Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие навыка чтения и его влияние на познавательную и интеллектуальную деятельность детей дошкольного возраста
Учим Чтению
Автор: Теплякова Алиса Евгеньевна, Тепляков Хеймдалль Евгеньевич,,Теплякова Наталия Аркадьевна, Тепляков Евгений Валерьевич   
10.03.2022 16:54

Развитие навыка чтения и его влияние на познавательную и интеллектуальную деятельность детей дошкольного возрастаРазвитие навыка чтения и его влияние на познавательную и интеллектуальную деятельность детей дошкольного возраста

Информация об авторах

  • Теплякова Алиса Евгеньевна, ф-т психологии МГУ
  • Тепляков Хеймдалль Евгеньевич, школа 626
  • Теплякова Наталия Аркадьевна
  • Тепляков Евгений Валерьевич, воспитатель, школа 626

Аннотация

В процессе функционирования структурного подразделения ГБОУ-школы 626 – группы семейного детского сада «Журавушка» с 2017 года проводилось внедрение различных образовательных методик с целью повышения уровня познавательной и интеллектуальной деятельности воспитанников – детей семьи Тепляковых.

Исследование опиралось на работы А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Деси, Райана, Грольника и других.

 Скачать конспект

В результате на текущий момент из шести воспитанников и выпускников группы были показаны следующие результаты:

  • освоение образовательной программы среднего общего образования к 8 годам — 1 ребенок
  • освоение образовательной программы основного общего образования к 7 годам – 2 ребенка
  • освоение образовательной программы начального общего образования к 6 годам – 3 ребенка
  • освоение уровня готовности к школе к 4.5 годам – 4 ребенка
  • освоение уровня готовности к дошкольной подготовке к 2.5 годам – 5 детей

Ключевые слова

ЗБР, раннее развитие, внутренняя мотивация, чтение, педагогика дошкольного возраста

Publication subject

The development of reading skills and its impact on the cognitive and intellectual activity of preschool children

The authors

Teplyakova A. E., GBOU Shkola 626, Moscow

Teplyakov Kh. E,, GBOU Shkola 626, Moscow

Teplyakova N. A., nataliaminevich at mail. ru

Teplyakov E. V., GBOU Shkola 626, Moscow, silwol at yandex. ru

Annotation

During work of the structural division of the group of the family kindergarten "Zhuravushka" – the department of the school 626 – group of the family kindergarten "Zhuravushka" since 2017, various educational methods have been introduced in order to increase the level of cognitive and intellectual activity of the pupils – children of the Teplyakov’s family.

The research was based on the works of A. N. Leontiev, L. S. Vygotsky, D. B. Elkonin, S. L. Rubinstein, Desi, Ryan, Grolnik and others.

As a result, at the moment, the following results were shown out of six students and graduates of the group:

  • the educational program of secondary general education by the age of 8 — 1 child
  • the educational program of basic general education by the age of 7 – 2 children
  • the educational program of primary general education by the age of 6 – 3 children
  • the level of readiness for school by 4.5 years – 4 children
  • the level of readiness for preschool preparation by 2.5 years – 5 children

Keywords

immediate development zone, early development, internal motivation, reading, preschool pedagogy

Цели и задачи исследования

Целью исследования была задача возможной максимизации уровня познавательной и интеллектуальной деятельности ребенка посредством постановки, развития и поддержки у него навыка осознанного чтения.

Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи:

  • Запоминание основных символов, необходимых для постановки навыка чтения
  • Формирование общего интеллектуального уровня развития ребенка, достаточного для дальнейшего обучения
  • Постановка навыка синтетического объединения символов
  • Достижение уровня владения навыком, достаточного для дальнейшего построения образовательной траектории в соответствии с ФГОС
  • Поддержка навыка, подбор литературы в объеме, достаточном для освоения школьной программы

При решении этих задач необходимо простраивать внутреннюю мотивацию, учитывая этическую составляющую, не создавая рисков для гармоничного развития личности и не разрушая интерес к познанию у ребенка

Используемые методы

Методологическая основа — деятельностный подход (А. Н. Леонтьев), культурно-исторический подход (Л. С. Выготский), труды Д. Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, концепция внутренней мотивации Деси, Райана и Грольника, положение о переходе количественных изменений в качественные.

Работа проходит в т. н. ЗБР (зоне ближайшего развития) ребенка и носит характер развивающего лонгитюда, при этом авторы стоят на позициях безоценочности и отсутствия контроля с целью «навешивания ярлыков» / «определения одаренности».

Кроме того, авторы считают, что интеллект, измеряемый как IQ, также можно развивать, что подверждается результатами детей в тестах Векслера (200+ баллов с коррекцией на возраст), результаты согласованы с демонстрируемыми академическими достижениями.

При работе со школьной программой авторы ориентируются на ФГОС, Федеральный перечень учебников, при работе с программой ВУЗов- на учебные планы и рабочие программы специальностей, размещенные на сайтах МГУ, а также списки рекомендованной литературы к отдельным дисциплинам, входящим в них.

Основные навыки, формируемые на ранних этапах развития ребенка, — чтение и письмо.

По наблюдениям авторов, к трем годам ребенок в состоянии полноценно читать, соединяя буквы в слоги, а слоги — в слова, к четырем- показывать скорость чтения 50 и более слов в минуту, к пяти — 100-150 слов в минуту, к шести-семи годам — выходить на скорость чтения взрослого (300+ слов) без использования методов скорочтения.

