Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедия

Логопедия

Конспекты занятий по Логопедии

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи о логопедии, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале "Дошкольник.рф". Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754).  Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях - вступайте в группы - будем рады видеть Вас в наших рядах!

ВКОНТАКТЕ - http://vk.com/doshkolnikru 
В ОДНОКЛАССНИКАХ - http://ok.ru/doshkolnik 
В ТЕЛЕГРАМ https://t.me/+RhJZUqnkZ_QwYzNi

Условия выдачи Сертификата публикации

Условия выдачи Свидетельства публикации

Как попасть в журнал

 


Настенное панно «Наша Маша»
Логопедия
Автор: Суркова Марина Яковлевна   
10.03.2015 08:58

Настенное панно «Наша Маша»Настенное панно «Наша Маша»

Хочу поделиться вот таким оформлением стен логопедического кабинета. Вроде ни чего не обычного, но, сколько радости и пользы в коррекционном обучении приносит оно детям!

Возрастная категория: 3-7 лет

Цель: развитие и коррекция эмоциональной и мимической сферы дошкольников.

Задачи:

  • Расширение представлений об эмоциях;
  • Развитие мимики;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие умения определять своё эмоциональное состояние и передавать его разными средствами общения;
  • Речевое развитие:
  • развитие монологической и диалогической речи
  • развитие интонационной выразительности.

Подробнее...
 
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну звука и буквы Ж»
Логопедия
Автор: Евсеева Оксана Николаевна   
10.03.2015 06:35

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну звука и буквы Ж»Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

  • учить детей точно и полно отвечать на вопросы
  • формировать лексико-грамматический строй
  • упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов
  • автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
  • развитие логического мышления, внимания
  • развитие тонких движений пальцев рук

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии
  • умение слушать сверстников и логопеда

- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,

Подробнее...
 
Игры на формирование фонематического восприятия
Логопедия
Автор: Гусева Ольга Петровна   
09.03.2015 13:08

Игры на формирование фонематического восприятияИгры на формирование фонематического восприятия

I.ЭТАП – УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Ребенок должен научиться различать неречевые звуки:

  • по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки),
  • по акустическим свойствам (громкость, высота, длительность);
  • по количеству звучаний, тембру, направлению появления звука.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЗВУЧАНИЯ

Подробнее...
 
Конспект открытого логопедического занятия по теме «Дикие животные»
Логопедия
Автор: Абрамова Анна Петровна   
04.03.2015 21:17

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Дикие животные»Конспект открытого логопедического занятия по теме «Дикие животные»

1. Коррекционно – образовательные цели:

Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде. Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животные, медведь, волк, лиса, белка, лось, шерсть, лапа, хвост, берлога, дупло, логово.)

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами – онок, -ята,).

Коррекционно- развивающие цели:

Развитие речевого слуха, зрительного внимания, пространственной ориентировки, мышления. Общей моторики, связной речи. Развитие творческого воображения и подражательности.

Подробнее...
 
Консультация для родителей «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»
Логопедия
Автор: Алешина Елена Ивановна   
28.02.2015 11:20

Консультация для родителей «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»Консультация для родителей «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»

Подготовила: воспитатель Алешина Елена Ивановна МКДОУ д/с № 44 г. Саров, 2015

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №44 «Родничок»

В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условия формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося ребенка. Организуя занятие, игру воспитатель общается с заикающимся ребенком в доступной и привычной форме деятельности «на равных», завоевывает доверие ребенка, чем преодолевает его скованность и застенчивость. Тем самым побуждает ребенка к свободному речевому общению, отвлекая внимание от речевого дефекта. Игра оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося ребенка, вызывая встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. В то же время игровые приемы помогают чередовать виды речевой работы.

Подробнее...
 
