Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Современные подходы к организации технического конструирования в младших группах детского сада
Конструирование
Автор: Сидорова Светлана Юрьевна   
12.05.2020 14:25

Современные подходы к организации технического конструирования в младших группах детского садаСовременные подходы к организации технического конструирования в младших группах детского сада

Сидорова Светлана Юрьевна Заместитель директора по ВР МБОУ №17 "Начальная школа — детский сад" г.Калуги

Слайд 1

Сообщение на тему «Современные подходы к организации технического конструирования в младших группах детского сада»

Слайд 2

«Наша задача –не научить ребёнка чему-то необычному, а, наоборот расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития»

Леонид Абрамович Венгер

Первые годы жизни ребёнка-самые ценные для его будущего. Л.Н. Толстой писал: «…Разве не тогда я приобрёл всё то, чем я теперь живу, и приобрёл так много и так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того…» Но именно в эти годы ребёнок зависит от взрослого, от того, что взрослый предпримет для его развития, какие факторы будет считать важными, какие второстепенными.

 

Скачать презентацию

Слайд 3

1. Конструирование-это вид деятельности, который интересен и значим для дошкольников на любом возрастном этапе. А с другой стороны – это огромное поле деятельности для педагога с целью реализации заложенных в конструировании возможностей для интеллектуального в самом широком смысле этого слова развития дошкольников. Поле деятельности интересное и, согласитесь, непростое. Почему интересное? Возникает потребность творить вместе с детьми. Почему непростое?

Слайд 4

Возникает необходимость искать эффективные пути достижения главной цели обучения детей конструированию, заключающейся в не просто формировании конструктивных умений, а в развитии детей исходя из их интеллектуальных возможностей.

Слайд 5

Одна из первых задач на пути достижения цели- создать необходимую, отвечающую возрастным возможностям развивающую предметно-пространственную среду по техническому конструированию.

Слайд 6

В1 и 2 младших группах зону строительно-конструктивных игр необходимо оснастить деревянными строительными наборами и крупным кнопочным конструктором «Лего» (это широко распространённые виды конструктора),

Слайд 7

тематическими наборами «Улица города», «Ферма», «Транспорт», «Железная дорога». Во 2 младшей группе к концу 2 полугодия можно предложить детям попробовать свои силы в работе с деталями геометрического конструктора с прорезями.

Такой вид конструктора активно способствует развитию как мелкой моторики руки, так и творческого воображения.

Игры с пазлами, разрезными картинками, мозаикой способствуют формированию пространственных представлений малышей, становлению сенсорных эталонов. Необходимо отметить эффективность использования геометрических фигур для построения различных изображений на плоскости, другими словами Плоскостное моделирование.

Слайд 8

Такой приём работы позволяет развивать у детей математическое мышление, комбинаторику, развивает фантазию и творчество, и,что очень важно, подводит детей к построению схем, планов и чертежей на следующих возрастных этапах развития. Плоскостное моделирование можно использовать не только во 2младшей группе, но и во 2 половине года в 1 младшей группе.

Работа носит характер своеобразных игр, занимательных упражнений. Из геометрических фигур малыши выкладывают простейшие изображения. Например: коврик, чередуя фигуры по цвету, форме, величине. Несложные предметы: домики, животные, транспорт. Дети 1 младшей группы выкладывают по образцу взрослого или по карточке-образцу. Дети 2 младшей группы выкладывают сначала по образцу, а затем самостоятельно. Проявление даже в самой малой степени творчества в этой работе необходимо всячески поощрять.

Интересно проходят игры по плоскостному конструированию с использованием специально подготовленных пособий. Например: самые простые расчлененные схемы, конкретизированные цветом. Дети отбирают геометрические фигуры и накладывают их на изображение. Эти карты можно использовать в дальнейшем в процессе технического конструирования, когда малышам предлагается выкладывать картинки не из геометрических фигур, а из деталей конструктора.

Кроме конструктивного материала помогают заинтересовать малышей процессом создания постройки разнообразные рисунки-образцы построек, иллюстрации, а на современном этапе –слайд-презентации по архитектуре, наглядные дидактические комплекты «Конструирование из строительного материала», тематические альбомы по предметному миру (погружая детей в мир архитектурных памятников, педагог имеет возможность пробуждать эстетические чувства, развивать художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его форме, цветовом сочетании, продуманности украшения)

Слайд 9

Младшему дошкольнику очень важно осознавать, что его усилия, направленные на воссоздание задуманного, оказались не напрасны, поэтому особое место в РППС по конструированию занимают специально подобранные игрушки для обыгрывания построек, а также заместители деревянных строительных деталей на случай дефицита деталей из набора либо для украшений построек (коробочки, катушки, брусочки, тонкие пластины, бутылочные крышки разных размеров и др.)

Слайд 10

2. Вторая важная задача- организовать практическую деятельность детей как в условиях непосредственно образовательной деятельности так и в совместной деятельности в режимных моментах. Важно заинтересовать малыша деятельностью, а не добиваться результата любыми способами, предложить задачи, заставляющие ребёнка думать, не ускорять, а обогащать развитие ребёнка. В этом суть принципа развивающего обучения.

Как разбудить в ребёнке желание конструировать?

