Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка.
Учим Чтению
Автор: Скотникова Татьяна Сергеевна   
24.02.2020 05:41

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка.Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка.

Статью составила: Скотникова Татьяна Сергеевна, воспитатель средней группы ЕЕ АНОО «Областная гимназия им. Е. м. Примакова» Москва, 2020 г. Автономная Некоммерческая Образовательная Организация «Областная Гимназия им. Е. М. Примакова»

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. Влияние сказки на всестороннее развитие ребенка.

Испокон веков сказка является одним из самых удивительных и волшебных творений человека. Вспоминая детство, люди рассказывают о сказочных, ярких, веселых и трепетных событиях – как будто пересказывают сюжет или отрывок сказки: «В деревне у бабушки я любила пить парное молоко…», «Утром выйдешь на улицу, на травке роса, тишина, солнышко восходит…», «А грибов на полянке видимо не видимо…». У психологически здорового человека с такими строками ассоциируются самые добрые, теплые и часто сказочные воспоминания. Уже взрослые люди, путешествуя по миру и бывая в красивейших местах мира, описывают их словами «сказочно», «как в сказке», «волшебно» и т.д. Можно сказать, что люди проносят сказку на протяжении всей жизни, ее значимость невозможно переоценить как для детей, так и для взрослых. Что же такое сказка?

 

Толковый словарь Ушакова гласит: сказка- повествовательное произношение устного народного творчества о вымышленных событиях. По культурологическому словарю: сказка — один из основных жанров фольклора, эпического, преимущественно прозаического произведения волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

В обыденности же сказка — это волшебный и увлекательный мир, который манит людей всех возрастов своими увлекательными событиями и необычными приключениями, преображениями и яркими персонажами. В нашей статье мы уделим особое внимание влиянию сказки на детей дошкольного возраста.

Сказки — это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок опосредованно или самостоятельно прикасается в период дошкольного детства. Сказка появляется в жизни ребенка с самого младенчества и сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста, оставаясь с ним на всю жизнь. Именно со сказок ребенок начинает знакомиться с книгой, с окружающим миром, с социумом.

Какую же роль играют сказки в развитии ребенка?

  1. Сказки развивают воображение, располагают к фантазированию. Ведь каждый сюжет наполнен необычными и удивительными персонажами, моментами, историями и действиями, которые располагают к образному представлению их в сознании ребенка.
  2. Развивают грамотную, последовательную, четкую и структурированную речь. Сюжеты популярных сказок описываются последовательно, четко и словарно обогащенно.
  3. Формируют базовые нравственные и моральные принципы. Сюжетная линия сказки часто отражает принцип «что такое хорошо, что такое плохо».
  4. Развивают и обогащают внутренний мир ребенка, мотивируют к познанию.
  5. Сказки формируют умение сопереживать – эмпатию.
  6. Сказки влияют на полоролевое развитие детей.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд — они похожи на айсберг. В дошкольном возрасте дети видят только верхнюю часть айсберга, он является понятным и видимым, а с возрастом людям открывается вся глубина и могущество льдины — глубокий смысл, который заложил автор в содержание. А порой чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенного в нее смысла. Поэтому сказки нужны не только детям, но и взрослым.

Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Поэтому сказки бывают различных видов:

1) Сказки о животных. Главными героями в таких сказках являются животные, которые, как правило, наделены человеческими качествами. С помощью таких сказок раскрываются такие человеческие качества как: мудрость, хитрость, проворность, трусость; а также, освещаются важные моральные принципы. Примеры сказок:

  • «Волк и семеро козлят» — русская народная сказка
  • «Зимовье зверей» — русская народная сказка
  • «Лиса и волк» — русская народная сказка
  • «Журавль и цапля» — русская народная сказка
  • «Три медведя» — русская народная сказка
  • «Маша и медведь» — русская народная сказка
  • «Лиса и лапоть» — русская народная сказка
  • «Теремок» — русская народная сказка

2) Волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают не реалистичный, фантастический мир, они никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивым. Примеры сказок:

  • «Сказка о царе Салтане» — А.С. Пушкин
  • «Никита Кожемяка» — русская народная сказка
  • «Царевна- лягушка» — русская народная сказка
  • «Аленький цветочек» — русская народная сказка
  • «Снегурочка» — русская народная сказка
  • «Буратино» — А. Н. Толстой
  • «Сказка о Рыбаке и рыбке» — А.С. Пушкин
  • «Маленькие человечки» — Братья Гримм

3) Бытовые сказки. Характерным признаком бытовой сказки является описание обыденной жизни. Противоречие заключается в противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью. Примеры сказок:

  • «Репка» — русская народная сказка
  • «Курочка ряба» — русская народная сказка
  • «Вершки и корешки» — русская народная сказка
  • «Как мужик гусей делил» — русская народная сказка.