При этом ни в коем случае не могут задаваться вопросы «а он понимает то, что прочитал» или заниматься позиция «скорость-не главное». На этапе обучения навыку чтения скорость-основной параметр, наиболее значимый и являющийся предиктором успеваемости в старшей школе (В. Н. Зайцев, «Резервы обучения чтению» М., Просвещение, 1991).

При достижении ребенком «пороговых» показателей скорости, 70+ слов в минуту, он сам начинает рассказывать о прочитанном.

Указанные показатели позволяют детям читать 100-300 страниц в день, что эквивалентно сотням книг в год. Нужно отметить, что школьная программа -это примерно сто учебников. То есть, при правильном подборе литературы, как художественной, так и научной, основываясь на постулате «обучение ведет за собой развитие», у ребенка открывается колоссальный потенциал, который может быть успешно реализован.

Используемые материалы и методы — кубики Зайцева, буквари, алфавиты, развивающие мультфильмы, игры издательства «Просвещение» и пр. Любой стимульный материал, позволяющий вначале выучить буквы, а потом — их сочетания.

При освоении письма авторами было установлено, что «работа с прописями» возможна уже в возрасте трех лет. Авторы не ставят перед собой задачу достижения каллиграфического почерка, считая, что письмо как навык носит утилитарный характер, а в современном мире рядоположено цифровому набору на клавиатуре.

На текущий момент официально подтверждены следующие результаты:

Старший ребенок (2012г. р., июль) — успешная сдача аттестации за 9 класс и получение аттестата, из них 6 экзаменов в формате ОГЭ в возрасте 7л. 5 м. — 7л. 8м. Успешная сдача аттестации за 11 класс — 7л 8м. — 7л 11м. Попадание в число призеров школьного этапа ВсОШ по математике, экономике, экологии, обществознанию за 8-9 классы в возрасте 7л. 1м. — 7л. 3 м. Попадание в число призеров ВсОШ по математике 5 класса в возрасте 6л 3м.

Второй ребенок (2014 г. р., январь) — сдача аттестации за 9 класс по всем предметам в возрасте 6л. 11м. — 7л. 2 м. Попадание в число призеров школьного этапа ВсОШ по математике, биологии, экологии, обществознанию за 5-7 классы, участие в муниципальном этапе ВсОШ за 7 класс в возрасте 5л. 8м. — 5л. 10м.

Третий ребенок (2015 г.р., сентябрь) — в процессе прохождения аттестации за 4 класс.

Четвертый ребенок (2017 г.р., февраль) готовится к зачислению в школу, читает со скростью 40-50 слов в минуту, владеет простейшими арифметическими действиями (сложение, вычитание, переход через десяток).

В данной работе авторы ограничиваются рассмотрением периода с 2.5-3 и до 8 лет. Методики, используемые на более раннем этапе, остаются за скобками

Результаты

В настоящее время в результате деятельности рабочей группы были показаны следующие результаты:

  • освоение образовательной программы среднего общего образования к 8 годам — 1 ребенок.
  • освоение образовательной программы основного общего образования к 7 годам – 2 ребенка.
  • освоение образовательной программы начального общего образования к 6 годам – 3 ребенка.
  • освоение уровня готовности к школе к 4.5 годам – 4 ребенка.
  • освоение уровня готовности к дошкольной подготовке к 2.5 годам – 5 детей.

Кроме этого, можно отметить следующие контрольные точки, через которые проходит ребенок, обучаемый в рамках данной концепции:

2 года 9 месяцев – 3 года 2 месяца: уверенное слоговое чтение, счет в пределах 100, сложение в пределах 10, общее развитие с небольшим опережением.

4 года 4 месяца – 4 года 8 месяцев: чтение на скорости 70-120 слов в минуту, осознанное чтение литературы для дошкольников и младших школьников, счет в пределах 100-1000, сложение и вычитание с переходом через десяток, умение писать прописи-тренажеры, готовность к обучению письму или базовые навыки самостоятельного письма.

5 лет – 6 лет: уверенное чтение 50+ страниц в день литературы для младших школьников, уверенное владение четырьмя арифметическими операциями, уверенное письмо (2-5 страниц рукописного текста за одно занятие), владение основными понятиями курсов русского языка, окружающего мира, литературного чтения, математики начальной школы в соответствии со ФГОС.

Заключение

В настоящей работе было проведено лонгитюдное исследование детского развития, в нем приняло участие пятеро детей 2-8 лет.

Была показана возможность эффективного освоения школьной программы в более раннем возрасте, развитие коэффициента IQ ребенка благодаря своевременному развитию техники чтения и ее дальнейшему применению при простроении индивидуальной образовательной траектории.

Список литературы

  • Концепция внутренней мотивации Эдварда Деси (1980; 1995)
  • Deci, E., & Ryan, R. (Eds.), (2002). Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press.
  • Deci, E. L., & Ryan, R. M. (2000). The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry
  • Турбовский Яков Семенович. Игровое эмоционально-деятельностное обучение или теоретические основы методики Н. Зайцева. Санкт-Петербург, 1998
  • Сухомлинский, Василий Александрович (1918-1970). Избранные педагогические сочинения: в 3-х т; АПН СССР. — Москва: Педагогика, 1979-1981.
  • Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год