Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дефектология

ДефектологияКонспекты занятий по Дефектологии

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи о дефектологии, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале "Дошкольник.рф". Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754).  Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях - вступайте в группы - будем рады видеть Вас в наших рядах!

ВКОНТАКТЕ - http://vk.com/doshkolnikru 
В ОДНОКЛАССНИКАХ - http://ok.ru/doshkolnik 
В ТЕЛЕГРАМ https://t.me/+RhJZUqnkZ_QwYzNi

Условия выдачи Сертификата публикации

Условия выдачи Свидетельства публикации

Как попасть в журнал

 


Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.
Дефектология
Автор: Виктория Васильевна Искра   
21.02.2015 16:07
Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.

Разделы программы:

  1. «Социализация и общение».
  2. «Трудовое воспитание. Профессиональное самоопределение».
  3. «Творческое воображение».
  4. «Культура поведения в обществе».

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.

Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида становится более значимой.

Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.

Задача программы – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Учащиеся школ-интернатов ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества.

Проблема нашей школы «Исследовательская деятельность в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»

Раздел 1. «Социализация и общение»

Пояснительная записка к разделу I

Воспитанники детских домов и школ-интернатов должны учиться защищать свои права .

Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.

Курс занятий направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью.

Полученные знания позволяют воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены.

Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.

Социализация и общение включает в себя гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка.

Знакомство в ходе экскурсий с профессиями.

Социализация(от лат. socialis общественный)процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.

Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов ,социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

Цель: Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.

Задачи:

  1. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
  2. Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
  3. Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
  4. Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения.

Программа включает в себя:

1. Занятия “Ты и закон” для детей с 7 до 17 лет:

  • знакомство с основными правами человека, правами ребенка, уважения и достоинства прав и свобод других людей, понимания ценностей своей личности и ценности других людей, равенства людей в своих правах;
  • знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, которая раскрывается с позиции права, а также во взаимодействии норм права и морали;
  • изучение основных Международных документов по правам человека (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка);
  • изучение Российских законов (Конституция РФ)

2. Встречи с работниками суда, прокуратуры, правоохранительными органами и др. (проведение бесед, диспутов, консультаций, анкетирований, видеоматериалов).

3. Оформление уголка по правовой и юридической документации.

4. Социальная защищенность , охрана и защита имущественных прав детей(проводится через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др.)

Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:

Раздел II «Трудовое воспитание. Профессиональное самоопределение воспитанников».

Пояснительная записка к разделу II.

1. Актуальность темы.

Социальная адаптация выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида является сложным процессом, требующим поиска путей своей реализации.

В литературе чаще ученые и педагоги-практики(Л.С.Выгодский, Л. В.Занков, А.М.Щербакова) поднимали проблему социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта. Труд и трудовая адаптация детей с нарушением интеллекта далеко не всегда проходила успешно. Часть выпускников либо не работала совсем , либо работала не по своей специальности.

Это было связано с особенностями психофизического развития ,а так же с состоянием обучения и воспитания.

2. Цель и задачи работы.

Целью нашей программы являлся поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся через трудовое воспитание и обучение, включение детей с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.

В работе была выдвинута гипотеза: если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности(основной составляющей социальной адаптации)то, следовательно ,при правильной организации трудового обучения социальная адаптация будет более успешной.

Исходя из цели и гипотезы, исследование было направлено на решение конкретных задач: изучить теоретические основы адаптивной системы трудового обучения детей с нарушениями интеллекта, разработанные на основе передового педагогического опыта и выявить достоинства и проблемы практики обучения.

На основании анализа диагностики психофизических особенностей детей с нарушениями интеллекта рассмотреть специфику трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Провести анализ и разработать методические рекомендации по исследованию новой технологии обучения.

Объектом исследования по указанной теме являлась система обучения

В организации учебного процесса на уроках трудового обучения, способствующая социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта.

Предметом исследования – изучение влияния психо - физических, психологических и физиологических особенностей детей с нарушениями интеллекта.

3. Методы исследования:

  • Изучение и анализ общей и специальной литературы по проблеме; изучение школьной, учительской и ученической документации;
  • Изучение, анализ и обобщение педагогического опыта;
  • Анкетирование;
  • Педагогический эксперимент;
  • Медико- психолого-педагогический анализ проблемы;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Индивидуальные проверочные исследования;

Анализ, сравнение, аналогия, систематизация, классификация полученных данных. С первого года обучения воспитанники в ходе экскурсий учатся делать выбор профессионального пути. Взрослые люди – учителя, воспитатели, психолог, социальный педагог считают необходимым

Ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения.

Настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями.

Цель программы: Отработка трудовых навыков, умений необходимых в жизни.

Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути.

Задачи:

  • Обогащение представлений детей о мире профессии;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей;
  • Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;
  • Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
  • Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
  • Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.

В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:

  • о видах профессий: швеи, повара, тракториста, цветовода-декоратора.
  • о медицинских и профессиональных требованиях;
  • об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;о повышении квалификации и профессионального роста;
  • о состоянии рынка труда.

Раздел III «Творческое воображение»

Пояснительная записка к разделу III

Программа рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Цель программы: Формирование навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста; восприятия изобразительного искусства и развитие художественно творческих способностей.

Задачи:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем развития у них правильного восприятия формы, конструкции;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики ;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов ;
  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью;
  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
  • анализировать рисунок (по отдельным вопросам учителя);
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
  • рассказывать о содержании и особенностях произведения изобразительного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось):
  • различать и называть цвета;
  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры
  • узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, сравнивать их между собой.

Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям:

  1. Декоративное рисование.
  2. Рисование с натуры.
  3. Рисование на темы.
  4. Беседы о изобразительном искусстве.

В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, походы, игры. Работа с воспитанниками.

Раздел IV “Культура поведения и общения”

Пояснительная записка к разделу IV.

Воспитанники специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость

Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.

Цель программы: Привитие навыков культуры поведения. Нравственное воспитание и развитие личности ребенка.

Задачи:

  • Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.
  • Формирование культуры речевого общения.
  • Развитие коммуникативных качеств.
  • Методы, используемые на занятиях:

беседа-диалог, анализ художественных текстов, инсценирование, решение педагогических задач, творческие задания, игра сюжетно-ролевая и дидактическая, практическая деятельность, просмотр видеосюжетов, тестирование

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерная тематика занятий по «Творческому воображению»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта .

Занятия, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимы дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрические лото.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки.

I полугодие I четверть 2класс

  • 1 урок. Вводная беседа «Что мы будем делать на занятиях по творческому воображению». Рисование на тему: «Как я провел лето»(акварель)
  • 2 урок. Рисование с натуры книги(карандаш)
  • 3 урок. Рисование узора в полосе геометрических форм с образца(карандаш, акварель)
  • 4 урок. Рисование с натуры осенних листьев(акварель, карандаш)
  • 5 урок. Выполнение рисунка в цвете «Осенний день»(гуашь)
  • 6-7 урок. Знакомство с хакасским народным творчеством. Цвета используемые в узорах. Рисование хакасского узора в квадрате.(акварель, гуашь). Мультимедио.
  • 8 урок. Декоративный узор в круге по мотивам городецкой росписи.(цветы, птицы).

II четверть

  • 1 урок. Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
  • 2 урок. По мотивам народной сказки на сюжет «Маша и медведь»(акварель).
  • 3 урок. Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
  • 4 урок. Рисование хакасского узора в полосе на платье (акварель).
  • 5 урок. Рисование узора в круге с применением декоративного изображения животных (гуашь).
  • 6 урок. Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей ( бусы).
  • 7 урок. Знакомство с творчеством хакасских художников. Использование слайдов. Рисование на тему «Елочная игрушка. Шар.»
  • 8 урок. Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4—6 на листе бумаги).

IIполугодие III четверть

  • 1 урок. Рисование на тему: «Зимой в лесу» (акварель,кисть)Знакомство с картиной К.А.Коровина «Зимой».Использование слайдовой презентации.
  • 2 урок. Рисование на тему «Снеговик».
  • 3 урок. Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).
  • 4 урок. Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.
  • 5 урок. Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.
  • 6 урок. Рисование с натуры игрушки-кораблика.
  • 7 урок. Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.
  • 8 урок. Рисование хакасского узора на сапожке(акварель).
  • 9 урок. Рисование на тему «Весна на улице»(акварель).Ознакомление с произведениями изобразительного искусства :К.Ф. Юон. «Конец зимы». «Полдень» ,А.К.Саврасов «Грачи прилетели»
  • 10 урок. Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке

IV четверть

  • 1 урок. Декоративное рисование — узор в круге (круг — готовая форма).
  • 2 урок. Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
  • 3 урок. Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
  • 4 урок. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).
  • 5 урок. Рисование флага России.(акварель).Беседа о символах России.
  • 6 урок. Рисование флага Хакасии.(акварель)Беседа о символах республики Хакасии.
  • 7 урок. Рисование на тему «Кораблики на воде»(акварель).Знакомство с картиной «Весна- большая вода» И.И.Левитана.

