Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий
Дефектология
Автор: Петина Светлана Владимировна   
20.07.2015 20:05

Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологийВзаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий

Петина Светлана Владимировна, учитель-дефектолог Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 19 «Звездочка» г. Альметьевска»

Как медиков, так и педагогов и родителей, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью. Причина тому – и плохая экология, и несбалан6сированное питание, и информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности.

Скачать конспект

Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольного учреждения не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% дошкольников относятся к числу здоровых, 40% относятся к группе риска, а 50% имеют патологию развития. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений. По данным специальных исследований, распространенность основных форм психических расстройств, среди детей с начала 1990-х г.г. возросла на более чем на 30%. Весьма невысокий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути модернизации российского образования, следовательно, разрешение актуальных проблем дошкольных учреждений возможно лишь при сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рожденных после 2001г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении, и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов. По данным ряда исследователей, в среднем по России частота встречаемости детей с диагнозом «олигофрения» достигает 10, 3%, а с диагнозом «задержка психического развития» по разным данным — от 16 до 25%. Чаще этот вид отклонений выявляется с началом обучения детей 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении. На данном этапе в России и за рубежом изменилось отношение государства к лицам с отклонениями в развитии. В связи с этим возникает потребность интегрировать таких детей в общество.

Но здоровье — это не просто отсутствие болезней или физических дефектов; это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия. Это значит, что у ребенка должна быть естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении; потребность в познании окружающего мира: природы, человеческих отношений и самого себя; потребность в стремлении поддерживать и выполнять определенные социальные и духовно- нравственные нормы и правила поведения и помогать выполнять их своим сверстникам.

Комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников получил общее название — «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Причиной формирования определенного отношения к здоровью являются непосредственно взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка, поэтому, прежде всего, следует формировать умение родителей использовать здоровьесберегающие технологии при взаимодействии со своим ребенком.

В нашем детском саду ведется огромная целенаправленная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательный процесс. Учитель-дефектолог является одним из основных участников этого процесса, применяющим в своей деятельности здоровьесберегающие технологии. Внедрению здоровьесберегающих технологий предшествует большая предварительная подготовительная работа:

  1. Изучены методы, методики и накопленный педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий в работе учителей — дефектологов;
  2. Изучены предпосылки необходимости использования здоровьесберегающих педагогических технологий: работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья; обоснование выбора технологий, создание необходимых условий и приобретение необходимого оборудования для решения конкретных задач;
  3. Заполнены индивидуальные диагностические карты детей; организована специальная коррекционно-воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития;
  4. Создана в группе атмосфера психологической защищенности, что способствует ограждению ребенка от стрессовых ситуаций, повышает его уверенность в собственных силах и способствует углублению его взаимодействия с окружающими;
  5. Создана здоровьесберегающая среда, которая постоянно дополняется и изменяется;
  6. Согласована деятельность всех специалистов ДОУ по применению здоровьесберегающих технологий;
  7. Разработан план работы с родителями, в который включены мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий.

В планировании и проведении такой работы с родителями большую помощь оказывает анкетирование в начале учебного года, помогающее изучить особенности внутрисемейного воспитания и наметить эффективные формы взаимодействия.

В соответствии с этим планирование работы с семьей предусматривает:

Ознакомление родителей с результатами диагностики: целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима, оптимальной двигательной активности, полноценного питания: для родителей проводятся консультации «Прогулки — это важно!», «Компьютер: «за» и «против», «Если ребенок заболел», «Роль семьи в воспитании здорового ребенка», «Режим-основа здоровья», «Не болеем мы зимой», «Организация правильного питания в зимний период», «Игры для улучшения самочувствия у детей, склонных к частым простудным заболеваниям».

Формирование основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, с инновациями в организации работы по оздоровлению детей: в приемной оформляется наглядная агитация на стендах и в уголках для родителей: «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», «Быть здоровым — это модно!», «Добрая Дорога Детства» (по ПДД) с целью информирования родителей об использовании здоровьесберегающих технологий в детском саду;

Направление на консультации врача-психиатра, педиатра, педагога психолога; подготовка учителем-дефектологом консультаций о наиболее часто встречающихся заболеваниях у детей группы и разъяснение роли профилактических мероприятий в оздоровлении детей ( «У ребенка ЗПР-без паники!», «Карманный справочник по аутизму»,;

- Обучение основным методам профилактики детской заболеваемости (закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, фитотерапии и т. д.): проведение учителем-дефектологом обучающих тренингов с детьми и родителями по обучению массажам различными предметами (карандашами, массажными шариками, колючими шариками Су-Джок и т.п.), включение массажей во все виды деятельности; формирование представления у детей и родителей о роли массажа и самомассажа в профилактике простудных заболеваний.

Кроме традиционных форм работы с семьей, большое влияние оказывают обучающие семинары –практикумы, открытые показы занятий и праздников с использованием указанных техник, совместная двигательная деятельность детей и родителей типа «Папа, мама, я – спортивная семья», которые организуются в детском саду, а также Дни Открытых Дверей для родителей, где родители могут принять участие в занятиях, создании стенгазет и фотовыставок о здоровье и семейном опыте ведения здорового образа жизни ( «Самая здоровая семья», «Папа, мама, я – здоровая семья!»), выпуск номеров газеты «Звездочка» для родителей, посвященные здоровому образу жизни и соблюдению правил дорожного движения ( «Посекретничаем о здоровье». «Давайте дружить с дорогой»), привлечение родителей к участию в мероприятиях, посвященных Всероссийскому Уроку «Здоровые дети — в здоровой семье», проведение акций «Родитель-водитель» (по использованию детских удерживающих устройств).

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Используя здоровьесберегающие технологии во время проведения коррекционно — образовательной деятельности и во время индивидуальной работы, привлекая родителей к использованию здоровьесберегающих технологий, можно сделать вывод, что применение технологий здоровьесбережения повышает мотивацию обучения (следствие этого – повышение качества знаний детей), активизирует мыслительную деятельность воспитанников. На каждом занятии я стараюсь создать здоровьесберегающую среду, чтобы дети сохранили свое здоровье.

А здоровье ребёнка в норме, если:

  1. в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с нагрузкой;
  2. в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  3. в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  4. в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  5. в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

В заключение можно отметить, что специально организованная здоровьесберегающая среда и профессиональная забота взрослых сохраняет психическое и физическое здоровье детей. Привлечение родителей к использованию здоровьесберегающих технологий в деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволяет детям с задержкой психического развития успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности. Таким образом, благодаря разработанной системе использования здоровьесберегающих технологий, усовершенствования форм и методов взаимодействия с родителями, снижается заболеваемость детей, повышается их иммунитет. Данные мероприятия не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки у детей, создается микроклимат уважения к личности, доверительные отношения родитель – ребенок – педагог, повышается компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения.

Список использованной литературы

  1. Алиев М. Н. Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем. – Ашхабад, 1984.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый малыш).
  3. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
  4. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., 1989.
  5. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. – М., 1993.
  6. Спирина В. П. Закаливание детей. – М., 1978.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год