Дошкольник.ru
Педагогам
Праздники
Детям
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.
Сервисы
|
Логопедия, Моторика, Развитие речи

Конспекты занятий по Логопедии, Моторике и Развитию речи
Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи о логопедии, вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.
Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале "Дошкольник.рф". Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru
Мы соцсетях - вступайте в группы - будем рады видеть Вас в наших рядах!
Условия выдачи Сертификата публикации
Условия выдачи Свидетельства публикации
Как попасть в журнал
|
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Кочкина Ольга Дмитриевна
|
24.02.2015 20:15 |
Автоматизация звука [Л’] в связной речи с использованием мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схематичное изображение, которое соответствует определенной информации. Использование мнемотаблиц способствует пониманию художественных литературных произведений, обогащению активного и пассивного словарного запаса, успешному заучиванию стихотворений различной сложности, а так же облегчает процесс автоматизации поставленных звуков. В данной работе представлены 3 текста, рассчитанные на возрастную категорию детей от 4,5 лет и старше, для автоматизации звука [л’] в связной речи, и соответствующие им мнемотаблицы. По желанию некоторые изображения можно раскрасить цветными карандашами. После каждого текста представлены вопросы.
Земляничная поляна |
Подробнее...
|
|
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Людмила Романенко
|
24.02.2015 16:30 |
Логопедическое занятие "В гостях у белочки"
Учитель-логопед Романенко Л. Э.
Цели:
автоматизация звуков л-ль во фразовой речи, развитие тактильных ощущений, совершенствование грамматического строя речи, развитие мелкой моторики, интонационной выразительности речи, творческого воображения, координации движений, ловкости. Интеграция образовательных областей: коммуникация, здоровье, физическая культура, творчество, социализация.
ЛОГОПЕД — Дети, сегодня мы отправимся в гости к лесной жительнице. К кому — это пока тайна. В гости не ходят с пустыми руками, и мы возьмём с собой угощение. Оно находится в этом волшебном мешочке.
Игра «Волшебный мешочек» (на развитие тактильных ощущений). В нём находятся: свекла, яблоко, баклажан, слива, лук, лимон, апельсин. Дети на ощупь отгадывают овощи и фрукты и называют их. |
Подробнее...
|
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Яговкина Елена Николаевна
|
24.02.2015 16:17 |
Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Автор- составитель:
Яговкина Е.Н Учитель-логопед МДОУ детского сада «Колобок» пгт Юрья
Актуальность проекта
“Речь — самый простой и сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство” (Т. П. Колодяжная).
|
Подробнее...
|
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Наталья Зорина
|
23.02.2015 21:37 |
Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей.
К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?
Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев в своей практике эффективность наглядного материала, я стала использовать в работе с детьми с ОНР по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что дает мнемотехника?
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
- Развивается мелкая моторика рук.
Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР). Основное назначение коллажа-объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, по моему опыту, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям предлагаю внимательно рассмотреть коллаж (за ранее приготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее даю сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. Информацию даю в доступной для детей форме и очень интересной. На втором этапе идет обсуждение: задаю дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.
Мнемотаблицы можно использовать для самостоятельной деятельности детей в играх:
- Восстанови последовательность картинок по памяти.
- Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.
- Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.
- Найди лишнюю картинку.
- Найди ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
- Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.
Помимо менемотаблиц и коллажа, я использую наглядные модели-условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели использую в ходе совместных бесед, наблюдений (дети с удовольствием самостоятельно отмечают состояние погоды в природном уголке по условным обозначениям)
Интересной по моему мнению приём мнемотехники является пиктограмма — рисунчатое письмо
(использую в работе для заучивания стихотворений и отгадывании загадок.)
Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным.
Работу строю по следующему алгоритму:
- читаю стихотворение вслух или загадку
- выделяем в каждой строке главное ключевое слово (представляем его в виде символа или рисунка)
- читаю стихотворение еще раз, но уже использую пиктограмму
- дети самостоятельно рассказывают стихотворение или загадку наизусть с помощью пиктограммы.
Стоит отметить, что с использованием данной методики — мнемотехника, связная речь детей в группе значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники (в НОД и в самостоятельной деятельности детей) расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем будет способствовать более эффективному обучению в школе. |
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Елена Куликова
|
23.02.2015 20:10 |
Семинар — практикум для воспитателей. Развитие общих артикуляционных упражнений.
Уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами поговорим о значении артикуляционной моторики в развитии детской речи, и познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать артикуляционную моторику ребёнка.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Поэтому неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.
Вопрос к воспитателям: что такое — артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичева.
А вот зачем язык тренировать?
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Детям 3-х, 4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Регулярное выполнение артикуляционных упражнений помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряженность артикуляционных органов.
Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.
Возьмите зеркала, сядьте поудобнее, выпрямите спинки и послушайте сказку.
Трудолюбивая божья коровка.
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.
- Да ты просто красный жук, — вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко: — Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, ребята тебе помогут.
Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Для этого нам надо хорошо потрудиться и сделать очень сложные упражнения для язычка.
Маляр. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.
Лошадка. Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок (2 раза).
А вот и пятнышко появилось.
Следующую страницу …
Грибок. Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.
Дятел. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»
Божья коровка так увлеклась работой, и не заметила, как произошло чудо — у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…
Молодцы!
Использованная литература:
- Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М: Из-во «Просвещение», 1998.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. Пособие – М.: Астрель, 2007.
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994.
|
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Соколова Ольга Геннадьевна
|
22.02.2015 21:16 |
Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Соколова О.Г. К.П. Н., учитель- логопед
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками.
Рассмотрим проблему: последовательность и значимость работы над речью при общем недоразвитии речи у дошкольников.
Основные направления работы логопеда:
- Формирование неречевых процессов
- Развитие речи ребенка.
- Формирование неречевых процессов.
(Ежедневно на каждом индивидуальном и групповом занятии):
1). Развитие дыхания
2). Развитие общей и специальной моторики
3). Развитие слухового внимания и фонематического слуха
4). Развитие ориентировок в пространстве
5). Развитие зрительного внимания и памяти
6). Развитие ориентировок в пространстве
7). Сенсорное воспитание ребенка.
- .2. Развитие речи ребенка:
1). Обучение правильной артикуляции и звукопроизношения: механическая постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах и фразовой речи.
2). Работа над лексическим запасом словаря ребенка.
3). Работа над синтаксическими конструкциями (предложение).
4). Формирование фразовой речи.
5). Развитие связной речи.
Процесс формирования речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Он связан не только с недостаточностью пассивного и активного словаря ребенка, но прежде всего с недоразвитием двигательной активности органов артикуляции, недостаточностью фонематического слуха, ребенок нуждается в выработке точных движений артикуляционного аппарата. Детям постоянно необходимо непосредственное речевое общение со взрослыми носителями языка, а также со сверстниками.
Разнообразие предметов обстановки влияет на расширение представлений об окружающем мире, способствует накоплению и активизации словарного запаса, появлению разнообразных и интересных лексических форм, новых для ребенка.
Основные проблемы, с которыми встречается учитель- логопед в процессе коррекционной работы по устранению недостатков речевой деятельности
Основными направлениями работы логопеда являются:
- Развитие фонематического восприятия.
- Постановка звукопроизношения
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
- Накопление словарного запаса ребенка и активизация его на занятиях с воспитателем и логопедом, а также в повседневной жизни.
- Развитие грамматических навыков.
- Формирование связной речи.
- Устранение специальных ошибок в речи и при обучении чтению с помощью коррекционных заданий.
Работа по формированию речи начиналась со второй младшей группы, когда младшие дошкольники только поступили во вторую младшую группу. Учитывая, что у детей 3- 3,5 лет при поступлении в детский сад недостаточно сформированы навыки самообслуживания (одевание, раздевание, посещение туалета, принятие пищи, уборка игрушек и др.), но и речевые навыки, на которых строится повседневное бытовое общение, например, нет умения просить понравившуюся вещь или игрушку словами, отсутствует или ослаблена мотивационная сторона речевой деятельности, не заложена программа общения с другими детьми и взрослыми во время выполнения режимных моментов, лексико-грамматический строй речи находится в начальной стадии развития, а вследствие этого и игровая деятельность построена на уровне манипуляций с игрушками.
Мы построили работу логопеда, начиная со второй младшей группы и заканчивая подготовительной к школе группой, на основе формирования правильного звукопроизношения, речевой артикуляции, фонации, а также накопления и активизации лексики детей.