Список используемой литературы:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» по состоянию на 10.02.2008 года.
  2. Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов,
  3. В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н /Д: Феникс, 2002.
  4. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. – М., 2000.
  5. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.
  6. Лелеков В.А., Тямкин А.В. Защищенность личности от преступных посягательств // Социологические исследования. - 2005. - № 6.
  7. Подгурецкий А. Очерк социологии права. - М., 1974.
  8. Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
  9. Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. - Казань, 1977.
  10. Эффективность правовых норм. - М., 1980.
  11. Юридическая социология. Учебник
  12. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М., 1990.
  13. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. - М., 1987. - с. 143
  14. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности». // Д/в №8 - 1985.
  15. Островская Л. Ф. «Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения». //Д/в №10 - 1989.
  16. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - М,- 1987. - 160 с.
  17. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
  18. Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. - М.- 1990. - 95 с.
  19. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г.
  20. Русскова Л.В. Методические рекомендации к “программе воспитание и обучение в детском саду”. - М., - 1986. - 397 с.
  21. Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения».// Д/в №3 - 1989.
  22. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.- 1972. - 144 с.
  23. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М,- 1972. - 96 с.
  24. Теплюк С. «Об опрятности и аккуратности». //Д/в №9-88.
  25. Ушинский К.Д. Соч., т. 9. -М, - 1950. - 775 с.
  26. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1990.
  27. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. -М.- 1986.
  28. Хорунженио К. М.. Педагогический словарь, М., 1997.
  29. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М., 1986.
  30. Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков». // Д/в №8 - 79.
  31. Программа Воронковой.В.В для коррекционных школ.

 
Методика работы по формированию у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений
Дефектология
Автор: Блинова Ольга Анатольевна   
21.01.2015 15:05

Методика работы по формированию у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений.Методика работы по формированию у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений.

Начинать работу необходимо с коррекции самого элементарного уровня пространственных представлений (проприоцептивная система). Специальное обучение должно учитывать генезис освоения пространства детьми в раннем и дошкольном возрасте и ведущую роль в этом процессе двигательного анализатора. В формировании чувственной основы пространственной ориентировки особая роль принадлежит ощущениям и сигналам, поступающим от мышечно-суставного аппарата. А кинестетические сигналы, идущие от ведущей руки, придают окружающему пространству известную асимметричность. Нечеткая латеральная организация у детей с ЗПР препятствует полноценному развитию у них ориентировки в пространстве. Поэтому одной из первостепенных задач коррекционной работы является обогащение чувственного и двигательного опыта ребенка, опыта предметно-практической деятельности и на этой основе формирование представлений о схеме собственного тела и окружающем пространстве. По мере практического освоения ребенком пространства следует включать и словесные обозначения пространственных отношений, изучение пространственной терминологии.

Формирование пространственных представлений у детей целесообразно разделить на несколько этапов:

1 этап. Развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов.

Цель: обогащение чувственного и двигательного опыта детей.

Задачи:

- уточнить местоположение и названия различных частей тела;

Подробнее...
 
Игровое пособие «Вкусная неделька»
Дефектология
Автор: Самсонова Ирина Владимировна   
18.12.2014 20:17

Игровое пособие «Вкусная неделька»Игровое пособие «Вкусная неделька»
Для детей старшего дошкольного возраста и для детей с задержкой психического развития.
Автор:  Самсонова Ирина Владимировна учитель-логопед, дефектолог.  МБДОУ №26 г. Кстово. Нижегородской области.
Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Эстетичная практичная основа пособия, безопасный способ крепления ( липучки) позволяют перемещать и закреплять  его во многих доступных для ребенка местах.  Его можно  увеличить до формата А-3, и заламинировать. Все карточки тоже ламинируем и прикрепляем липучки.  Пособие готово.
На протяжении многих лет работы с детьми  с общим  недоразвитием речи, и задержкой психического развития, было замечено затруднение изучения дней недели и их последовательности, а также  понятий вчера, сегодня, завтра.  Для детей эти понятия даются нелегко, так как они абстрактны ( их нельзя увидеть, потрогать).  Веселый детский стишок про дни недели, способствовал изготовлению данного игрового пособия, которое  мною дополнено подключением  зрительного, тактильного анализаторов.    Учеными давно доказано, как мелкая моторика способствует развитию функций мозга.  «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
(И.И. Павлов)
 
