|
Создание организованной речевой среды.
Создание специально организованной речевой среды — это ключевой элемент успешной коррекции и развития для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).
Это система условий, создаваемых вокруг ребенка (в семье, детском саду, школе, на занятиях с логопедом), которые стимулируют речевую деятельность, поддерживают коммуникацию и способствуют преодолению речевого дефекта.
Цель — не просто говорить при ребенке, а говорить для и вместе с ребенком, вовлекая его в общение.
Ключевые принципы организации речевой среды
1. Коммуникативная направленность:
Среда должна побуждать к общению. Речь должна быть не фоном, аинструментом для решения практических задач (попросить, объяснить, предупредить, выразить чувства).
2. Эмоциональный комфорт и поддержка:
Любая попытка ребенка коммуницировать (жестом, звуком, словом) должнапоощряться. Страх ошибки и насмешек должен быть сведен к нулю.
3. «Зона ближайшего развития»:
Речевые требования и модели должны быть немного сложнее текущихвозможностей ребенка, но доступны для понимания и подражания припомощи взрослого.
4. Наглядность и предметная среда:
|