Автоматизация звука [Л’] в связной речи с использованием мнемотаблиц.
Логопедия
Автор: Кочкина Ольга Дмитриевна   
24.02.2015 20:15

Автоматизация звука [Л] в связной речи с использованием мнемотаблиц.Автоматизация звука [Л’] в связной речи с использованием мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схематичное изображение, которое соответствует определенной информации. Использование мнемотаблиц способствует пониманию художественных литературных произведений, обогащению активного и пассивного словарного запаса, успешному заучиванию стихотворений различной сложности, а так же облегчает процесс автоматизации поставленных звуков. В данной работе представлены 3 текста, рассчитанные на возрастную категорию детей от 4,5 лет и старше, для автоматизации звука [л’] в связной речи, и соответствующие им мнемотаблицы. По желанию некоторые изображения можно раскрасить цветными карандашами. После каждого текста представлены вопросы.

Земляничная поляна

Подробнее...
 
Логопедическое занятие "В гостях у белочки"
Логопедия
Автор: Людмила Романенко   
24.02.2015 16:30

Логопедическое занятие В гостях у белочкиЛогопедическое занятие "В гостях у белочки"

Учитель-логопед Романенко Л. Э.

Цели:

автоматизация звуков л-ль во фразовой речи, развитие тактильных ощущений, совершенствование грамматического строя речи, развитие мелкой моторики, интонационной выразительности речи, творческого воображения, координации движений, ловкости. Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, физическая культура, творчество, социализация.

ЛОГОПЕД — Дети, сегодня мы отправимся в гости к лесной жительнице. К кому — это пока тайна. В гости не ходят с пустыми руками, и мы возьмём с собой угощение. Оно находится в этом волшебном мешочке.

Игра «Волшебный мешочек» (на развитие тактильных ощущений). В нём находятся: свекла, яблоко, баклажан, слива, лук, лимон, апельсин. Дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты и называют их.

Подробнее...
 
Семинар — практикум для воспитателей.
Логопедия
Автор: Елена Куликова   
23.02.2015 20:10
Семинар — практикум для воспитателей.

Развитие общих артикуляционных упражнений.

Уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами поговорим о значении артикуляционной моторики в развитии детской речи, и познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать артикуляционную моторику ребёнка.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Поэтому неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.

Вопрос к воспитателям: что такое — артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Детям 3-х, 4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Регулярное выполнение артикуляционных упражнений помогает:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить напряженность артикуляционных органов.

Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.

Возьмите зеркала, сядьте поудобнее, выпрямите спинки и послушайте сказку.

Трудолюбивая божья коровка.

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.

- Да ты просто красный жук, — вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко: — Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, ребята тебе помогут.

Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Для этого нам надо хорошо потрудиться и сделать очень сложные упражнения для язычка.

Маляр. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.

Лошадка. Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок (2 раза).

А вот и пятнышко появилось.

Следующую страницу …

Грибок. Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.

Дятел. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»

Божья коровка так увлеклась работой, и не заметила, как произошло чудо — у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…

Молодцы!

Использованная литература:

  1. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М: Из-во «Просвещение», 1998.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. Пособие – М.: Астрель, 2007.
  3. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.
 
Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.
Логопедия
Автор: Соколова Ольга Геннадьевна   
22.02.2015 21:16
Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.

Соколова О.Г. К.П. Н., учитель- логопед

  • г.Долгопрудный, 2013 г.

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками.

Рассмотрим проблему: последовательность и значимость работы над речью при общем недоразвитии речи у дошкольников.

Основные направления работы логопеда:

  1. Формирование неречевых процессов
  2. Развитие речи ребенка.
  3. Формирование неречевых процессов.

(Ежедневно на каждом индивидуальном и групповом занятии):

1). Развитие дыхания

2). Развитие общей и специальной моторики

3). Развитие слухового внимания и фонематического слуха

4). Развитие ориентировок в пространстве

5). Развитие зрительного внимания и памяти

6). Развитие ориентировок в пространстве

7). Сенсорное воспитание ребенка.

  • .2. Развитие речи ребенка:

1). Обучение правильной артикуляции и звукопроизношения: механическая постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах и фразовой речи.

2). Работа над лексическим запасом словаря ребенка.

3). Работа над синтаксическими конструкциями (предложение).

4). Формирование фразовой речи.

5). Развитие связной речи.

Процесс формирования речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Он связан не только с недостаточностью пассивного и активного словаря ребенка, но прежде всего с недоразвитием двигательной активности органов артикуляции, недостаточностью фонематического слуха, ребенок нуждается в выработке точных движений артикуляционного аппарата. Детям постоянно необходимо непосредственное речевое общение со взрослыми носителями языка, а также со сверстниками.

