Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Многофункционная развивающая игра «Волшебная картина»
Дефектология
Автор: Кандалина Ольга Ивановна   
17.10.2015 19:17

Многофункционная развивающая игра «Волшебная картина»Многофункционная развивающая игра «Волшебная картина»

Составила: учитель-дефектолог Кандалина Ольга Ивановна

Тема: «Развитие сенсомоторики через формирование тактильности у детей дошкольного возраста с ЗПР»

Сенсорное восприятие является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития, и процесса социальной адаптации.

К сожалению, в последние годы наблюдается увеличение количества групп с задержкой психического развития (ЗПР).

Широкая распространенность данной патологии и связанное с нею возникновение у детей многочисленных проблем, делает тему актуальной.

 

Скачать конспект

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др. Но ранее существовавшие дидактические игры и упражнения строились на основе устаревших теорий сенсорного воспитания. Поэтому и возникла задача их пересмотра, отбора тех, которые соответствуют современным требованиям.

Анализ практики показывает, что без специального коррекционного обучения восприятие у детей с ЗПР долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.).

Большую роль чувственное познание играет в раннем и дошкольном детстве. От того, как оно складывается, зависит развитие познавательной деятельности ребенка в целом, овладение речью и формирование разных видов деятельности.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.).

При обычных методах дошкольного воспитания процесс сенсорного развития у дошкольника с ЗПР проходит медленно, не всегда полноценно, отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка. Введение направленного сенсорного воспитания меняет процесс сенсорного развития, ускоряя его, качественно изменяя, включая в обслужившие деятельности. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечили бы ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире.

Может показаться, что развивать восприятие не нужно.

Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Каменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни.

Организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства.

В данной работе применялись различные методы изучения и анализа литературных источников о проблеме развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР, проведен сравнительный анализ состояния сенсорного восприятия на начало и конец года. Применялись организационные методы – сравнительный и комплексный; количественный математико-статистический и качественный анализ. Также использовались методы индивидуального исследования, изучение документации, беседы с детьми; наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности; анализ продуктов детской деятельности.

При использовании многофункциональной игры необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не начинать игру без установления устойчивого положительного контакта с ребенком.
  • Строго дозировать различные виды помощи.
  • Каждый вариант игры начинать с легкого тренировочного задания.
  • Не продолжать игру более 20 минут.

Игра-пособие «Волшебная картина» включает в себя:

- пластмассовая основа 90см×50см

-предметы различной длины, ширины, качества, цвета, формы.

Цель игры – развитие сенсомоторики и тактильной памяти.

Обучающий компонент игры поможет:

– создать возможность развития у детей представлений о разнообразии формы, цвета, качества и т.д.

– создать возможность для обогащения словарного запаса, образной и грамматической сторон речи, составлять и использовать в речи предложения с определениями.

– систематизировать имеющиеся знания,

– находить логические связи, выделять лишнее.

Развивающий компонент окажет помощь в развитии:

-памяти, мышления, воображения, любознательности, внимания и наблюдательности, речи и мелкой моторики.

Воспитательный компонент поможет в воспитании чувства прекрасного.

Яркость и красочность картины делают процесс усвоения материала доступным и интересным для детей.

Игра адресована детям, их родителям, воспитателям коррекционных групп, дефектологам, логопедам. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей. Игру можно использовать как в младшем возрасте, так и в старшем.

С целью выявления особенностей сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР были предложены следующие задания:

1группа. Величина

А. Различение длины и ширины предметов.

Б. Выкладывание ряда предметов отличающихся по высоте.

2 группа. Форма

А. Называние формы геометрических фигур. Сравнение по характерным признакам, умение соотносить форму и эталон.

Б. Выделение отличительных особенностей геометрических фигур.

3 группа. Группировка предметов по цвету, величине и форме.

1 ВАРИАНТ

Величина

Цель: закрепить умение детей раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем или убывающем порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду.

Игра №1.

Различение длины и ширины предметов.

Перед ребенком выкладывают длинный узкий серебристый лучик солнышка и короткую широкую зеленую ленту.

- Посмотри, перед тобой два предмета. Они одинаковые или разные? (разные)

- Чем серебристый лучик отличается от зеленой ленты? (они разного цвета)

– А чем еще? (серебристый лучик длиннее зеленой ленты)

– А чем зеленая ленточка отличается от серебристого лучика, кроме того, что они разного цвета? (зеленая лента шире, чем серебристый лучик)

Игра №2.

Выкладывание ряда предметов, отличающихся по высоте.