Обследование речи у 27 дошкольников, перешедших из средней группы в старшую группу дошкольного образовательного учреждения, показало, что у детей системно не сформированы свистящие и шипящие звуки, сонорные и аффрикаты. 44, 4 % детей отличаются фонетико- фонематическим недоразвитием речи, у 18, 53% дошкольников наблюдаются смешения в речи свистящих и шипящих, а 14, 87% детей при поступлении в детский сад имели в медицинской карте отметку об общем недоразвитии речи.
Работа логопеда в дошкольных группах детского сада и с отдельными воспитанниками детского сада с нарушениями речи проводится в следующих направлениях:
1. Развитие фонематического восприятия ребенка.
С этой целью дифференцируются звонкие и глухие согласные звуки, слоги с этими словами произносятся утрированно и отрабатываются начиная со второй младшей группы в логопедических заданиях и упражнениях (Комар звенит: «З-З-З», а чайник свистит: «С-с-с», жук жужжит: «Ж-Ж-Ж», змея шипит: «Ш-Ш-Ш-Ш»), барашек кричит: «БЕ-БЕ-БЕ». Как показывает наша практическая работа, и в старшей, и в подготовительной группе данный вид упражнений также должен проводиться. На этих занятиях вырабатываем необходимые изолированные дифференцировки отрабатываемых звуков в слогах. Сходные упражнения проводим для различения звонких – глухих согласных, начиная с губных: «Ба- па, ба- па», далее – губно- зубных: «Да –та, да – та», заднеязычных: «Га –ка, га- ка», а также свистящих и шипящих: «Са-за, са-за, са-за-за», «Жа-ша, жа-ша, жа-ша- ша». Далее работаем над различением звонких – глухих согласных в коротких словах: «ЖИЛ-ШИЛ, ГОД-КОТ, БЫЛ-ПЫЛ» и предлагаем прочие упражнения для речевого тренинга на дифференциацию звонких и глухих согласных в слогах и словах (Во — Фо, До — То, Го –Ко, Вы — Фы, Ды – Ты, Жи – Ши, Сэ –Зэ, и др.).
При нарушениях фонематического слуха в старшем дошкольном возрасте слоги с этими звуками закрепляются при обучении грамоте, при написании слогов печатными буквами, с опорой на зрительный образ звука — букву. Развитие фонематического восприятия в дошкольном возрасте проводится с обязательным участием речедвигательного анализатора, что тесно связано со следующим направлением коррекционной работы.
2. Формирование правильного звукопроизношения и интонации. В случаях отсутствия, замены и искажения звука мы работаем над постановкой изолированного звука, механическим способом или по подражанию, его активизацией в слогах, словах и фразовой речи: «Сделай, как Вика»: «Р-Р-Р»; «Лиза, покажи Алеше, как сказать: «С-С-С», посмотрите, как я произношу звук: «Ш-ш-ш». Для достижения желаемого результата в коррекции речи вырабатываем утрированное произношение звука, добиваемся положительных эмоциональных реакций со стороны ребенка при общении с логопедом. (Громко, а потом тихо скажем: «ЛА-ЛА-ЛА, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ»). На групповых занятиях дети более успешно подражают своим сверстникам с хорошей артикуляцией, так как оценка другим ребенком очень важна для малыша, и он не хочет отставать от своих друзей по группе, поэтому постановка правильного произношения принимает вид обучающей игры.
Немаловажное значение имеет в этом виде работы артикуляционная гимнастика, но еще важнее — начать артикуляционную гимнастику индивидуально или на занятии в подгруппе с простого упражнения — улыбка- трубочка, а также можно закончить коррекционное занятие именно этим упражнением. Повтор данного упражнения вызывает непосредственную добрую реакцию детей на занятие, они охотно демонстрируют свои речевые достижения логопеду не только во время занятий, но и в повседневной, обычной, обстановке, а также повторяют их перед родителями и другими детьми. Отработка правильного звукопроизношения по схеме ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ дает положительный результат с теми детьми, чей фонематический слух сохранен. При нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не всегда могут быть выделены четко, поэтому данное направление коррекционной работы связано со следующим направлением:
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
В этом виде работы объединяем звуки и слоги в слова, разъединяем слова и делим их на слоги, образуем новые слова, соединяем слова в предложения, расширяем сферу деятельности ребенка на синтаксических конструкциях.