Прежде всего создать развивающую проблемную ситуацию, эмоционально значимую для ребёнка, и подтолкнуть его к поиску решения через конструктивную деятельность. Очень важно, когда мотивом деятельности становится собственная потребность ребёнка, а не требование взрослого. В раннем возрасте (2–3 года) конструирование пока слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, и является мотивом для создания несложных конструкций.

В младшем дошкольном возрасте (3-4г.) в процессе организации непосредственно образовательной деятельности или совместной деятельности в режимных моментах важно продумывать игровую мотивацию, которая поможет маленькому ребёнку понять конечную цель и поддержит интерес к деятельности на всём её протяжении. Поэтому следует проявлять гибкость в использовании предложенных парциальной программой авторских разработок конспектов НОД, осмыслить практический авторский материал, применить его с учётом индивидуальных особенностей детского контингента и современных требований к структуре НОД. Зачастую возникает необходимость вносить в структуру НОД игровой приём как средство проявления эмоционального отклика и возникновения интереса к предстоящей деятельности.

Слайд 11

Например.

Тема НОД «Домики». Строительные детали деревянного конструктора

Парциальная программа Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду».

Можно использовать вот такой игровой прием

Детям пришло письмо от 3-ёх поросят из одноимённой сказки

Дорогие ребята!

Пишут вам 3 брата-поросёнка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Мы живём в большом лесу на чудесной поляне, усыпанной желудями. Если вам знакома наша история, то вы помните, что Нуф-Нуф и Ниф-Ниф остались без жилища и помните, почему. А у Наф-Нафа каменный дом оказался хотя и прочным, но недостаточно просторным для всех нас. Да и страшный Волк обещал вернуться и съесть нас, когда лесной доктор Айболит вылечит его обгоревший хвост.

Мы решили перебраться жить из леса в деревню. Но скоро зима, а у нас так

мало времени на строительство нового деревенского, просторного, надёжного домика! Мы слышали, что вы, ребята, умеете строить дома. Поэтому обращаемся к вам с просьбой помочь нам в нашем нелёгком деле и спасти тем самым от страшного волка.

Заранее благодарим за помощь. Ваши друзья-поросята: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

Мотивация: дети становятся строителями и помогают поросятам построить для них просторный деревенский дом.

Пример2. Авторская разработка

Тема НОД «Наши новые друзья» Большой кнопочный конструктор «Лего»

На экране демонстрируется фотография воробья.

Звучит запись чириканья воробья.

Воспитатель говорит от лица воробья:

-Здравствуйте, ребята! Необходима ваша помощь. Вчера я летал к своим друзьям-животным в зоопарк и решил познакомиться с новыми обитателями, но их домики оказались пусты. Хозяева куда-то запропастились. Помогите их отыскать, и мы все познакомимся с ними поближе и подружимся. Интересно, кто же они-эти «потеряшки»? Вы готовы отправиться в путь?

-Тогда я вам покажу дорогу!

Дети «приходят» в зоопарк и помогают воробью отыскать (конструируют) бегемота и лесного оленя.

Вместе с тем, важно выбрать адекватный возрасту способ постановки конструктивных задач.

Для детей младшего дошкольного возраста (2–4 лет) наиболее адекватным является конструирование по образцу, выполненному педагогом и представленным в виде системы постепенно усложняющихся конструкций одной тематики. Как показывает практика работы, современные малыши успешно воспроизводят постройку из деревянного строителя по нерасчленённому образцу, однако воспроизвести постройку из крупного кнопочного «Лего» по расчленённому образцу с подробным показом

соединения деталей бывает иногда непросто. В этой связи возникает необходимость уделять больше внимания обучению конструированию из «Лего», а затем закреплять конструктивные умения, используя возможности строительно-конструктивных игр в режимных моментах. В строительно-конструктивной игре конструктивные умения и способности первичны, конструктивное творчество ребёнка является основным.

Слайд 12

3. Наконец, наиважнейшая задача- установить тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, вовлечь их в образовательный процесс по конструктивной деятельности. Результаты анкетирования родителей свидетельствуют о том, что интересуются деятельностью-84% респондентов, конструируют вместе с детьми-90, 3% родителей. При этом конструкторы имеются у 96, 6 % опрошенных родителей (в подавляющем большинстве крупный «Лего»), 79, 8% родителей имеют представления о конструктивной деятельности в детском саду, вместе с тем подавляющее большинство -92, 4%-хотят знать больше. Исходя из этого, были отобраны и показали результативность следующие активные формы взаимодействия:

  • привлечение родителей к организации детско-взрослых выставок построек,
  • вовлечение родителей в совместную проектную деятельность (проекты: «Строительные профессии», «Русский дом и всё, что в нем», «Мосты»)
  • видео-показ образовательной деятельности по конструированию на родительских встречах
  • фотовыставки на тему «Строительные игры малышей»
  • открытие «Почтового ящика»
  • индивидуальное консультирование родителей по запросам

Учитывая современные реалии, необходимо широко освещать и пропагандировать среди родителей работу с дошкольниками по конструированию на страничке сайта общеобразовательного учреждения.

В заключении обращаюсь к наследию Бориса Павловича Никитина одного из основоположников методики раннего развития и педагогики сотрудничества, который был убеждён в том, что если взрослый хочет чтобы дети были способными и талантливыми, необходимо помочь им сделать первые шаги, но предупреждал «… не опаздывайте и,помогая, думайте сами». Этот совет мастера стараюсь не забывать.

Слайд 13

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год