Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Строительно-конструктивная игра как один из элементов развития ребенка 2-4 лет.
Конструирование
Автор: Васильева Анжелла Николаевна   
10.05.2020 20:20

Строительно-конструктивная игра как один из элементов развития ребенка 2-4 лет.Строительно-конструктивная игра как один из элементов развития ребенка 2-4 лет.

Дети довольно рано начинают интересоваться кубиками и конструкторами. Сна-чала они просто манипулируют игрушками, пробуют соединить две детали, поставить один блок на другой. Чуть позже появляется желание создавать постройки для кукол. Постепенно конструкции усложняются: капитану нужен корабль, космонавту — ракета, для театрального представления необходима сцена.

Конструирование и строительная игра открывают большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка.

Детское творчество—это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка.

 

Скачать конспект

Дети сооружают свои постройки, конструкции с помощью специальных средств—игровых строительных материалов, деталей. Деятельность в процессе которой получается та или иная постройка, требует от детей сложных пространственных ориентировок. Для этого необходимо постоянно «видеть», представлять создаваемую деталь и постройку в целом с их пространственными особенностями. В процессе этой деятельности у детей формируются пространственные представления; развивается воображение, мышление, т. е. совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества.

Сам термин появился сравнительно недавно. Термин «конструирование» (от латинского слова созидание — построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей. элементов. Сюда входит и архитектурное решение, в котором предмет создается определенным сочетанием строительного материала, соединяемого в соответствующем порядке…

Ребенок увлекается самим процессом строительства, стремится, чтобы его по-стройка максимально была похожа на отображаемый или воображаемый предмет. Дети в своих постройках отображают все или основные элементы сооружений, одно-временно воспроизводят и их функции: дверь — чтобы входить, стул — чтобы сидеть. Ребенок усваивает функциональное назначение построек в процессе взаимодействия с окружающей действительностью под руководством взрослых.

Строительно-конструктивные игры позволяют малышам проявить свою позитивную активность.

Педагоги отмечают близость сюжетно-ролевых и строительно-конструктивных игр. Особенностью и тех, и других является наличие игрового замысла, позаимствованного из реальной жизни, включение детей в воображаемую ситуацию, коллективный и творческий характер деятельности. Ребятишки осознают условность происходящего, но при этом полностью включены в процесс. Оба вида игр направлены на изучение окружающего мира и деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра исследует взаимоотношения между людьми. Творческое конструирование воспроизводит окружающую действительность через разнообразные постройки. Эти виды игр легко сменяют и дополняют друг друга.

Чтобы у детей была возможность заняться конструированием, необходимо правильно организовать предметную среду. Различают следующие виды строительного материала:

  • искусственный (всевозможные виды конструкторов, напольные модульные блоки, настольный строительный материал, мозаика, бумага, картон);
  • природный (песок, камешки, глина, веточки, шишки, снег, листья);
  • подсобный (коробки, доски, ящики).

Желательно, чтобы строительные наборы соответствовали возрасту детей, были разнообразными и привлекательными.

Долгое время считалось, что задача взрослых — обеспечить ребенка необходимы-ми материалами. Как правильно обращаться с кубиками и конструктором, он сможет разобраться сам. Однако педагогические наблюдения показали, что без специального обучения игры ребятишек со строительным материалом сводятся к примитивному манипулированию. Отсюда вытекают задачи, стоящие перед взрослыми. Познакомьте ребенка с различными способами конструирования, тем самым развивая содержание самостоятельных игр. Важно учить малыша анализировать увиденные сооружения, подбирать подходящий материал, планировать предстоящую работу.

Сооружая из мелких деталей ту или иную постройку, дети всестороннее развиваются. Основными целями строительно-конструктивной игры являются: расширение знаний о труде строителей, воспитание художественного вкуса, интереса к архитектурным сооружениям; расширение словарного запаса; формирование разнообразных сенсорных эталонов (форма, величина, цвет, размер и т. д.); развитие конструктивных и творческих способностей; совершенствование мелкой моторики; воспитание трудолюбия, самостоятельности, находчивости, инициативности; развитие пространственного воображения, мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

У детей четвертого года жизни появляется устойчивый интерес к разным видам продуктивной деятельности, где они могут получить осязаемый и радующий результат, проявить себя и зримо увидеть свои достижения.

