Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные дети и игра: есть ли шансы?
Занятия с детьми
Автор: Тарасова Юлия Геннадьевна   
16.10.2021 22:59

Современные дети и игра: есть ли шансы?Современные дети и игра: есть ли шансы?

Тарасова Юлия Геннадьевна

Утвержденный постулат современного ФГОС звучит следующим образом: ребенок должен прожить счастливое дошкольное детство, основным критерием чего является – игровая деятельность.

Но сразу же возникает вопрос: в нашем современном мире инноваций и технологий, наполненном разными гаджетами, есть ли место детской игре? Умеют ли современные дети играть? Способны ли они соблюдать правила? Нуждаются ли они в руководстве своей игровой деятельности? И как оказалось в дальнейшем эти вопросы в современной дошкольной практике очень актуальны.

 

Исходя из практических наблюдений за детьми старшего дошкольного возраста приходится констатировать, что современные дошкольники не способны организовать свою игровую деятельность, наполнить её смыслом: они начинают слоняться по группе, толкаются, перебирают игрушки и т.п. У большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку именно в дошкольном возрасте идет формирование всех этих важнейших качеств, то становится совсем не радужно от мысли, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы, ибо они не отдают себе отчет, что именно игра должна занимать в жизни ребенка самое важное место, т.к. в игре ребенок получает удовольствие, снимает нервное напряжение, развивает фантазию и любознательность.

Игра – процесс, либо неотъемлемый вектор детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. Значение игровой деятельности не поддается сомнению и безусловно влияет на развитие ребенка. В играх дети познают окружающий мир и самих себя, развивают свою голову и руки, строят свои характеры, одним словом, учатся и воспитываются причем весьма успешно, т.к. играют охотно и много. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы даем возможность детям овладевать учебным материалом как им удобно. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок. В педагогической психологии есть тезис, что игра — деятельность именно дошкольного возраста. Но этот тезис можно легко опровергнуть, к примеру, автор статьи «Возможности развития ролевой игры», В. Москвичев пришел к выводу, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…» [http://www. educationplace. ru/eduts-447-1. html]. Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться. На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, которые не зависят и не подчиняются ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

В силу некоторых причин игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Дети старшего дошкольного возраста тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством дошкольной педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации общеобразовательной деятельности.

Любая деятельность детей происходит под наблюдением и непосредственным руководством педагога. Непосредственно в играх происходит глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений, формируются основные понятия человеческих взаимоотношений, развиваются личностные качества детей, детский коллектив сплачивается, повышаются возможности адаптивности детей в межличностных отношениях. Поэтому роль педагога в осуществлении данных процессов огромна, так как некоторые воспитателя уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь либо пассивно обучающими методами, либо являясь пассивными наблюдателями детских игр. Чтобы обучение посредством игры было эффективным, взрослым нельзя занимать пассивную позицию. «Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что в её ходе дети сами, добровольно подчиняются определённым правилам, открытым или заданным ролью… Это практически единственная область, где дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре они учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно» [https: //infourok. ru/statya-razvitie-rechi-doshkolnikov-v-igrovoy-deyatelnosti-1373547. html].

Поэтому игре в последнее время стало уделяется большое внимание. Игре — как аспекту нравственности, интеллектуального развития, как аспекту личностно- психологических качеств и сфере социализации ребёнка. Чтобы эти аспекты успешно решались, необходимо пересмотреть роль педагога в руководстве этой немаловажной деятельностью, как игровая.

И для этого от педагога требуется:

  • умение наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности, и в соответствии с этим уровнем планировать приемы, направленные на ее развитие
  • для дальнейшего развития игрового сюжета обогащать впечатления детей
  • с целью разнообразия сюжета детских игр необходимо обращать внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей
  • от педагога требуется умение организовать начало игры, заинтересовать детей сюжетом какой- либо игры
  • педагог должен уметь создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень
  • устанавливать игровые отношения с детьми
  • уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение, рассказ)
  • использовать косвенные методы руководства игрой (вопросы, советы, напоминания), которые активизируют его опыт, психические процессы, проблемные ситуации
  • уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях
  • предлагать новые роли, игровые ситуации, игровые действия для дальнейшего развития игры

- важный момент по урегулированию взаимоотношений, разрешению конфликтов, возникающих в процессе игры также должен брать на себя педагог.

- от педагога требуется умение вовлекать в игровую деятельность детей с разным психотипом: и застенчивых, и неуверенных, и малоактивных детей.

Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания и усвоения каких- либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый должен учить детей анализировать свою роль в игровом процессе, обсуждать игру и оценивать ее.

Однако, есть волнующий момент, нельзя полностью брать на себя функции организатора игры, что приемлемо в младшем дошкольном возрасте. Необходимо создать условия, чтобы дети сами были организаторами игр, так как нередко дети слоняются по группе, не умея организовать игру самостоятельно, без участия взрослого. Необходимо поощрять самостоятельность, детей в проведении игр.

Ребенок должен прожить полноценное дошкольное детство. И это детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка. Принудительный «соцзаказ» родителей: навыки чтения, счета и письма — все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться. И с этим утверждением согласно большинство представителей дошкольной системы образования.

Та же самая связь прослеживается и в федеральном государственном стандарте, который вступил в силу 1 января 2014 г. В нем мы видим ориентацию ДО на играющего дошкольника – все обучение нужно строить через детскую игру. Требования ФГОС направлены на недопущение учебно-дисциплинарной модели в детских садах: приоритетом в образовательном процессе должно быть не одностороннее влияние на ребенка, а развивающее взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми.

Подводя итог, хочется поделиться некоторыми выдержками уникальных людей. Очень импонирует определение, данное игре В.А. Сухомлинским: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» [Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1974 г. – 48c. ]

А вот еще, к примеру, определение, вышедшее из-под пера Л. С. Выготского: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1988. 62с. ] И с такими определениями сложно не согласиться.

Библиографический список

  1. https: //infourok. ru/statya-razvitie-rechi-doshkolnikov-v-igrovoy-deyatelnosti-1373547. html
  2. https: //infourok. ru/pedagogicheskiy-sovet-na-temu-organizaciya-i-razvitie-igrovoy-deyatelnosti-doshkolnikov-i-rukovodstvo-eyu-1710897. html
  3. https: //infourok. ru/statya-igrovaya-deyatelnost-1014907. html
  4. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1988. — 190 с.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1974 г. — 288 с.
  6. https: //infourok. ru/statya-razvitie-rechi-doshkolnikov-v-igrovoy-deyatelnosti-1373547. html
  7. https: //infourok. ru/statya-igrovaya-deyatelnost-1014907. html
  8. http: //sorci. ru/pdf/igrovaja_detei. pdf
  9. http://www. educationplace. ru/eduts-447-1. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год