Разнообразие предметов обстановки влияет на расширение представлений об окружающем мире, способствует накоплению и активизации словарного запаса, появлению разнообразных и интересных лексических форм, новых для ребенка.

Основные проблемы, с которыми встречается учитель- логопед в процессе коррекционной работы по устранению недостатков речевой деятельности

Основными направлениями работы логопеда являются:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Постановка звукопроизношения
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  4. Накопление словарного запаса ребенка и активизация его на занятиях с воспитателем и логопедом, а также в повседневной жизни.
  5. Развитие грамматических навыков.
  6. Формирование связной речи.
  7. Устранение специальных ошибок в речи и при обучении чтению с помощью коррекционных заданий.

Работа по формированию речи начиналась со второй младшей группы, когда младшие дошкольники только поступили во вторую младшую группу. Учитывая, что у детей 3- 3,5 лет при поступлении в детский сад недостаточно сформированы навыки самообслуживания (одевание, раздевание, посещение туалета, принятие пищи, уборка игрушек и др.), но и речевые навыки, на которых строится повседневное бытовое общение, например, нет умения просить понравившуюся вещь или игрушку словами, отсутствует или ослаблена мотивационная сторона речевой деятельности, не заложена программа общения с другими детьми и взрослыми во время выполнения режимных моментов, лексико-грамматический строй речи находится в начальной стадии развития, а вследствие этого и игровая деятельность построена на уровне манипуляций с игрушками.

Мы построили работу логопеда, начиная со второй младшей группы и заканчивая подготовительной к школе группой, на основе формирования правильного звукопроизношения, речевой артикуляции, фонации, а также накопления и активизации лексики детей.

Обследование речи у 27 дошкольников, перешедших из средней группы в старшую группу дошкольного образовательного учреждения, показало, что у детей системно не сформированы свистящие и шипящие звуки, сонорные и аффрикаты. 44, 4 % детей отличаются фонетико- фонематическим недоразвитием речи, у 18, 53% дошкольников наблюдаются смешения в речи свистящих и шипящих, а 14, 87% детей при поступлении в детский сад имели в медицинской карте отметку об общем недоразвитии речи.

Работа логопеда в дошкольных группах детского сада и с отдельными воспитанниками детского сада с нарушениями речи проводится в следующих направлениях:

1. Развитие фонематического восприятия ребенка.

С этой целью дифференцируются звонкие и глухие согласные звуки, слоги с этими словами произносятся утрированно и отрабатываются начиная со второй младшей группы в логопедических заданиях и упражнениях (Комар звенит: «З-З-З», а чайник свистит: «С-с-с», жук жужжит: «Ж-Ж-Ж», змея шипит: «Ш-Ш-Ш-Ш»), барашек кричит: «БЕ-БЕ-БЕ». Как показывает наша практическая работа, и в старшей, и в подготовительной группе данный вид упражнений также должен проводиться. На этих занятиях вырабатываем необходимые изолированные дифференцировки отрабатываемых звуков в слогах. Сходные упражнения проводим для различения звонких – глухих согласных, начиная с губных: «Ба- па, ба- па», далее – губно- зубных: «Да –та, да – та», заднеязычных: «Га –ка, га- ка», а также свистящих и шипящих: «Са-за, са-за, са-за-за», «Жа-ша, жа-ша, жа-ша- ша». Далее работаем над различением звонких – глухих согласных в коротких словах: «ЖИЛ-ШИЛ, ГОД-КОТ, БЫЛ-ПЫЛ» и предлагаем прочие упражнения для речевого тренинга на дифференциацию звонких и глухих согласных в слогах и словах (Во — Фо, До — То, Го –Ко, Вы — Фы, Ды – Ты, Жи – Ши, Сэ –Зэ, и др.).

При нарушениях фонематического слуха в старшем дошкольном возрасте слоги с этими звуками закрепляются при обучении грамоте, при написании слогов печатными буквами, с опорой на зрительный образ звука — букву. Развитие фонематического восприятия в дошкольном возрасте проводится с обязательным участием речедвигательного анализатора, что тесно связано со следующим направлением коррекционной работы.

