создать образовательное пространство, обеспечивающее единство РППС и содержательное общение взрослых и детей. При этом РППС должна соответствовать:

  • ФОП ДО и ФГОС ДО;
  • возрастным особенностям детей;
  • санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
  • законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценке соответствия продукции, защите прав потребителей.

Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения) является социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одно из условий для полноценного социально-коммуникативного развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.

Важно, что предметная среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Создавая предметно — развивающую среду по социально-коммуникативному развитию любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ
  • в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,

вариативной, доступной, безопасной.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. В пространство группового помещения входят различные центры, уголки, зоны.

Игра – ведущая деятельность ребенка, посредством которой ребенок органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т.д.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Центр с/р игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со взрослыми сверстниками.

Можно выделить следующие сюжетные игры:

  • «Дом, семья»
  • «Игры с транспортом»
  • «Больница»
  • «Магазин»
  • «Игры в животных и с игрушечными животными»
  • «Мастерская»
  • «Парикмахерская»
  • «Почта» и другие.

Игра ребенка «запускается» от предметной среды, поэтому воспитатель должен быть более изобретательным, проявлять фантазию, чтобы увлечь дошкольника новой созданной взрослым игровой ситуацией, которая вдохновит ребенка на самостоятельную игру. Ввод воспитателем дополнительных атрибутов, использование по-новому одной и той же предметной среды разнообразит игру, вносит в нее творческое начало. Педагогу необходимо не только играть с детьми, но и внимательно наблюдать самостоятельную игру всех детей и каждого ребенка в отдельности. Наблюдение за детьми во время их самостоятельных игр позволяет лучше узнать стремления ребят, выявить их предпочтения и интересы, а также игровой потенциал. Главным является то, что игра имеет характер не обучающей, а эмоциональной ситуации.

Центр настольно-печатных игр, математики.

Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.

Центр ПДД и ОБЖ

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

уголок по ПДД:

  • макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать логические задачи различной сложности по безопасности дорожного движения
  • набор дорожных знаков, макеты светофоров
  • атрибуты инспектора ДПС (жезлы, жилеты)
  • набор транспортных средств
  • иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге
  • плакаты по безопасности поведения на улице и в быту
  • папки-передвижки
  • дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Одной из задач детского сада в русле данной проблемы является создание безопасной среды в учреждении и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях.

Уголок патриотического воспитания или уголок родного края

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Поэтому важную роль играет создание в группе патриотического уголка. Способствует формированию культурно-ценностной ориентации духовно-нравственной основы личности дошкольника.

Патриотический уголок помогает педагогу познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

В соответствии с возрастом детей материалы в уголке отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

В патриотическом уголке находятся герб и флаг России, портрет президента, слова и диск с записью гимна, фото родного города, его достопримечательностей и улиц. Литература по данной тематике, карты России и родного города, глобус, книги с народными костюмами, иллюстрационный материал краеведческого характера: «Город, в котором мы живем», «Каким был наш город в прошлом». Всё выше перечисленное позволяет развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство уважения к другим народам.

В группах и в учреждениях организуются мини-музеи на различные темы, рассматривая экспозиции дети:

усваивают опыт социальных взаимоотношений;

учатся считаться с интересами других людей;

приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам;

развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Центр «В гостях у сказки»

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Центр конструктивной деятельности.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.); работать дружно, не мешая друг другу.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.

Виды труда:

  1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)
  2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).
  3. Дежурство по столовой и занятиям.
  4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду).
  5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы).

Также выделяют три основные формы организации труда детей:

  1. Поручение
  2. Дежурство
  3. Коллективно — трудовая деятельность (старшая и выпускная группы).

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Поэтому для вовлечение детей желательна использовать персонажей из сказок и мультфильмов, куклы.

Для этого в группе должениметьсяцентр экологии и труда, в него входит уголок экспериментирования, уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. В центре экологии и труда имеется все необходимое для ухода за растениями. Воспитанники активно помогают в поливе цветов, опрыскивании листвы, рыхлении почвы, пересадке.

