Конспект интеллектуально – познавательного характера «Подружись с зубной щеткой» (г. Ростов – на – Дону. МДОУ №263 Воспитатель: Субботина М.В.)
Цель: продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены
Задачи:
- дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и функции;
- познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней).
Оборудование: два плоскостных зуба – здоровый и больной; предметные картинки с продуктами питания; зеркальца по количеству детей; картинки по правилам ухода за ртом и зубами; расчески, вата, старые зубные щетки по количеству детей; стаканчики, зубные щетки и зубная паста по количеству детей; куклы би – ба – бо Мальвина и Буратино
Ход занятия:
1. Постановка проблемы
В гости приходит Мальвина.
Мальвина: «Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Я Мальвина, девочка с голубыми глазами. Я хотела позаниматься с Буратино грамотой, но этот неорганизованный мальчишка опять опаздывает. Давайте его позовем.
Дети зовут Буратино.
Появляется Буратино, держится за зубы и охает.
Ой – ой – ой! Ой – ой – ой!
Разболелся зубик мой!
Мальвина: Ой, ребята, посмотрите Буратино. Заходи, заходи посмелее. Пусть ребята на тебя посмотрят. Буратино, а почему ты держишься за зубы и охаешь.
Буратино: Я хотел съесть конфету и как закричу. Мне так стало больно.
Мальвина: Ребята, а как вы думаете, почему Буратино стало больно? Как мы можем ему помочь?
Ответы детей.
Мальвина: А к какому сказочному доктору мы можем обратиться за помощью? (К доктору Айболиту)
Собирайтесь в путь нам предстоит долгое и трудное путешествие.
Ребята, как мы найдем дорогу? (с помощью карты).
Но для того чтобы ее получить нам надо выполнить задание.
2. Игра «Как беречь зубы»
Цель: рассказать, что полезно, что вредно для зубов.
Оборудование: два плоскостных зуба – здоровый и больной; предметные картинки с продуктами питания.
Ход игры:
На игровом поле представлены картинки полезных и вредных продуктов питания. Дети по очереди кладут изображение больного зуба или здорового зуба рядом с картинкой с изображением продуктов питания, объясняют свой выбор.
После выполнения задания появляется карта.
3. Выбор средства передвижения.
Мальвина и Буратино предлагают детям выбрать средства передвижения. Дети перечисляют средства передвижения (самолет, поезд, машина, лыжи, коньки…), которые Буратино раскладывает на колесе «Поле чудес» и выбирают с помощью волчка. Дети имитируют движение транспортного средства, которое выбрали, отправляются в путь. Дети под музыку попадают в лес.
4. Беседа — объяснение «Зачем нужны зубы»
Под деревом находят зеркальца (по количеству детей) и письмо. Мальвина читает письмо, в письме вопрос: «Зачем нужны нам зубы? Что происходит с пищей во время еды? Что можно сказать о твердости зубов? Чем покрыты зубы? Для чего нужна эмаль на зубах? Зачем нужны зубы животным?»
Ответы детей.
Мальвина с Буратиной обобщают ответы детей: зубы помогают нам есть твердую пищу, которая нужна для роста. Во время еды пища пережевывается и измельчается зубами. Маленькие кусочки смешиваются со слюной и их легко проглотить. Зубы это очень плотная твердая кость, покрытая твердой белой оболочкой — эмалью. Она защищает зуб от холода, тепла и ударов. Животные используют зубы не только для еды, но и для защиты.
5. Самообследование.
Мальвина предлагает взять зеркало и рассмотреть свои зубы.
Мальвина: Рассмотрим свои зубы в зеркало. Какого они цвета?
Попробуйте согнуть их язычком? Получается? Глядя в зеркало, осторожно постучите зубом об зуб. Что можно сказать о твердости зубов? Попробуйте покачать зуб пальцами, вынуть его. Опять не получается?
Зубы сидят прочно, они укреплены в кости, которая называется челюстью.
Буратино, а ты заметил, что не так с твоими зубами?
Буратино: Мой зуб темный, некрасивый.
Мальвина обобщает: здоровый зуб белый, гладкий, без пятен и дырочек.
Зазвучала музыка, ребята скорее в путь.
6. Все попадают на лесную полянку. Их встречает Филин. Он предлагает игру «Чтобы зубы были крепкими». Филин показывает картинки, а дети рассказывают правила ухода за полостью рта и зубами.
Цель: рассказать, что полезно, а что вредно для зубов.
Правила ухода за полостью рта и зубами.
- Полощи рот теплой водой после каждого приема пищи.
- Чисти зубы утром и перед сном.
- Не грызи твердые предметы (орехи, кости)
- Два раза в год посещай врача – стоматолога
- Не ешь одновременно слишком горячую и слишком холодную пищу.
- Щетина зубной щетки должна быть не жесткой, длина щетины не больше 2 см, зубная щетка должна быть изогнута.
Филин благодарит детей за правильное выполнение задания. И показывает дорогу к Айболиту.
Дети идут под музыку по лесу и выходят на полянку к домику доктора Айболита.
7. Эксперимент
Айболит спрашивает у детей, зачем они к нему пришли.
Дети объясняют, что у Буратино болят зубы и ему нужна помощь.
Айболит спрашивает у Буратино: Кстати, а почему у тебя заболели зубы? Ты за ними, наверное, плохо ухаживаешь?
Буратино: А чего за ними ухаживать? Я вот их не чищу никогда, люблю кушать всякие вкусности: конфеты, шоколад, ириски. А еще просто обожая грызть орехи, наесться мороженого и запить его горячим чаем. А когда появится в зубе дырка, я выковыриваю из нее остатки пищи иголкой.
Айболит и Мальвина: Неудивительно, что у тебя болят зубы
Айболит предлагает детям взять расческу, вату, старую зубную щетку. Айболит поясняет, что зубцы расчески изображают наши зубы, а вата — зубной налет и остатки пищи.
Опыт с расческой и зубной щеткой.
Айболит показывает картинку, на которой изображено как правильно чистить зубы.
Ребята, а вы научили Буратино ухаживать за своими зубами?
Дети повторяют движения с Айболитом, используя расческу и зубную щетку.
8. Айболит и Мальвина приглашают детей в умывальную комнату, где дети вместе с Буратино чистят зубы и полощут рот. Мальвина читает стихотворение.
1. Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб, —
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри…
2. Мы чистим, чистим зубы. И весело живем.
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поем:
— Эй, давай не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу вверх, сверху вниз. Чистить зубы не ленись.
9. Буратино появляется веселый:
Я теперь совсем здоров,
Не боюсь, я докторов!
Буратино предлагает детям поиграть в игру «Да или нет».
Правила: Буратино и Мальвина поют частушки если совет хороший надо хлопать в ладоши, если совет плохой надо говорить нет – нет – нет.
Частушки:
1. Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
2. Не грызите лист капустный,
Он совсем-совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
3. Говорила маме Люба:
«Я не буду чистить зубы!»
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ:
Молодчина Люба? Нет!
4. Блеск зубам чтобы придать,
Крем сапожный нужно взять!
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
5. Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С полу щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ:
Молодчина Люда? Нет!
6. Навсегда запомните,
Милые друзья:
Не почистив зубики,
Спать идти нельзя!
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
7. Зубы вы почистили. И идете спать,
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
8. Запомните совет полезный:
Нельзя грызть предмет железный!
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши!
9. Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать!
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!
(И. Савчук)
10. Буратино с Мальвиной прощаются с детьми и желают им беречь свои зубы и выполнять все правила. |