2. Формирование правильного звукопроизношения и интонации. В случаях отсутствия, замены и искажения звука мы работаем над постановкой изолированного звука, механическим способом или по подражанию, его активизацией в слогах, словах и фразовой речи: «Сделай, как Вика»: «Р-Р-Р»; «Лиза, покажи Алеше, как сказать: «С-С-С», посмотрите, как я произношу звук: «Ш-ш-ш». Для достижения желаемого результата в коррекции речи вырабатываем утрированное произношение звука, добиваемся положительных эмоциональных реакций со стороны ребенка при общении с логопедом. (Громко, а потом тихо скажем: «ЛА-ЛА-ЛА, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ»). На групповых занятиях дети более успешно подражают своим сверстникам с хорошей артикуляцией, так как оценка другим ребенком очень важна для малыша, и он не хочет отставать от своих друзей по группе, поэтому постановка правильного произношения принимает вид обучающей игры.

Немаловажное значение имеет в этом виде работы артикуляционная гимнастика, но еще важнее — начать артикуляционную гимнастику индивидуально или на занятии в подгруппе с простого упражнения — улыбка- трубочка, а также можно закончить коррекционное занятие именно этим упражнением. Повтор данного упражнения вызывает непосредственную добрую реакцию детей на занятие, они охотно демонстрируют свои речевые достижения логопеду не только во время занятий, но и в повседневной, обычной, обстановке, а также повторяют их перед родителями и другими детьми. Отработка правильного звукопроизношения по схеме ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ дает положительный результат с теми детьми, чей фонематический слух сохранен. При нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не всегда могут быть выделены четко, поэтому данное направление коррекционной работы связано со следующим направлением:

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

В этом виде работы объединяем звуки и слоги в слова, разъединяем слова и делим их на слоги, образуем новые слова, соединяем слова в предложения, расширяем сферу деятельности ребенка на синтаксических конструкциях.

Для зрительного закрепления отбираем по картинкам слова на данный звук, придумываем слова на данный звук или заданный слог, делим слова на две группы по наличию в них глухого и звонкого согласного (именно в этом виде коррекционной работы применяем шесть пар глухих и звонких согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, подбирая к ним слова: ЗУБ-СУП, КОД-КОТ, РОД-РОТ, ПЛОТ-ПЛОД, и др.) При выявлении ошибок в письменной речи на начальной стадии обучения письму, что характерно для подготовительной группы, мы дописываем с детьми буквы и слоги в начатых логопедом словах. Разделяем с дошкольниками слова на части – слоги (ЗИ – НА, РУ- КА, ГУ –СИ). Учим детей синтезировать различные слоги в слова (СА, ША, БАШ, НЯ, РА. МА, СА. НИ), образуем из них новые слова.

Интегрируем в работу с речевым звуковым, слоговым, лексическим материалом для дошкольников более сложные задания на синтаксическом материале, которые не только доступны для детей младшего и среднего дошкольного возраста, но и с восторгом ими воспринимаются. Например, применение схем предложений, по которым предложения составляются и, наоборот, разбираются (----- ------ -----. Образец: Мама любит дочку. Зоя мыла посуду, и др.) В качестве схемы можно поставить на стол логопеда три ярких кубика, составлять с детьми предложение, поочередно показывая на каждый кубик. Додумываем предложения (Лиза пришла к… Сережа залез под…/ Коля играл в…). Изменяем деформированный текст (Лесу медведи живут в. Пчела летит медом за.). Для правильного проведения звукового анализа и синтеза необходим такой вид работы, как накопление, обогащение словарного запаса и активное применение его на занятиях и в обычной жизни.

4. Накопление словарного запаса ребенка и его активизация в процессе коррекционного занятия.

Для решения этой задачи учим детей разным способам образования новых слов: с помощью приставок и одного корня (по-, до-, вы-, со- ШЕЛ), с помощью одной приставки и разных корней (ЗА-, нес, вел, бежал, шил); подбора однокоренных слов (ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИК), даем чтение отрывков из произведений, коротких рассказов и их пересказ, предлагаем ответить на вопросы по картине, составление рассказа по игрушке, картине, серии сюжетных картинок, составление рассказа на тему «Как я провел утро в детском саду», «Воскресный день» и т.д. Данная работа тесно связана со следующим направлением коррекционных занятий по развитию речи.

