Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Здоровое поколение — здоровое будущее.
Здоровье
Автор: Старшинова Елена Владимировна   
29.01.2016 00:36

Здоровое поколение — здоровое будущее.Здоровое поколение — здоровое будущее.

Сегодня на всех уровнях говорят о неудовлетворительном состоянии здоровья как взрослого, так и детского населения. Нарастает количество хронических больных, растёт число инвалидов детства, снижается трудовой потенциал.

Анализ состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений свидетельствует об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в школе. Одной из причин ухудшения состояния здоровья школьников становится система школьного образования, при всех ее достоинствах школа недостаточно заботится о том, чтобы вырастить здорового ребенка, в результате в школу приходит около 30% здоровых детей, а среди выпускников остается около 10%.

 

Технология биологической обратной связи на сегодняшний день позволяет не только диагностировать, но и объективно и целенаправленно корректировать, совершенствовать, приводить в гармонию физиологические системы организма, формировать новые здоровые навыки, адаптировать к окружающей среде.

В результате проведения курса выявляется положительная динамика в состоянии здоровья учащихся. Анализ заболеваемости ОРЗ показал снижение заболеваемости у детей, прошедших курс БОС. Снизилось количество пропущенных по болезни дней в 3 раза, а также сократились сроки реабилитации после болезни.

Педагогами, логопедами, родителями отмечено значительное улучшение общего эмоционального фона у детей, обученных по методу БОС: положительные изменения в поведенческой и личностной сфере, снижение негативных эмоциональных проявлений. Положительная динамика показателей эмоционально-волевой сферы, снижение симптомов гиперактивности и психомоторной расторможенности отмечены у детей с особенностями развития.

Высокий уровень мотивации на сеансах БОС помог решить ряд коррекционных и воспитательных задач без излишнего психоэмоционального напряжения ребенка. На фоне нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния улучшились показатели высших психических функций — процессов мышления, восприятия, произвольного внимания; увеличился объем памяти; активизировалась познавательная деятельность; отмечалось формирование волевых качеств, навыка целенаправленной деятельности, саморегуляции и самоорганизации; повысились работоспособность, самооценка и мотивация к учебе и самосовершенствованию.

Метод биологической обратной связи (БОС) может быть использован в качестве эффективного средства помощи в образовательном процессе как детям и подросткам, так и будущим педагогам. Этот метод позволяет обеспечить немедикаментозную коррекцию психологического и функционального состояния организма в целом.

В процессе прохождения курса оздоровления также решаются следующие важнейшие задачи:

  1. Обучение приемам саморегуляции, выработка навыков релаксации и применения их в стрессовых ситуациях.
  2. Преодоление ситуации страха в атмосфере класса, коррекция. самооценки.
  3. Усиление компенсаторных возможностей организма, повышение работоспособности, снижение утомляемости.

Итак, есть такой школьный предмет — ЗДОРОВЬЕ!

Большинство людей начинают осознавать значение здоровья после 50 лет, то есть когда оно уже крепко пошатнулось. А в старости человек понимает, что ценней здоровья ничего нет, и готов отдать за него все материальные блага, которые имеет. Но, как правило, бывает уже поздно. Почему так происходит, и что нужно делать?

Любому человеку, даже если он не специалист-медик, понятно, что падение уровня здоровья зачастую происходит именно в школьные годы