Для зрительного закрепления отбираем по картинкам слова на данный звук, придумываем слова на данный звук или заданный слог, делим слова на две группы по наличию в них глухого и звонкого согласного (именно в этом виде коррекционной работы применяем шесть пар глухих и звонких согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, подбирая к ним слова: ЗУБ-СУП, КОД-КОТ, РОД-РОТ, ПЛОТ-ПЛОД, и др.) При выявлении ошибок в письменной речи на начальной стадии обучения письму, что характерно для подготовительной группы, мы дописываем с детьми буквы и слоги в начатых логопедом словах. Разделяем с дошкольниками слова на части – слоги (ЗИ – НА, РУ- КА, ГУ –СИ). Учим детей синтезировать различные слоги в слова (СА, ША, БАШ, НЯ, РА. МА, СА. НИ), образуем из них новые слова.
Интегрируем в работу с речевым звуковым, слоговым, лексическим материалом для дошкольников более сложные задания на синтаксическом материале, которые не только доступны для детей младшего и среднего дошкольного возраста, но и с восторгом ими воспринимаются. Например, применение схем предложений, по которым предложения составляются и, наоборот, разбираются (----- ------ -----. Образец: Мама любит дочку. Зоя мыла посуду, и др.) В качестве схемы можно поставить на стол логопеда три ярких кубика, составлять с детьми предложение, поочередно показывая на каждый кубик. Додумываем предложения (Лиза пришла к… Сережа залез под…/ Коля играл в…). Изменяем деформированный текст (Лесу медведи живут в. Пчела летит медом за.). Для правильного проведения звукового анализа и синтеза необходим такой вид работы, как накопление, обогащение словарного запаса и активное применение его на занятиях и в обычной жизни.
4. Накопление словарного запаса ребенка и его активизация в процессе коррекционного занятия.
Для решения этой задачи учим детей разным способам образования новых слов: с помощью приставок и одного корня (по-, до-, вы-, со- ШЕЛ), с помощью одной приставки и разных корней (ЗА-, нес, вел, бежал, шил); подбора однокоренных слов (ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИК), даем чтение отрывков из произведений, коротких рассказов и их пересказ, предлагаем ответить на вопросы по картине, составление рассказа по игрушке, картине, серии сюжетных картинок, составление рассказа на тему «Как я провел утро в детском саду», «Воскресный день» и т.д. Данная работа тесно связана со следующим направлением коррекционных занятий по развитию речи.
5. Развитие грамматических навыков.
Сюда входит работа по формированию грамматических форм языка, а в старшем дошкольном возрасте — составление словосочетаний, изменение слов и их образование, а также построение, распространение и сокращение предложений, применение предлогов для грамотного звучания и связи слов в предложениях. Начало работы по изменению и формированию грамматических форм языка начинается с определения единственного — множественного числа. игра: "Назови, сколько": КОЛЕСА. ОБЛАКА, ТАРЕЛКИ, РУЧКИ, СТОЛЫ, ИГРУШКИ, ПЛАТЬЯ И ДР.
В процессе лексической работы логопед уделяет внимание изучению несклоняемых существительных: ПАЛЬТО, КАКАО, ПИАНИНО. РАДИО, потом — словам с беглыми гласными в существительных множественного числа. Игра "Назови двух": ОГОНЬ- ОГНИ, ЛЕВ- ЛЬВЫ, КУСОК — КУСКИ, ЗАМОЧЕК — ЗАМОЧКИ, КРЮЧОЧЕК — КРЮЧОЧКИ И ДР.
Особенную трудность для дошкольников представляют слова с чередованием гласных: УХО — УШИ, ДРУГ — ДРУЗЬЯ, СНЕГ — СНЕЖКИ, И Т.Д. Изучаются имена существительные мн. числа с основой на мягкий звук: стулья, деревья, крылья, перья, далее — слова с непродуктивными суффиксами: ТЕЛЯТА, ЗВЕРЯТА, РЕБЯТА.
6. Формирование связной речи.
Задача развития связной речи, как одна из задач коррекционной работы, включает в себя пересказ прочитанного текста, описание, составление самостоятельного рассказа, сказки-фантазии. Для того, чтобы ребенок справился с поставленной задачей, логопеду необходимо предложить детям план данной речевой деятельности: сначала расскажите, как начинался рассказ, кто главный в рассказе, затем – что сделал главный герой, в каких трудных условиях он оказался, и как поступил в этой ситуации. Как бы вы поступили на месте главного героя? План включает в себя основные опорные понятия и логические акценты, на которые можно опираться во время пересказа или составления своего текста. После того, как предложен план, педагог дает образец своего описания, рассказа, пересказа, сказки.