5. Развитие грамматических навыков.

Сюда входит работа по формированию грамматических форм языка, а в старшем дошкольном возрасте — составление словосочетаний, изменение слов и их образование, а также построение, распространение и сокращение предложений, применение предлогов для грамотного звучания и связи слов в предложениях. Начало работы по изменению и формированию грамматических форм языка начинается с определения единственного — множественного числа. игра: "Назови, сколько": КОЛЕСА. ОБЛАКА, ТАРЕЛКИ, РУЧКИ, СТОЛЫ, ИГРУШКИ, ПЛАТЬЯ И ДР.

В процессе лексической работы логопед уделяет внимание изучению несклоняемых существительных: ПАЛЬТО, КАКАО, ПИАНИНО. РАДИО, потом — словам с беглыми гласными в существительных множественного числа. Игра "Назови двух": ОГОНЬ- ОГНИ, ЛЕВ- ЛЬВЫ, КУСОК — КУСКИ, ЗАМОЧЕК — ЗАМОЧКИ, КРЮЧОЧЕК — КРЮЧОЧКИ И ДР.

Особенную трудность для дошкольников представляют слова с чередованием гласных: УХО — УШИ, ДРУГ — ДРУЗЬЯ, СНЕГ — СНЕЖКИ, И Т.Д. Изучаются имена существительные мн. числа с основой на мягкий звук: стулья, деревья, крылья, перья, далее — слова с непродуктивными суффиксами: ТЕЛЯТА, ЗВЕРЯТА, РЕБЯТА.

6. Формирование связной речи.

Задача развития связной речи, как одна из задач коррекционной работы, включает в себя пересказ прочитанного текста, описание, составление самостоятельного рассказа, сказки-фантазии. Для того, чтобы ребенок справился с поставленной задачей, логопеду необходимо предложить детям план данной речевой деятельности: сначала расскажите, как начинался рассказ, кто главный в рассказе, затем – что сделал главный герой, в каких трудных условиях он оказался, и как поступил в этой ситуации. Как бы вы поступили на месте главного героя? План включает в себя основные опорные понятия и логические акценты, на которые можно опираться во время пересказа или составления своего текста. После того, как предложен план, педагог дает образец своего описания, рассказа, пересказа, сказки.

Таким образом, после года занятий с логопедом у детей дошкольного возраста существенно изменяется фонетическая сторона речи, формируются лексический запас, синтаксические навыки. У детей создается положительная эмоциональная реакция на коррекционные занятия, им нравится воспроизводить звуки родной речи на игровом материале, а при условии опоры на образец речи детей с правильным произношением и началом обучения письму сочетание образов звука и буквы формируется более устойчиво. При неоднократном показе детьми с правильно сформированным звукопроизношением того или иного звука ускоряется динамика овладения фонетической стороной речи. Период от 3 до 4 лет является благоприятным для овладения звуковым и лексическим составом речи, а в возрасте от 4 до 6 лет начинаются процессы словотворчества, изучения словосочетаний и синтаксических конструкций у значительной детей с общим недоразвитием речи. При этом речевой анализатор является опорным в развитии психической деятельности детей.

Тема: Развитие речи детей в младшем школьном возрасте при общем недоразвитии речи.

Соколова О.Г.

Учитель – логопед высшей категории,

кандидат педагогических наук, директор МБДОУ детский сад №2 «Золотая рыбка».

Г. Долгопрудный, 2013 год

Устранение специальных ошибок в письменной речи и при чтении с помощью коррекционных заданий.