4) Страшные сказки. Они готовят детей ко взрослой жизни и формируют представление о сложностях, с которыми можно столкнуться, будучи взрослым. Данные сказки необходимо читать дозированно, а в случае психологических нарушений у ребенка – их следует читать по рекомендации психолога. Примеры сказок:

  • «Королева – ведьма» — русская народная сказка
  • «Разбойники» — русская народная сказка
  • «Кощей – Бессмертный» — русская народная сказка
  • «Баба- Яга» — русская народная сказка
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка.

Также, все сказки можно разделить на два условных типа:

  • Народные сказки
  • Авторские сказки

Народные сказки существуют уже множество столетий, они менялись, трансформировались и адаптировались под разные поколения людей, поэтому они имеют глубокий смысл и неоценимое значение на развитие ребенка.

Авторские сказки также оказывают большое влияние на развитие ребенка благодаря большому разнообразию персонажей и неожиданным сюжетам. К вышеперечисленным видам сказок в авторских сказках добавляются обучающие и психокоррекционные сказки.

Обучающие, познавательные или дидактические сказки чаще всего составляются педагогами и имеют определенную познавательную цель, ее общая линия – обучение детей в ненавязчивой, интересной форме. Чаще данные сказки составляются для детей дошкольного возраста для изучения счета, познания окружающего мира, развития речи. Примеры сказок:

  • «Дни недели» — сказка на образовательном портале «Колыбелька»
  • «Светофор» — сказка на образовательном портале «Колыбелька»
  • «Почему идет снег» — сказка на образовательном портале «Колыбелька»

Психокоррекционные сказки часто используются психологами для коррекции психологического состояния детей. Часто они составляются психологами и психотерапевтами для работы над определенной проблемой или комплексом психологических проблем у ребенка. Примеров таких сказок много и они разрабатываются и адаптируются по сей день:

  • «Сказка о Тигрёнке» – история от психолога Анны Кутявиной, которая поможет застенчивым детям найти друзей
  • «Сказка «Почему Серёжа не боится засыпать сам» — терапевтическая сказка для преодоления ночных страхов
  • «Сказка о грустной тарелке» — история от Марии Шкуриной про проблемы с едой у дошкольников
  • Сказка «Карандаши» — для развития терпимости, чувства равенства, принадлежности к общей группе
  • «Сказка про ребенка, который не любит одеваться в детский сад» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребенка, который обманывает» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребенка, который плохо ест» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребёнка, который стесняется» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребенка, который не хочет ходить в детский сад» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребенка, который часто просит новые игрушки» — Ирис Ревю
  • «Сказка про девочку, которая часто плачет» — Ирис Ревю
  • «Сказка про ребенка, который обижает других детей» — Ирис Ревю

Роль сказок в развитии ребенка велика и многогранна. Сказкотерапия может иметь познавательную, терапевтическую и коррекционную направленнось. Регулярное чтение сказок ребенку формирует у него любовь к чтению и способствует формированию психологически здорового человека.

Источники:

  1. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова,
  2. «Словарь по культурологии», Блошенко Е.В., Булатова А.В., Екатеринбург, 2011

Интернет-ресурсы:

  1. https: //detskiychas. ru/sochinyaem_skazki/skazka_rebenok_stesnyaetsya/#more-34576
  2. https: //www. liveinternet. ru/community/5610805/post394689841
  3. https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/24/sbornik-skazok-dlya-skazkoterapii-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta
  4. https: //mishka-knizhka. ru/volshebnye-skazki/
  5. https: //mishka-knizhka. ru/russkie-bytovye-skazki/
  6. https: //deti123. ru/skazki/russkie-narodnye-strashnye
  7. https: //mishka-knizhka. ru/skazki-pro-zhivotnyh/
  8. https: //kolybel-ka. ru/skazki_obychaushie/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год