Таким образом, после года занятий с логопедом у детей дошкольного возраста существенно изменяется фонетическая сторона речи, формируются лексический запас, синтаксические навыки. У детей создается положительная эмоциональная реакция на коррекционные занятия, им нравится воспроизводить звуки родной речи на игровом материале, а при условии опоры на образец речи детей с правильным произношением и началом обучения письму сочетание образов звука и буквы формируется более устойчиво. При неоднократном показе детьми с правильно сформированным звукопроизношением того или иного звука ускоряется динамика овладения фонетической стороной речи. Период от 3 до 4 лет является благоприятным для овладения звуковым и лексическим составом речи, а в возрасте от 4 до 6 лет начинаются процессы словотворчества, изучения словосочетаний и синтаксических конструкций у значительной детей с общим недоразвитием речи. При этом речевой анализатор является опорным в развитии психической деятельности детей.
Тема: Развитие речи детей в младшем школьном возрасте при общем недоразвитии речи.
Соколова О.Г.
Учитель – логопед высшей категории,
кандидат педагогических наук, директор МБДОУ детский сад №2 «Золотая рыбка».
Г. Долгопрудный, 2013 год
Устранение специальных ошибок в письменной речи и при чтении с помощью коррекционных заданий.
В начальной школе на первоначальном обследовании устной и письменной речи учащихся мы выявили 25, 79% школьников с различными формами дисграфии, которые проявлялись как в самостоятельном виде, так и сочетались с дислалией и дислексией. Наиболее распространенными ошибками на письме были пропуски, искажения, замены букв, слов и предложений. Наша работа по устранению таких специальных ошибок, не связанных с незнанием правил грамматики, безграмотностью или другими причинами начиналась с упражнений на тренировку внимания. Система работы строилась по схеме ФОНЕМА-БУКВА-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ и дифференцировалась по группам нарушений. Коррекционная работа начинается с фонематических дифференцировок на звонкие- глухие согласные звуки: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С, слоги с этими звуками закрепляются в письменной речи учащихся. Формирование фонематического восприятия и различения фонем проводится с обязательным участием речедвигательного анализатора (звуки проговариваются): БА-ПА, БО-ПО, БУ-ПУ, ВЭ-ФЭ, ВЫ-ФЫ, ВА-ФА, ЖИ-ШИ-ЖУ-ШУ, ЖА-ША и т.д. На этом этапе вырабатываем у детей утрированное произношение нужного звука в устной форме, добиваемся положительной эмоциональной реакции на подобный вид работы не только при индивидуальном контакте, но и при фронтальной работе. Развивая у детей умение выделять звуками трудные буквы, приучаем школьников в письменной речи совершенствовать этот навык при звуковом анализе и синтезе:
- Дописываем буквы и слоги в слова: РУ-КА, КОРОБ-КА, ОБЛА-КА, КНИ-ГА, НО-ГА, СТО-ГА, ВЬЮ-ГА и др.
- Разбираем со школьниками слова по составу и, наоборот, образуем новые слова согласно схемам: ВЕ-РА: --- ---; ДО- МИК: --- --- И ДР.
- Придумываем слова на заданный звук (Б, П,Р,К, Ф, Г, Д и т.д. и записываем их)
- Расчерчиваем лист тетради на два столбца и делим заданные слова по наличию в них звонкого или глухого согласного: БАЛКА-ПАЛКА, КОЗА-КОСА, КОД-КОТ, ГОД-КОТ, ДОМ-ТОМ и др.
- Работая над анализом слов, предлагаем заменить одну букву на другую, например, И на Ы: НИТЬ, ПИЛИЛ, ПИЛИ, ВИЛИ, ЗАБИТЬ.
- Прочитать и записать слова, вставляя вместо пробелов буквы Ы или И: СЛ-В-, ПТ-Ц-; М-Ш-; Р-Б-; В-ЛК-; В-ШН-; Н-ТК-; Л-Ж-; Ж-Р-.
- Образовать множественное число имен существительных: РАМА-РАМЫ, СТЕНА-СТЕНЫ, МОРЖ – МОРЖИ, ШАРФ – ШАРФЫ, КОМ – КОМКИ, ДОМ –ДОМА.
