Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».
Логопедия
Автор: Иншина Лариса Викторовна   
11.03.2015 17:07

«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».

Проблема заикания — одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. А в настоящее время стоит особенно остро.

Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.

По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (С. В. Меньшикова, 1999; В.И. Селивёрстов, 2000). Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 (Л. М. Белякова, Е.А Дьякова, 1998).

Причины заикания бывают двух видов: предрасполагающие и производящие. На них оказывают большое влияние неблагоприятные условия. Это физическая ослабленность детей, возрастные особенности деятельности мозга ребёнка, ускоренное развитие речи, недостаточность положительных эмоциональных контактов, и недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребёнка (Е. Л. Пеллингер, Л.П. Успенская, 1995).

Возникая, в период развития ребёнка в возрасте от двух до шести лет, заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет лёгкую форму. Но лёгкое вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребёнка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст.

Целью коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста является — устранение (ослабление) заикания.

Задачами обучения детей с заиканием являются:

Нормализация общего и речевого поведения детей с учётом возрастных и психофизиологических особенностей

Формирование у детей навыков пользования самостоятельной речью без заикания.

Коррекция заикания предполагает комплексное лечебно-педагогическое воздействие, в которое входят медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия.

Одним из основных этапов коррекционной работы является диагностический этап, который включает в себя обследование ребёнка и наблюдение за ним. В ходе которого, невролог и логопед определяют вид заикания, его форму, степень и течение.

Преодоление заикания — тяжёлая задача, поэтому в работе по данной проблеме всегда встречаются большие трудности. В таких случаях необходима не только медицинская и специальная педагогическая помощь, но и активная помощь родителей и самих детей.

Вся коррекционно-развивающая работа с детьми строится поэтапно в соответствии с общими дидактическими принципами систематичности и последовательности обучения, направленности обучения на развитие их активности и самостоятельности учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей. Она носит комплексный характер, который подразумевает два аспекта:

  • лечебно-оздоровительный (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение под руководством педиатра, невролога, физиотерапевта и психотерапевта)
  • коррекционно-воспитательный (это комплексная работа логопеда, воспитателей, психолога, специалистов по музыке, хореографии, физкультуре).

Коррекционная работа строится и проводится поэтапно с соблюдением следующих условий:

  • Систематичность занятий
  • Разнообразие видов работ
  • Последовательность обучения, то есть последовательный переход от этапа к этапу с соблюдением речевых режимов. В своей работе мы организуем следующие режимы:

Это режим молчания, в течение которого дети отдыхают от своей судорожной речи, снимают нервное напряжение.

Режим шёпотной речи, в течение которого продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления.

Во время режима сопряжённой речи детьми усваиваются просодические компоненты речи, а также проводится работа над плавностью слов и коротких фраз

На этапе отражённой речи проводится работа по обучению и воспитанию детей общению в игровых ситуациях и произвольному поведению в играх

Во время режима вопросно-ответной речи дети учатся задавать и отвечать на вопросы, обучаются умению вести диалог.

Во время этапа воспитания самостоятельной речи дети пользуются правильной, плавной, связной и слитной речью. А все специалисты могут наблюдать за детьми, отмечая степень самоконтроля самого ребёнка.

Включение различных режимов речи в коррекционно-развивающую работу с заикающимися детьми даёт применение комплекса различных приёмов всеми специалистами сада: психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, хореографа и специалист по театральной деятельности.

Комплекс включает в себя:

  • регуляцию эмоционального состояния, которая включает в себя развитие мимических мышц и релаксационную работу, связанную с нормализацией мышечного состояния

-релаксационные сеансы под музыкальное сопровождение, занятия в сенсорной комнате, арттерапия под руководством психолога.

  • это обучение детей диафрагмальному и речевому дыханию
  • развитие чувства темпа и ритма, речедвигательной координации
  • развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики на занятиях по логопедической ритмике
  • формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения
  • развитие просодической стороны речи, фонетико-фонематических процессов, звукопроизношения, связной речи

-развитие планирующей функции речи на логопедических занятиях.

Огромную работу проводят воспитатели группы. Они осуществляют контроль за поведением и речью детей, за их эмоциональным состоянием. Оказывают помощь в организации режима ограничения речи. Подбирают и проводят различные игры и игровые упражнения. Совместно с детьми участвуют в различных городских, областных и международных конкурсах, где дети становятся лауреатами и победителями.

Проведённая комплексная коррекционно-развивающая работа на протяжении последних нескольких лет даёт нам возможность проследить значительную положительную динамику ослабления заикания у детей

Итак, продуманный режим дня, регулярное питание и сон, правильное обращение взрослых с ребёнком, здоровая семейная обстановка, серьёзное отношение родителей к коррекционному процессу обучения приводят к положительным результатам в устранение и ослабления заикания у детей дошкольного возраста.

Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребёнка важно помнить о дифференцированном подходе в развитии, воспитании личности и речи детей.

Тщательно проведённая предупредительная и коррекционно-развивающая работа в дошкольном возрасте, построенная на разностороннем учёте факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить количество заикающихся школьников, подростков и взрослых людей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год