Цель использования пособия.
•       Научить  детей в игровой форме  запомнить дни недели и их последовательность.
•       Развивать  восприятие, внимание, память, мышление.
•       Научить понимать понятия:  вчера, сегодня, завтра.
•       Закреплять порядковый счет,  цифры.
•       Развивать мелкую моторику.
 

Подробнее...
 
Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
Дефектология
Автор: Ходырева Нина Владимировна   
16.12.2014 19:29

Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста учитель-дефектолог Ходырева Нина Владимировна МАДОУ детский сад «Надежда»
Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
Основы цветового восприятия формируются у детей раннего возраста через чувственный опыт.
Проблема сенсорного развития детей раннего возраста представлена в работах таких авторов,  как С.Л. Новоселова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Т.Б. Башаева.
Ученые А.В. Запорожец Л.А. Венгер внесли свой вклад в изучение психологии сенсорного развития детей раннего возраста.
М. Монтессори впервые сформулировала 4 этапа развития цветовосприятия у детей: от накопления сенсорного опыта до запоминания и самостоятельного называния цвета.
В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете педагоги Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я выделяют ряд этапов:
Первый этап – отождествление и идентификация предметов.
Второй этап – обучение нахождению идентичного предмета по цвету.
Третий этап – соотнесение цвета предмета с эталонами цвета.
Четвертый этап – выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого.
Пятый этап – формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет.

Подробнее...
 
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Почемучка в гостях у ребят"
Дефектология
Автор: Елизарова Ирина Григорьевна   
15.12.2014 20:56

ПочемучкаПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Коррекционно – образовательные задачи:

1. Расширять, уточнять, обобщать и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах.
2. Совершенствовать связную речь
3. Уточнять и активизировать словарный запас детей за счёт названий перелётных и зимующих птиц.
4. Продолжать развивать у детей грамматический строй речи, используя в речи имена существительные в творительном падеже, а так же притяжательные прилагательные.
5. Продолжать формирование у детей фонематического слуха и элементов языкового анализа и синтеза путём подбора слов к заданным схемам.

Коррекционно – развивающие задачи:

Подробнее...
 
Создание специальных условий для дНациональная образовательная инициатива «Наша новетей с ОВЗ в ДОУ
Дефектология
Автор: Степанова Татьяна Петровна   
07.12.2014 23:03

Создание специальных условий для дНациональная образовательная инициатива «Наша новетей с ОВЗ  в ДОУНациональная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. Работа в ДОУ строится таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование, а международные документы по проблемам инвалидов призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми.
В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 % от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Из них 362,9 тысяч посещают группы дневного пребывания в массовых детских садах, группы и учреждения компенсирующего вида дошкольного образования.
Одним из путей организации реабилитации и социальной адаптации «особых» детей в ДОУ является интеграция.

Подробнее...
 
Конспект занятия с использованием игровых технологий по сказке "Репка"
Дефектология
Автор: Косинская Ольга Олеговна   
05.12.2014 09:50

Конспект индивидуальной образовательной деятельности с ребёнком II-го года обучения, имеющим нарушения интеллекта с использованием игровых технологий по сказке «Репка»

Конспект индивидуальной образовательной деятельности с ребёнком II-го года обучения, имеющим нарушения интеллекта с использованием игровых технологий по сказке «Репка»

Основной вид деятельности: общение ребенка с педагогом и совместные игры под руководством педагога.
Цель: формирование предпосылок сотрудничества со взрослым.
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие:
•    Активизировать пассивный и активный словарь.
•    Продолжать формировать  представления об овощах, одежде, обуви.
•    Продолжать формировать игровые действия; действовать по подражанию, образцу.
•    Развитие понимания обращенной речи.
•    Коррекция согласованных действий руки и глаза.

Подробнее...
 