- Вставить гласные в окончания имен существительных: ПОДОЙТИ К ОПУШК…, К СЕЛ…, К СТРОЙК…, К МОР …
После проведения коррекционной работы младшие школьники с нарушениями зрения начинают более грамотно писать, стараются анализировать свою письменную речь, уменьшается количество ошибок, а навыки письма автоматизируются. |
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Буряк Антонина Анатольевна
|
22.02.2015 21:03 |
Творческое рассказывание из опыта работы с детьми 4-го года жизни
Творческое рассказывание-это сложный речевой вид деятельности, который возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире.
В этот период дети овладевают сложными формами связной речи, словарем возникает возможность действовать по замыслу.
Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (создании новых слов-новообразований).
Для того, чтобы успешно развивались все формы словесного творчества, необходимо строить работу поэтапно. В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа.
На первом этапе происходит накопление опыта. Детей учат образному видению окружающего мира.
Восприятие обогащается через искусство, потому что произведения искусств помогают ребятам острее чувствовать прекрасное в жизни, способствовать зарождению художественных образов в их творчестве.
Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни строится постепенно и в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдении за трудом взрослых, рассмотрении картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтении книг. Так, перед описанием природы используются тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.
Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка.
Благотворно влияет на обогащение опыта детей и произведения устного народного творчества. В нем содержится много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком.
Второй этап — сам процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.
Возникновение замысла у ребят происходит успешно в том случае, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиций, выделение поступков героев, выбор слов эпитетов, творческие задания.
На этом этапе дети нуждаются в понимании и активизации словаря за счет слов определений, слов помогающим описывать переживания, черты характера действующих лиц.
Формируются новые понятия, нового словаря и умение пользоваться имеющимся запасом слов.
Так, наблюдая зимний пейзаж, дети, с помощью воспитателя, дают разнообразные определения качества и состояния снега: белый как вата, чуть голубоватый под деревом, искрится, переливается, сверкает, блестит, пушистый, падает хлопьями.
Затем эти слова используются в рассказах детей ( «Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег — белый, пушистый — и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).
На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее испытывая эстетическое удовольствие.
Конечным результатом становится связный, логически последовательный рассказ, ребенок овладевает структурой связного высказывания. Правильно понимает задание «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал». Очень важным является анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Изучив разделы творческого рассказывания, меня заинтересовало то, что здесь охватывается личность ребят в целом, а именно: активизируется работа воображения, мышления, речи, проявляется наблюдательность, формируются волевые усилия, а также, что очень важно, ребенок получает положительные эмоции, постоянно находится в поиске нового, интересного, увлекательного.
Считаю этот раздел значительным и актуальным потому, что творчество помогает формировать инициативную, самостоятельную, стремящуюся к самовыражению личность.
Приступая к работе по данному вопросу, я изучила литературу, поставила перед собой задачи, соответствующие первому этапу работы над развитием творческих способностей у детей, именно:
- накапливать и обогащать опыт детей через экскурсии, наблюдения, труд взрослых, рассматривания картин, иллюстраций в книгах, альбомах, журналах, чтение книг познавательного характера, произведения устного народного творчества;
- углублять нравственные чувства, доброжелательные отношения друг к другу, окружающему миру;
- развивать связную речь. Формировать качества творческой личности. Развивать диалогическую речь.
Для осуществления данных задач создала необходимые условия в группе. Подобрала и оформила материал, изготовили пособия.
Сначала начала работу по развитию психических процессов: память, внимание, воображение.
Эти задачи решала с помощью пособия «Умные книжки», а так как оно было сделано раннее, до того, как мы заинтересовались этой темой, частично его дополнили и усложнили.
А именно, подобранные сюжетные картинки использовали для составления продолжения рассказа, цель которого — развивать память, внимание, воображение.
Учить детей с помощью взрослого придумывать продолжение рассказа по картинке. Закреплять употребление существительных с предлогами. Формировать творческие способности.
Дети с большим удовольствием занимаются этим пособием, так как оно яркое, выразительное, соответствующее возрасту детей.
Также в центр речевого развития приобрели книги познавательного характера: «Окружающий мир», «Времена года»; Загадки в стихотворной форме о животных, явлениях природы, разных предметах. Эти книги использовала как закрепление знаний, полученных на занятиях во время наблюдений, экскурсий в парк, к речке и т.д.
Так, перед описанием природы проводила тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Для углубления знаний рассматривала иллюстрации картин, «Времена года», сделала игру «Когда это бывает», где учила детей подбирать карточки к большим изображениям.
Развивать умение проводить сравнительный анализ изменений происходящих с каким-либо растением или животным.
