Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Многофункционная развивающая игра «Волшебная картина»
Дефектология
Автор: Кандалина Ольга Ивановна   
17.10.2015 19:17

Многофункционная развивающая игра «Волшебная картина»Многофункционная развивающая игра «Волшебная картина»

Составила: учитель-дефектолог Кандалина Ольга Ивановна

Тема: «Развитие сенсомоторики через формирование тактильности у детей дошкольного возраста с ЗПР»

Сенсорное восприятие является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития, и процесса социальной адаптации.

К сожалению, в последние годы наблюдается увеличение количества групп с задержкой психического развития (ЗПР).

Широкая распространенность данной патологии и связанное с нею возникновение у детей многочисленных проблем, делает тему актуальной.

 

Скачать конспект

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.И Тихеева и др. Но ранее существовавшие дидактические игры и упражнения строились на основе устаревших теорий сенсорного воспитания. Поэтому и возникла задача их пересмотра, отбора тех, которые соответствуют современным требованиям.

Анализ практики показывает, что без специального коррекционного обучения восприятие у детей с ЗПР долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.).

Большую роль чувственное познание играет в раннем и дошкольном детстве. От того, как оно складывается, зависит развитие познавательной деятельности ребенка в целом, овладение речью и формирование разных видов деятельности.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.).

При обычных методах дошкольного воспитания процесс сенсорного развития у дошкольника с ЗПР проходит медленно, не всегда полноценно, отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка. Введение направленного сенсорного воспитания меняет процесс сенсорного развития, ускоряя его, качественно изменяя, включая в обслужившие деятельности. Сенсорное воспитание призвано сформировать у ребенка обобщенные знания и умения, которые обеспечили бы ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире.

Может показаться, что развивать восприятие не нужно.

Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Каменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни.

Организовывать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства.

В данной работе применялись различные методы изучения и анализа литературных источников о проблеме развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР, проведен сравнительный анализ состояния сенсорного восприятия на начало и конец года. Применялись организационные методы – сравнительный и комплексный; количественный математико-статистический и качественный анализ. Также использовались методы индивидуального исследования, изучение документации, беседы с детьми; наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности; анализ продуктов детской деятельности.

При использовании многофункциональной игры необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не начинать игру без установления устойчивого положительного контакта с ребенком.
  • Строго дозировать различные виды помощи.
  • Каждый вариант игры начинать с легкого тренировочного задания.
  • Не продолжать игру более 20 минут.

Игра-пособие «Волшебная картина» включает в себя:

- пластмассовая основа 90см×50см

-предметы различной длины, ширины, качества, цвета, формы.

Цель игры – развитие сенсомоторики и тактильной памяти.

Обучающий компонент игры поможет:

– создать возможность развития у детей представлений о разнообразии формы, цвета, качества и т.д.

– создать возможность для обогащения словарного запаса, образной и грамматической сторон речи, составлять и использовать в речи предложения с определениями.

– систематизировать имеющиеся знания,

– находить логические связи, выделять лишнее.

Развивающий компонент окажет помощь в развитии:

-памяти, мышления, воображения, любознательности, внимания и наблюдательности, речи и мелкой моторики.

Воспитательный компонент поможет в воспитании чувства прекрасного.

Яркость и красочность картины делают процесс усвоения материала доступным и интересным для детей.

Игра адресована детям, их родителям, воспитателям коррекционных групп, дефектологам, логопедам. Играть можно как с одним ребёнком, так и с группой детей. Игру можно использовать как в младшем возрасте, так и в старшем.

С целью выявления особенностей сенсорного восприятия у дошкольников с ЗПР были предложены следующие задания:

1группа. Величина

А. Различение длины и ширины предметов.

Б. Выкладывание ряда предметов отличающихся по высоте.

2 группа. Форма

А. Называние формы геометрических фигур. Сравнение по характерным признакам, умение соотносить форму и эталон.

Б. Выделение отличительных особенностей геометрических фигур.

3 группа. Группировка предметов по цвету, величине и форме.

1 ВАРИАНТ

Величина

Цель: закрепить умение детей раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем или убывающем порядке, рассказывать о величине каждого предмета в ряду.

Игра №1.

Различение длины и ширины предметов.

Перед ребенком выкладывают длинный узкий серебристый лучик солнышка и короткую широкую зеленую ленту.

- Посмотри, перед тобой два предмета. Они одинаковые или разные? (разные)

- Чем серебристый лучик отличается от зеленой ленты? (они разного цвета)

– А чем еще? (серебристый лучик длиннее зеленой ленты)

– А чем зеленая ленточка отличается от серебристого лучика, кроме того, что они разного цвета? (зеленая лента шире, чем серебристый лучик)

Игра №2.

