Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
Здоровье
Автор: Кольвейвина Анастасия Владимировна   
28.01.2016 22:34

Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушенияИспользование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения

Актуальность:

Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов.

У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

 

Скачать презентацию

Сохранение и укрепление здоровья детей важно для всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Цель:

Создание насыщенного, оздоравливающего, гармоничного образовательного пространства, полноценного для общего и речевого развития детей.

Задачи:

  • Обеспечить реализацию базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития;
  • Сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье и на самореализацию личности;
  • Сформировать осознание единства личности и природы.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (воспитанников, педагогов и др.).

Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.

Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояния переутомления гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, релаксация.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа, су — джок терапия и т.д.).
  • Коррекционные технологии (артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика, психогимнастика, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, глинотерапия и т.д.)

Нашу логопедичекую группу посещают дети, имеющие различные речевые нарушения. У них речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. Так же речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, что в конечном итоге без своевременной помощи приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения в школе.

Решение данной проблемы нам видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно – развивающем процессе идет на пользу здоровья наших детей.

Артикуляционная гимнастика

Логопедическая (артикуляторная) гимнастика – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).

Данный вид гимнастики является одним из самых эффективных средств формирования и коррекции правильного звукопроизношения. В процессе артикуляцирнной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями. В нашей группе артикуляционная гимнастика проводится 3 раза в день как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями. При проведении АГ мы также используем музыку и сопряженные движения руки ребенка. Это повышает эффективность артикуляционной гимнастики

Дыхательная гимнастика

Работу над дыханием в нашей группе осуществляют как логопед, так и воспитатели. Нами широко используются «ветерки», мыльные пузыри, «вертушки»; в группе много пособий для развития правильного речевого дыхания.

Гимнастика для глаз

Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки детей. В работе также используем как наглядный материал, так и показ педагога.

Пальчиковая гимнастика

В систему работы нашей группы с детьми по развитию мелкой моторики руки входит:

  • Календарно-тематическое планирование пальчиковых игр, согласно лексическим темам;
  • Штриховка, обводка, дорисовывание, раскрашивание букв методом «тычка», работа с разным конструктором и т.д.;
  • Различные задания в «сухом бассейне», игры с крупами – «крупотерапия»;
  • Работа с бархатной бумагой, ватой, мозаикой и шнурками и т.д.

Арт-терапия или методы творческого самовыражения. Уникальная технология применяться нами на практике во всех видах непосредственно образовательной деятельности: рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве).

Также большим успехом у наших детей пользуется такой арт–метод, как песочная терапия и крупотерапия.

Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость).

Массаж

В практике логопедической работы с детьми ОНР использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. Во-первых самомассаж проводим не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж мы используем многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж нами проводиться с детьми после утренней гимнастики и дневного сна. По необходимости самомассаж включаем в занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

СУ-ДЖОК-терапия

Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.

Работа по данной технологии нами проводится воздействуя на точки стоп во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. А также на коррекционных занятиях, когда происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Релаксация

Комплекс упражнений на релаксацию используется с детьми для обучения их управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. На занятиях используем релаксационные упражнения, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство, упражнения проводятся с музыкальным сопровождением.

Психогимнастика

В группе имеется и используется набор специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы), а также коммуникации и раскрепощённости.

Вывод: Использование нами указанных оздоровительных технологий ведется в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков педагогов. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

Каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировывает у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Литература:

  1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. — СПб.: Речь, 2010. – 256 с.
  2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
  3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.
  4. Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда» Издательство: Феникс, 2009-480 с.
  5. Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год