Формировать умение составлять небольшой связный рассказ последовательности событий. Развивать наблюдательность, творческое мышление.
Работая по серии картин, я обнаружила, что детям сложно дается сравнение и описание природы. Поэтому решила в помощь подключить родителей.
Провела консультацию, изготовила папку передвижку «Учим детей наблюдать», где дали информацию о том, какие важные задачи решаются в процессе наблюдений.
Порекомендовала выбрать с детьми любимое место для прогулок и приходить туда в разное время года. Отличать изменения в природе, читать стихи детям, загадывать загадки и т.д.
После проведения совместной работы, я увидела значительно лучшие результаты. Дети после выходных дней стали приносить продукты совместной деятельности с родителями.
А именно: рисунки, вылепленные предметы, рассказывали о том, где они были, что видели.
Далее пополнила речевой центр картотекой игр на развитие у детей системного мышления. Цель игр: научит ребят мыслить творчески, направлять на поиск решений нестандартных ситуаций, пополнять активный словарный запас.
Формировать умение коллективного обсуждения проблем. Вначале, когда играли в эти игры, многим ребятам было сложно сразу включиться в игру. У одних был небольшой запас слов, у других неустойчивое внимание. Но со временем, когда я стала играть на занятиях, прогулках, свободной деятельности, дети входили в определенную систему мышления. Заинтересовали также родителей, они распечатали игры для занятий с детьми дома. Консультировались, если возникали вопросы.
Потом предложили ребятам пособие «Путешествие воробья Пуси» посредством которого решала следующие задачи:
- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
- придумывать с помощью взрослого продолжение рассказа по картинке;
- развивать диалогическую речь;
- закреплять глагольный словарь знания об окружающем мире.
В начале обучения игры не у всех детей получалось брать на себя роль героя рассказа, придумывать им клички, имена и, что очень сложно оказалось, придумывание продолжение рассказа.
Сейчас дети с удовольствием занимаются. Отличаются своей индивидуальностью. Некоторые дети, эпизоды своих рассказов обыгрывают в сюжетно-ролевой игре, вовлекая и других детей.
Следующее пособие, с которым познакомились дети «Мыслим творчески». Его задачи направлены на формирование качеств творческой личности, на поиск решений нестандартных ситуаций.
Развитие связной речи. Накопление словарного запаса.
Воспитание и углубление нравственных чувств.
Занимаясь с детьми этим пособием я представляла свободу творчества, поощряла любые (за исключением нелепого фантазирования) варианты решений задач. Старалась не предлагать готовых замыслов и речевых средств, а терпеливо стимулировала, направляя их на поиск. |
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Шмайлюк Лилия Алексеевна
|
21.02.2015 15:58 |
«У бабули во дворе» по лексической теме: «Домашние животные» (итоговое занятие)
Конспект логопедического занятия во 2-й младшей группе с использованием интерактивной доски
Цель: Закрепить знания детей полученные в процессе обучения.
Задачи:
Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышах;
Развивать любознательность, память, внимание;
Обогащать словарный запас;
|
Подробнее...
|
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Елена Федорова
|
21.02.2015 11:08 |
ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
На современном этапе происходит возрождение национальной культуры, все больше исследуется вопрос применения народного опыта в воспитании молодого поколения. У разных народов мира в практике воспитания детей встречаются национальные игры с пальчиками, сопровождающиеся забавными стихотворными формами. В дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях на занятиях и уроках педагоги внедряют в свою работу пальчиковые упражнения разных народов мира, которые имеют огромную ценность в развитии детей.
Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев» [14], «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев» [13]. |
Подробнее...
|
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Румянцева Елена Юрьевна
|
21.02.2015 10:49 |
«Ребенок в мире изобразительного искусства»
Картотека дидактических игр Программа «Детство»
Декоративно-прикладное искусство
Дидактическая игра "Найди пару"
Цель: развитие представлений о декоративно-прикладном искусстве, его характерных особенностях; развитие внимания, пространственных представлений, умения выделять контур изображения.