восьмилетний мальчик имеет больше здоровья, чем пятидесятилетний мужчина, а у восьмидесятилетнего здоровья еще меньше. Значит, человек теряет здоровье на протяжении своей жизни. Причем с каждым десятилетием процесс падения уровня здоровья людей резко ускоряется. Спросите врача любой специальности, работающего десять- двадцать лет со школьниками — он уверенно скажет, что процент детей, страдающих заболеваниями сердца, органов дыхания, зрения, речевыми расстройствами и т.д. растет год от года. В результате сегодня, в начале XXI века, число здоровых выпускников составляет около 3-6% (хотя большинство первоклассников приходят в школу здоровыми), а через несколько лет, если такой процесс сохранится, все молодое поколение окажется больным. Теперь нетрудно догадаться, что число здоровых выпускников ВУЗов еще меньше, а о количестве здоровых педагогов вообще трудно говорить! Итак, первое, что нужно делать в школе у педагогов, детей и их родителей — это сформировать правильное отношение к здоровью. А второе — не дожидаясь осознания ребенком важности здоровья, нужно обучить его это здоровье сохранять и укреплять, иными словами, дать ему навыки правильного дыхания, правильной речи, правильной осанки, правильного пользования органами зрения и т.д. Можно привести аналогию из мира спорта: любой тренер знает, что начинать обучать спортсмена двигательным навыкам нужно сразу правильно. Если у спортсмена уже сформирован неправильный навык, его придется переучивать: сначала разрушать имеющиеся, и только затем формировать правильные навыки. Скорее всего, в этом случае он никогда не сможет стать чемпионом.

Для эффективного решения и первой и второй задач в школе необходимо иметь несколько вещей. Нужна точная оценка (по общепринятой в школе системе) конечного результата обучения здоровью. Кроме того, должен быть показатель величины здоровья ( «паспорт здоровья»). А самое главное, необходимы средства формирования навыков здоровья и контроля их качества. Сегодня всем этим требованиям отвечает метод биологической обратной связи (БОС), реализованный в форме уроков «БОС-здоровье».

Как сделать процесс заботы о здоровье необходимостью самих детей, школьников и подростков, причем чем раньше, тем лучше, чтобы это стало естественной привычкой, доведенной до условно-рефлекторного стереотипа? Как сделать процесс самопознания, самосовершенствования активным и востребованным? В современной школе уже недостаточно традиционных уроков физкультуры и валеологии. Необходимо внедрять в образовательный процесс новые более эффективные технологии, способные максимально активизировать у детей познавательный интерес и потребность в здоровом образе жизни. Нацеленность на осознанную охрану и защиту собственного здоровья наиболее продуктивно формировать в детском возрасте.

Метод биологической обратной связи по праву можно считать одним из наиболее доступных и эффективных способов решения проблемы школьной адаптации.

Изменение социальной ситуации развития, смена вида деятельности, атмосфера школьного обучения являются для ребёнка психотравмирующими факторами, требующими профилактической и коррекционной работы для предупреждения развития нервно-психических нарушений. Учитывая рост психических и соматических отклонений у школьников, изучение проблемы школьной дезадаптации, тесно связанной с нервно-психическим здоровьем, и возможности её коррекции с помощью новых технологий, становятся весьма актуальными.

Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз.

К сожалению, в современной школе часто создаются ситуации, когда ребёнок не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы без ущерба для своего развития и здоровья.

Многочисленные исследования физиологов и психологов показывают, что общая нагрузка на нервную систему учащегося в школе и дома очень велика, а в сочетании с возрастающей из года в год гиподинамией, нарушениями режимов питания, сна и отдыха приводит к функциональным расстройствам нервной системы и стрессам.

Стресс также может быть обусловлен следующими факторами: переход из одной школы в другую, смена педагога, экзамены, контрольные работы, вызовы к доске, неправильное поведение учителя, недоброжелательное отношение сверстников, неуспешность обучения, нервно-психическая перегрузка и переутомление. Причинами психической травмы могут стать неосторожное слово, либо несправедливое отношение к ребёнку. Особенно подвержены стрессогенному воздействию учащиеся с задержкой психического развития – постоянный контингент дезадаптивных групп.

Поэтому планомерное овладение учащимися методикой диафрагмально-релаксационного дыхания смело можно назвать перспективным и актуальным направлением профилактической работы в школе.

Метод диафрагмально-релаксационного дыхания, разработанный А.А. Сметанкиным, позволяет решать целый спектр образовательных, медицинских, психологических и социальных проблем самым экономичным, безопасным и современным образом: а именно происходит формирование психологически здоровой личности, обучение навыкам целенаправленного управления психоэмоциональным состоянием, что является профилактикой психосоматических заболеваний.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год