Перед ребенком выкладывают три-пять различных по высоте (деревья, домики и т.д.) предметов.

- Разложи эти деревья, начиная с самого высокого.

Ребенок раскладывает.

  • Расскажи о величине каждого дерева (самое высокое, ниже, еще ниже, …самое низкое)

2 ВАРИАНТ

Форма

Цель: закрепить умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, шар, куб и цилиндр, находить на картине предметы, похожие на знакомые геометрические фигуры.

Игра №1.

Называние формы геометрических фигур.

Сравнение по характерным признакам, умение соотносить форму и эталон.

Игра «Форма и эталон».

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением геометрических фигур.

- Назови фигуры, которые ты знаешь.

_ Подбери к каждой геометрической фигуре предметы на картине, которые имеют такую же форму.

Ребенок выполняет задание, по необходимости педагог оказывает стимулирующую помощь.

Игра№2.

Выделение отличительных особенностей геометрических фигур.

Перед ребенком выкладывают прямоугольник и квадрат, треугольник и круг.

– Чем отличается прямоугольник от этих фигур?

– Найди подобные на картине.

Если ребенок затрудняется, то педагог нацеливает его на сравнение сначала с квадратом, затем с треугольником и кругом.

3ВАРИАНТ

Группировка предметов по цвету, величине и форме.

Цель: закрепить умение детей группировать предметы по характерным признакам.

На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие).

- Разложи фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были чем-то похожие.

  • Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом, формой, величиной).
  • Найди подходящий предмет для данной группы на картине.

Возможна стимулирующая помощь педагога.

– Чем похожи фигуры в этой группе? (форой, величиной).

4 ВАРИАНТ

Развитие тактильной памяти.

Что такое тактильная память? Тактильная память — это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Цель: закреплять умение чувствовать разнообразие поверхностей.

Игра №1.

Для игры нам понадобятся 3-5 карточек с разной шероховатостью. Разложите карточки в ряд. Теперь закройте глаза и тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки. Постарайтесь запомнить какие они на ощупь. Перемешать карточки и по одной попробуйте на ощупь найти подобные на картине с закрытыми глазами.

Игра №2.

Возьмите картину, на которой немало вещей. Все они разные наощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Дотрагиваетесь до каждого предмета. Не торопитесь, потрогайте все предметы. Затем уберите картину. Попробуйте вспомнить вещи, которые были на картине.

Игра №3.

Возьмите два координально отличающихся предмета. Закройте глаза и потрогайте их. Что вам напоминает их поверхность? Прикасайтесь по очереди к каждому предмету, представьте себе, на что они похожи, фантазируйте. Нарисуйте на листочке, что они вам напоминают. Найдите подобные на картине.

В начале года были следующие результаты: Таблица № 1

Уровень выполнения заданий Количество детей (%)

  1. Высокий -
  2. Средний 40
  3. Низкий 60

Итак, полученные данные указывают на необходимость коррекционной целенаправленной работы.

Необходимо было учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию, более тщательному знакомству, включая разные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое и др.) предметов, обхватыванию их обеими руками, поглаживанию, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности. В процессе рассматривания-обследования дети учатся выделять свойства и качества предметов (форма, величина, строение), постепенно расширяя умение видеть большее количество свойств предметов; поверхность предметов и объектов может быть различной (мягкая, жесткая, шороховатая, колючая, гладкая, пушистая, теплая, холодная), материалы, из которых они сделаны (резиновый, деревянный, металлический, пластмассовый). Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе перцептивных действий, станут полнее и глубже.

В конце года были следующие результаты: Таблица № 2

Уровень выполнения заданий Количество детей (%)

  1. Высокий 50
  2. Средний 40
  3. Низкий 10

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Во-первых, необходимо отметить успехи в развитии сенсорного восприятия у детей. Дети охотнее принимаются за выполнение заданий, опираясь на полученную базу знаний.

Во-вторых, наблюдается расширение словарного запаса по таким лексико-понятийным разрядам, как качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и т.д.).

В-третьих, увеличивается степень самостоятельности выполнения заданий, критичность.

Таким образом, задача дальнейшего совершенствования чувственного опыта заключается главным образом в том, чтобы упорядочить и углубить восприятие, закрепить представления ребенка о предметах более сложной формы, строения, пространственных отношений, цветовой окраски, научить детей точной номенклатуре свойств, умению быстро вычленять нужные свойства и ориентироваться на них, сравнивать и группировать предметы по общим свойствам, соотносить их с сенсорными эталонами

*

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (360) выйдет
3 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год