Центр двигательной активности

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.

Решая задачи коммуникативного развития дошкольников, выделенными в стандарте: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, с целью сплочения детского коллектива, создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; в группе создается уголок приветствия. Он может быть представлен в виде стенда: «Здравствуйте, я пришел!», который располагается в приемной и содержит фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок переворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе.

Групповой сплоченности, формированию внимательного отношения к сверстникам служит ковер дружбы. На нем создается «рефлексивный круг», где происходят утренние приветствия, прощания, анализа добрых и полезных дел.

Во время приветствия дети рассказывают о том, как прошел вечер в семье.

В конце дня на ковре дружбы проводится короткая рефлексия того, как прошел день, происходит напоминание детям об их достижениях (например, ты построил сегодня замечательный корабль, детям было интересно играть с тобой; у тебя получился чудесный рисунок, нам всем он очень понравился).

В процессе общения между детьми нередко возникают ссоры. Для того чтобы научить детей использовать разные способы разрешения конфликтов, примирения после ссоры, существуют такие педагогических средства как мирилки, коробочки примирения, стульчики дружбы, скамейка примирения, коврик мира.

При использовании этих средств важно поощрять самостоятельность детей: например, они сами берут коврик, раскладывают его и обсуждают обиды. Либо предлагают помириться поссорившимся ребятам с помощью коврика.

Позитивное общение детей в группе невозможно без внимания к эмоциональному состоянию участников общения. Поэтому социально-коммуникативная среда должны содержать элементы, способствующие регулированию эмоционального состояния, настроения детей. С этой целью могут быть использованы: уголок настроения, коврик настроения, мешочки настроений.

Уголок настроения.

Приходя утром в детский сад, дети отмечают своё настроение: к своей фотографии прикрепляют смайл, отражающий характер настроения ребенка. В течение дня, если настроение у него меняется, то и смайл на доске он тоже меняет.

Возможна обратная ситуация: под соответствующим рисунком (например, солнышком и тучкой) располагается фотография, которая в течение дня может изменить место расположения в зависимости от настроения ребенка.

Вместо смайлов могут использоваться цветные магниты. Цвет магнитного шарика соответствует настроению: красный цвет – хорошее настроение; зелёный – спокойное, ровное; синий – настроение плохое.

Работа в уголке настроения заключается не только в обозначении настроения отдельного ребенка, но и в анализе настроения других детей, в оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу ( «Ты чего такой грустный?», «Что случилось? Давай поиграем вместе»).

Ошибки, встречающиеся при организации развивающей

предметно-пространственной среды.

  • Избыток игрушек, игрового оборудования и материалов. При переизбыточности среды детям сложно ориентироваться в среде, выстраивать длительные разнообразные игры, интерес к игрушкам и игровому оборудованию быстро снижается и утрачивается. Пространство не должно превращаться в место хранения игрушек. Целесообразнее с достаточной периодичность заменять игрушки, к которым у детей снизился интерес, которые долго не используются детьми в играх и другой деятельности.
  • Излишняя стабильность среды. Важно, чтобы среда в группе могла изменяться и трансформироваться вслед за интересами и замыслами детей в игровой и самостоятельной деятельности. Трансформируемость среде можно задать, используя легкие передвижные или переносные конструкции, с помощью которых дети могут создавать пространство для игры в удобном месте: платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья с пластиковой основой, легкие ширмы, игровые модули.
  • Недостаточное внимание ближайшей зоне развития детей и отсутствие учета биологического возраста. В группе вместе находятся дети, у которых биологический и паспортный возраста могут различаться – опережать или отставать друг от друга. Поэтому важно предусмотреть такую организацию РППС, при которой игрушки и оборудование будут ориентированы на детей как с опережающим, так и с запаздывающим развитием. Кроме того, часть РППС важно ориентировать на ближайшую зону развития детей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 26 (388) выйдет
23 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год