Материал: цветные изображения предметов декоративно-прикладного искусства, контурные силуэты к ним
Ход игры: |
Подробнее...
|
Логопедия, Моторика, Развитие речи
|
Автор: Наталья Зорина
|
21.02.2015 10:21 |
Тема: «Возможности логоритмики в развитие речи детей»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Целью моей работы является помощь, которую можно оказать детям с нарушениями речи. И одним из методов коррекции речи – является логопедическая гимнастика. Логопедическая гимнастика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического восприятия. Нарушения речи преодолеваются, как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Последние подразумевают не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения. Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнею историю. В конце XIX века начался этап эксперементально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается артериальное давлении. Во время слушания музыки меняется электрическая активность мозга, улучшается память. В то же время движение издавна использовалась в качестве лечебного и профилактического средства. Позже в науке появился специальный термин – кинезитерапия ( лечение движением). Итак, три кита, на которых строится логопедическая ритмика, - это движение, музыка и речь. Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушения произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов. Следует отметить, что дети, имеющие речевые дефекты, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, а следовательно перестают воспринимать учебный материал. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией. В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать, процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность, учит передвигаться и ориентироваться в пространстве, а это в дальнейшем позволит сформировать у ребенка рефлекс сосредоточия, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Цель логоритмических занятий: Расширение словаря детей; Отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями. Таким образом, логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус. Направления логоритмической работы. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизации всех видов внимания и памяти. Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей детей-логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Занятия по логоритмике проводят совместно два специалиста: музыкальный руководитель и логопед. В них принимает участие также и воспитатель, работающий с данной группой детей. Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием. Логопед включает в эти занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позврляющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, совершенствуются все виды памяти и внимания. Воспитатель на занятиях по логоритмике осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной. Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм. Таким образом, на логоритмических занятиях обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми. Логоритмическая работа по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения включает три этапа: Подготовительный; Этап формирования первичных произносительных навыков; Этап формирования коммуникативных навыков. На подготовительном этапе обычно используются упражнения на развитие: - Общих речевых навыков – дыхания, голоса, различные распевки (например, пропевание гласных звуков в сочетании с движением – «звуковая зарядка»);
- Упражнения на формирование чувства ритма и темпа сначала на музыкальном, а за тем и на речевом материале (упражнения на четкое проговаривание слогов с сохраненными у детей согласными;
- Артикуляционные и мимические упражнения;
- Игры на развития всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой – поначалу на музыкальном, а затем речевом материале);
- Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (прежде всего предлагаются задания по различию шумовых, а затем музыкальных звуков);
- Подвижные игры с разнообразными дидактическими заданиями (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а также расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)
- Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
- В качестве отдыха между двигательными упражнениями детям могут быть предложены задания по слушанию инструментальной и вокальной музыки с дальнейшим ее обсуждением.
На втором этапе формирования первичных произносительных умений (постановка звука и его автоматизация сначала в изолированном виде, затем в слогах и словах) на логоритмических занятиях в основной их части проводятся следующие упражнения: - На выработку длительного направленного выдоха (например под музыку, с метрическим акцентом);
- Упражнения в произнесении вновь поставленных звуков в изолированном виде; затем в слогах ( например, в виде звукоподражаний), в сочетании с движениями, как мелкими, так и общими;
- Речь с движением, чтения чистоговорок, стихов, а также мелодекламация и пение простых попевок, включающих многократно повторяющиеся слова, содержащие автоматизируемые в данный период звуки;
- Развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха (для сравнения детям дают сначала слова и слоги, и лишь затем звуки, близкие в акустическом отношении);
На третьем этапе формирования коммуникативных умений(Автоматизация звука в предложениях и введение его в свободную речь детей) используются дидактические задания, включающие речевой материал, насыщенный соответствующими звуками, - это могут быть разнообразные стихи, песни, считалки, народные потешки и т.п. На завершающем этапе автоматизации звука можно вернуться к хорошо знакомым детям играм, но использовать при этом достаточно сложный речевой материал. Например, можно провести игры на развитие различных качеств голоса( проговаривание одной и той же фразы тихо и громко, высоко и низко, в разном темпе). Следует отметить, что на любом этапе логоритмической работы с детьми, имеющими диагноз фонетико-фонематическое нарушение речи проводятся упражнения на совершенствование внимания и памяти, чувства ритма и музыкального слуха, навыков ориентации в пространстве, координации движения с музыкой и словом, задания на расслабления различных групп мышц по контрасту с напряжением. Эти упражнения предлагаются детям в виде речи с движением, подвижных и пальчиковых игр, танцев, упражнений с игрой на детских музыкальных инструментах и пением. |
|
|
|
<< Первая < Предыдущая 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 Следующая > Последняя >>
|
Страница 334 из 377 |
|
|