Конструирование становится целенаправленной деятельностью, связанной с определением замысла и получением конкретного продукта— игровой постройки, фигурки, самодельной игрушки, подарка любимым людям и др. Родителям важно пом-нить, что потребность действовать есть у каждою малыша, но любая деятельность (в том числе конструирование) усложняется, развивая самого ребенка, если он получает поддержку и одобрение взрослых. Иначе активность будет долгое время оставаться на уровне манипулирования и прямого подражания готовым образцам.

Важно научить ребенка поиску способов решения увлекательной для него задачи: как узкую дорожку превратить в широкую, как короткий заборчик сделать длинным, каким образом тумбочку превратить в шкаф, одноэтажный дом — в двухэтажный, а самые обычные игрушки — в необычные, волшебные, праздничные.

Необходимо содействовать пробуждению у ребенка устойчивого интереса к играм и занятиям со строительным, бытовым, природным материалом, обращать внимание малыша на связь конструкций с реальными предметами и сооружениями (домик дорожка заборчик диван кресло и др.) понятными ребенку по своему устройству и назначению. Так, малыш не сможет построить мост или колодец, если не получит хотя бы элементарные представления о строении и назначении этих сооружений.

Конструирование из строительных материалов

В процессе конструирования из строительных материалов взрослым необходимо обеспечить условия для создания и обыгрывания ребенком простейших построек из одинаковых (дорожка, диван) и различных деталей; научить различать, правильно называть и свободно использовать по назначению базовые строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, трехгранная призма, брусок).

Покажите малышу способ линейного размещения соприкасающихся деталей (кубиков и кирпичиков) — сначала в горизонтальной плоскости (дорожка, поезд, мостик), а затем — в вертикальной (башня, пирамидка, высокий домик). Закрепив способ конструирования из соприкасающихся деталей, постарайтесь создать ситуации для освоения нового способа конструирования — размещения деталей на равном расстоянии друг от друга в различных композициях: (заборчик, загородка).

Ребенок самостоятельно экспериментирует со строительным материалом, исследуя его физические и конструктивные свойства. А в строительно-конструктивных играх и в специально созданных взрослым ситуациях он учится различать конструкции по форме, величине, составу деталей, размещению в пространстве, устойчивости, цветовому решению и другим признакам. С этой целью необходимо расширять опыт обследования конструкций (Это домик, его стены сделаны из кирпичиков, а крыша — из пластины. Это стол. Его ножки сделаны из длинных брусков столешница — из пластины).

Помогите малышу освоить разные варианты размещения одной и той же детали в пространстве. Так, например, экспериментируя с кирпичиком и опытным путем ребенок узнает, что его можно ставить на грани разными способами — как на узкую, так и на широкую, как на длинную, так и на короткую плоскости. Экспериментируя с бруском, малыш определяет, в каком положении он наиболее устойчив (когда стоит или лежит), сравнивает длинные и короткие бруски.

Познакомьте детей со структурой деятельности: помогите определить замыслы (что мы будем строить?) мотивы деятельности (зачем, для чего и для кого будем строить?) выбирать материал для конструирования (из чего будем строить?).

В ходе игры научите ребенка разными способам изменения одной и той же по-стройки для получения разных вариантов:

  1. замена одних деталей другими (например, вместо кирпичиков берем пластины)
  2. надстройка в высоту и/или в длину, ширину;
  3. изменение положения деталей в пространстве (например, для преобразования уз-кой дороги в широкую, кирпичики нужно прикладывать друг к другу не короткими, а длинными гранями).

В каждой ситуации помогите малышу осмыслить принцип изменения постройки. Для этого предложите сравнить новую конструкцию с предыдущей и постараться понять, что и почему изменилось (или в связи с чем изменилось). Постановка такого рода задач активизирует умственную деятельность, позволяет уточнить представления, связанные с ориентировкой в пространстве и общей характеристикой объектов (большой/маленький, узкий/широкий, низкий/высокий, далеко/близко и др.) способствует осмыслению деятельности и ее результата.