Выкладывание ряда предметов, отличающихся по высоте.

Перед ребенком выкладывают три-пять различных по высоте (деревья, домики и т.д.) предметов.

- Разложи эти деревья, начиная с самого высокого.

Ребенок раскладывает.

  • Расскажи о величине каждого дерева (самое высокое, ниже, еще ниже, …самое низкое)

2 ВАРИАНТ

Форма

Цель: закрепить умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, шар, куб и цилиндр, находить на картине предметы, похожие на знакомые геометрические фигуры.

Игра №1.

Называние формы геометрических фигур.

Сравнение по характерным признакам, умение соотносить форму и эталон.

Игра «Форма и эталон».

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением геометрических фигур.

- Назови фигуры, которые ты знаешь.

_ Подбери к каждой геометрической фигуре предметы на картине, которые имеют такую же форму.

Ребенок выполняет задание, по необходимости педагог оказывает стимулирующую помощь.

Игра№2.

Выделение отличительных особенностей геометрических фигур.

Перед ребенком выкладывают прямоугольник и квадрат, треугольник и круг.

– Чем отличается прямоугольник от этих фигур?

– Найди подобные на картине.

Если ребенок затрудняется, то педагог нацеливает его на сравнение сначала с квадратом, затем с треугольником и кругом.

3ВАРИАНТ

Группировка предметов по цвету, величине и форме.

Цель: закрепить умение детей группировать предметы по характерным признакам.

На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие).

- Разложи фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были чем-то похожие.

  • Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом, формой, величиной).
  • Найди подходящий предмет для данной группы на картине.

Возможна стимулирующая помощь педагога.

– Чем похожи фигуры в этой группе? (форой, величиной).

4 ВАРИАНТ

Развитие тактильной памяти.

Что такое тактильная память? Тактильная память — это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

Цель: закреплять умение чувствовать разнообразие поверхностей.

Игра №1.

Для игры нам понадобятся 3-5 карточек с разной шероховатостью. Разложите карточки в ряд. Теперь закройте глаза и тщательно, не торопясь ощупайте поверхность каждой карточки. Постарайтесь запомнить какие они на ощупь. Перемешать карточки и по одной попробуйте на ощупь найти подобные на картине с закрытыми глазами.

Игра №2.

Возьмите картину, на которой немало вещей. Все они разные наощупь: теплые, холодные, гладкие, колючие, мягкие, твердые. Дотрагиваетесь до каждого предмета. Не торопитесь, потрогайте все предметы. Затем уберите картину. Попробуйте вспомнить вещи, которые были на картине.

Игра №3.

Возьмите два координально отличающихся предмета. Закройте глаза и потрогайте их. Что вам напоминает их поверхность? Прикасайтесь по очереди к каждому предмету, представьте себе, на что они похожи, фантазируйте. Нарисуйте на листочке, что они вам напоминают. Найдите подобные на картине.

В начале года были следующие результаты: Таблица № 1

Уровень выполнения заданий Количество детей (%)

  1. Высокий -
  2. Средний 40
  3. Низкий 60

Итак, полученные данные указывают на необходимость коррекционной целенаправленной работы.

Необходимо было учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию, более тщательному знакомству, включая разные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое и др.) предметов, обхватыванию их обеими руками, поглаживанию, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности. В процессе рассматривания-обследования дети учатся выделять свойства и качества предметов (форма, величина, строение), постепенно расширяя умение видеть большее количество свойств предметов; поверхность предметов и объектов может быть различной (мягкая, жесткая, шороховатая, колючая, гладкая, пушистая, теплая, холодная), материалы, из которых они сделаны (резиновый, деревянный, металлический, пластмассовый). Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе перцептивных действий, станут полнее и глубже.

В конце года были следующие результаты: Таблица № 2

Уровень выполнения заданий Количество детей (%)

  1. Высокий 50
  2. Средний 40
  3. Низкий 10

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Во-первых, необходимо отметить успехи в развитии сенсорного восприятия у детей. Дети охотнее принимаются за выполнение заданий, опираясь на полученную базу знаний.

Во-вторых, наблюдается расширение словарного запаса по таким лексико-понятийным разрядам, как качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и т.д.).

В-третьих, увеличивается степень самостоятельности выполнения заданий, критичность.

Таким образом, задача дальнейшего совершенствования чувственного опыта заключается главным образом в том, чтобы упорядочить и углубить восприятие, закрепить представления ребенка о предметах более сложной формы, строения, пространственных отношений, цветовой окраски, научить детей точной номенклатуре свойств, умению быстро вычленять нужные свойства и ориентироваться на них, сравнивать и группировать предметы по общим свойствам, соотносить их с сенсорными эталонами

*

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год