Работа дефектолога с родителями
Дефектология
Автор: Мнацаканян Ашхен Арминаковна   
04.12.2014 21:59

Работа дефектолога с родителямиРабота дефектолога с родителями
Совместная работа учителя-дефектолога с родителями определяет общий успех коррекционного обучения. Учитель-дефектолог обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе.
С этой целью проводятся:
а. родительские собрания;
б. консультации родителей;
в. (провожу занятия) приглашаю родителей на занятия;
г. специальный стенд
Провожу родительские пятиминутки по средам еженедельно (вторая половина дня).

Подробнее...
 
В семье особый ребёнок
Дефектология
Автор: Нардекова Светлана Анатольевна   
04.12.2014 20:28

В семье особый ребёнокВ семье особый ребёнок
Необходимо уточнить, в каком значении мы, специалисты - дефектологи, употребляем здесь понятие «особый ребёнок». Для нас это ребёнок, имеющий «неполный набор» психических функций для полноценного развития. Причём, определить «комплектацию» можно очень рано, практически с рождения. Для этого добросовестный родитель, если он не имеет ещё практики воспитания детей, должен обратиться за консультацией как минимум к детскому психологу или дефектологу. А иногда об особенностях развития ребёнка родителям говорят врачи детских поликлиник. Однако их консультации носят скорее гипотетический характер, ведь они, как правило, не владеют компетентными знаниями и опытом в области психологических законов развития ребёнка. « Психическая жизнь малыша с момента появления на свет, с первых дней его существования настоятельно требует внимания психологов», - писала Мария Монтессори. Такое утверждение всемирно известного педагога исходит из убеждения, что чем младше ребёнок, тем больше у него потенциальной энергии развития. И если есть некоторые «несовпадения» в реагировании ребёнка на окружающую среду, то проще и эффективнее сгладить эти «несовпадения» в раннем возрасте. Ярким признаком «затруднений» в развитии является отсутствие речи у ребёнка или её позднее появление. Ведь общаться ребёнок начинает с самого рождения, используя для этого «свой» специфический язык. Специалисты могут помочь маме изучить этот особый способ детского общения и, таким образом, мама будет сама стимулировать речевое развитие своего малыша.

Подробнее...
 
«Помощь родителям аутичного ребенка»
Дефектология
Автор: Нардекова Светлана Анатольевна   
04.12.2014 20:22

«Помощь родителям аутичного ребенка»
Обсуждая проблему коррекции аутичных детей, не следует забывать о том, что решать её возможно только параллельно с оказанием помощи родителям, в особенности матерям. Мать аутичного ребёнка, как правило, живёт в состоянии хронического стресса. Невозможность договориться с ребёнком зачастую о простейших вещах, непредсказуемость его поведения, склонность к ярко выраженным аффективным реакциям, да и просто отсутствие тёплого эмоционального контакта, ожидаемого от ребёнка матерью, приводит её к самым различным нарушениям.
Часто приходится слышать от матерей аутичных детей высказывания следующего типа: "Он ничего не хочет делать со мной". Мне кажется, что в таких случаях можно говорить об устойчивых неконструктивных связях между матерью и ребенком, возникающих в раннем возрасте, когда матери еще не понятно, что ее ребенок страдает слабостью развития аффективной сферы, и она пытается организовать его поведение, исходя из привычных представлений, являясь, хоть и невольно, первым "обидчиком" для ребенка. Мать аутичного ребёнка может эффективно помочь ему преодолеть свои проблемы, справиться со своими трудностями только ценой собственных изменений. К ребенку, таким образом, предъявляются повышенные требования, а ко взрослому не предъявляются вовсе (кроме заботы и ухода). Ребенку, как мне кажется, измениться вслед за матерью проще, чем сделать это самостоятельно. Причем эти изменения должны касаться как способности матери понимать первичный язык и использовать его в общении с ребенком, так и изменения некоторых личностных черт, мешающих адекватной оценке ситуации жизни с таким ребенком.

Подробнее...
 
Особенности проведения занятий по коррекции дисграфии для детей страдающих дефицитом внимания
Дефектология
Автор: Моторина Татьяна Геннадьевна   
25.11.2014 00:29

Особенности проведения занятий по коррекции дисграфии для детей страдающих дефицитом внимания Особенности проведения занятий по коррекции дисграфии для детей страдающих дефицитом внимания
Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появилось в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. У девочек чаще наблюдается особая форма дефицита внимания без гиперактивности, которая  проявляется более грубо.

Подробнее...
 
Еще статьи...
<< Первая < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Следующая > Последняя >>

Страница 14 из 19

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год