Естественная связь с игрой— важнейшая особенность конструктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Предложите ребенку для обыгрывания по-строек различные предметы (мячики машинки куколки, фигурки животных и др.) Покажите малышу, как играть с данной постройкой, при этом подберите игрушки, соответствующие размерам конструкции (кроватка для мишутки, стол и стул для кук-лы, дорожка и гараж для машины).

В свободной деятельности дети используют приобретенный опыт и самостоятельно обыгрывают постройки: в кроватку укладывают куклу, на диван усаживают мишку, в гараж ставят машину и т.д. Игры с постройками носят эмоциональный и динамичный характер. Малыши вносят игрушку в постройку и тут же начинают играть.

Например, девочка переворачивает куклу в кроватке с боку на бок, укрывает импровизированным одеялом (лоскутком, носовым платком, фантиком), затем показывает, что ее любимица уже проснулась, умывается и кушает — усаживает за стол, тут же созданный из кубиков и пластины. А мальчик нагружает свою машину кубиками, везет ее на стройку, где конструирует дом, затем отводит машину в гараж и почти сразу опять выводит из гаража, чтобы продолжать игру. Игровые движения дети обычно сопровождают соответствующими звуками, напевают песенки, рассказывают знакомые потешки и стихи, вспоминают фразы героев любимых мультфильмов.

Конструктивная деятельность становится еще более интересной для детей, если использовать стихотворения, потешки, песенки, сюжеты и персонажей знакомых сказок. В игровой деятельности обеспечивается свободный перенос детьми освоенных способов в новые ситуации и в самостоятельно создаваемые постройки. Например, если малыш уже научился конструировать дорожку из строительного материала (кирпичиков, кубиков) он может выложить ее из поролоновых губок, брусков пластилина, ленточек, карандашей, пластиковых крышек, колечек пирамидки и других элементов.

После игр со строительным материалом покажите ребенку, как нужно разобрать постройку и уложить строительный материал на место. Эти интересные и доступные малышу трудовые поручения воспитывают у них аккуратность, организованность, трудолюбие, стремление к порядку и самостоятельности.

Виды строительно-конструктивных игр.

  • Конструирование по образцу. Ребенок воспроизводит постройку вслед за взрослым.
  • Конструирование по модели. Ребенку показывают готовое сооружение. Он самостоятельно делит его на составные части, подбирает детали необходимой формы и воспроизводит модель.
  • Конструирование по условиям. Ребенку объявляются параметры, которым должна соответствовать постройка (двухэтажный дом для мелких игрушек, гараж для двух машинок с подъездной дорожкой). Однако наглядного образца не дается. Он сам генерирует идеи и воплощает их с использованием различных материалов.
  • Конструирование по теме. Ребенок самостоятельно выбирают материалы и техники, с которыми будет работать без помощи взрослых. Взрослый озвучивает называет лишь тему строительно-конструктивной игры: автомобиль, город, мост.
  • Конструирование по замыслу. Ребенок сам решает, что и как он будет строить, учится воплощать в жизнь свой собственный проект. Для дошкольника это самая трудная задача.
  • Конструирование из природного материала. Дети любят копаться в песке, собирать красивые камешки и листочки. Однако без руководства взрослого такие строительно-конструктивные игры получаются однообразными. Малыша нужно обучать новым приемам. Песочница — отличное место для строительства. Младшие дошкольники играют в ней с формочками, совочками и ведерками. Помимо песка, дети могут использовать ветки, камешки. Научите ребенка выкладывать из них узоры по образцу. Из шишек получаются забавные обитатели песочной страны.

Постройки из строительного материала, сооружаемые детьми

младшего дошкольного возраста.

Используемая литература:

  1. И.А. Лыкова. Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики»
  2. А. Н. Давидчук. Развитие у дошкольников конструктивного творчества.
  3. З.В. Лиштван. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год