В начальной школе на первоначальном обследовании устной и письменной речи учащихся мы выявили 25, 79% школьников с различными формами дисграфии, которые проявлялись как в самостоятельном виде, так и сочетались с дислалией и дислексией. Наиболее распространенными ошибками на письме были пропуски, искажения, замены букв, слов и предложений. Наша работа по устранению таких специальных ошибок, не связанных с незнанием правил грамматики, безграмотностью или другими причинами начиналась с упражнений на тренировку внимания. Система работы строилась по схеме ФОНЕМА-БУКВА-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ и дифференцировалась по группам нарушений. Коррекционная работа начинается с фонематических дифференцировок на звонкие- глухие согласные звуки: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, слоги с этими звуками закрепляются в письменной речи учащихся. Формирование фонематического восприятия и различения фонем проводится с обязательным участием речедвигательного анализатора (звуки проговариваются): БА-ПА, БО-ПО, БУ-ПУ, ВЭ-ФЭ, ВЫ-ФЫ, ВА-ФА, ЖИ-ШИ-ЖУ-ШУ, ЖА-ША и т.д. На этом этапе вырабатываем у детей утрированное произношение нужного звука в устной форме, добиваемся положительной эмоциональной реакции на подобный вид работы не только при индивидуальном контакте, но и при фронтальной работе. Развивая у детей умение выделять звуками трудные буквы, приучаем школьников в письменной речи совершенствовать этот навык при звуковом анализе и синтезе:

  1. Дописываем буквы и слоги в слова: РУ-КА, КОРОБ-КА, ОБЛА-КА, КНИ-ГА, НО-ГА, СТО-ГА, ВЬЮ-ГА и др.
  2. Разбираем со школьниками слова по составу и, наоборот, образуем новые слова согласно схемам: ВЕ-РА: --- ---; ДО- МИК: --- --- И ДР.
  3. Придумываем слова на заданный звук (Б, П,Р,К, Ф, Г, Д и т.д. и записываем их)
  4. Расчерчиваем лист тетради на два столбца и делим заданные слова по наличию в них звонкого или глухого согласного: БАЛКА-ПАЛКА, КОЗА-КОСА, КОД-КОТ, ГОД-КОТ, ДОМ-ТОМ и др.
  5. Работая над анализом слов, предлагаем заменить одну букву на другую, например, И на Ы: НИТЬ, ПИЛИЛ, ПИЛИ, ВИЛИ, ЗАБИТЬ.
  6. Прочитать и записать слова, вставляя вместо пробелов буквы Ы или И: СЛ-В-, ПТ-Ц-; М-Ш-; Р-Б-; В-ЛК-; В-ШН-; Н-ТК-; Л-Ж-; Ж-Р-.
  7. Образовать множественное число имен существительных: РАМА-РАМЫ, СТЕНА-СТЕНЫ, МОРЖ – МОРЖИ, ШАРФ – ШАРФЫ, КОМ – КОМКИ, ДОМ –ДОМА.
  8. Вставить гласные в окончания имен существительных: ПОДОЙТИ К ОПУШК…, К СЕЛ…, К СТРОЙК…, К МОР …

После проведения коррекционной работы младшие школьники с нарушениями зрения начинают более грамотно писать, стараются анализировать свою письменную речь, уменьшается количество ошибок, а навыки письма автоматизируются.

 
Иитоговое занятие «У бабули во дворе» по лексической теме: «Домашние животные»
Логопедия
Автор: Шмайлюк Лилия Алексеевна   
21.02.2015 15:58

Иитоговое занятие «У бабули во дворе» по лексической теме: «Домашние животные»«У бабули во дворе» по лексической теме: «Домашние животные» (итоговое занятие)

Конспект логопедического занятия во 2-й младшей группе с использованием интерактивной доски

Цель: Закрепить знания детей полученные в процессе обучения.

Задачи:

Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышах;

Развивать любознательность, память, внимание;

Обогащать словарный запас;

Подробнее...
 
«Ребенок в мире изобразительного искусства»
Логопедия
Автор: Румянцева Елена Юрьевна   
21.02.2015 10:49

«Ребенок в мире изобразительного искусства»«Ребенок в мире изобразительного искусства»

Картотека дидактических игр Программа «Детство»

Декоративно-прикладное искусство

Дидактическая игра "Найди пару"

Цель: развитие представлений о декоративно-прикладном искусстве, его характерных особенностях; развитие внимания, пространственных представлений, умения выделять контур изображения.

Материал: цветные изображения предметов декоративно-прикладного искусства, контурные силуэты к ним

Ход игры:

Подробнее...
 
<< Первая < Предыдущая 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 Следующая > Последняя >>

Страница 110 из 128

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год