Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика трудностей чтения и письма»
Учим Чтению
Автор: Федирко Эльвира Ивановна   
12.02.2020 11:15

Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика трудностей чтения и письма»Семинар-практикум для воспитателей «Профилактика трудностей чтения и письма»

Многим детям свойственны неплавность, нечеткость, замедленность движений руки, неравномерность темпа письма, несоразмерность интервалов, закрепление неправильных стереотипов письма, неряшливый, нестабильный почерк.

Такие дети требуют особого внимания, ведь ошибки необходимо исправить уже в начальной школе, а это требует порой продолжительного времени. Главная проблема заключается в том, что учитель не может справиться с этими трудностями самостоятельно и отправляет ребенка к школьному логопеду с «приговором»: дисграфия. Этот «диагноз» стал достаточно популярен — в среднем половина учащихся первого класса массовой школы направляется к логопеду. Однако, данные трудности в письме и чтении — далеко не всегда дисграфия — специфическое нарушение процесса письма, которое не связано с применением орфографических правил и нарушениями интеллектуального или сенсорного характера.

Любая психическая деятельность — сложная функциональная система, включающая различные психологические факторы: слухоречевой, речедвигательный, оптико-пространственный и фактор избирательной регуляции психической активности (по А.Р. Лурии). Анализ состояния высших психических функций каждого ребенка показывает его индивидуальные особенности, индивидуальное сочетание «слабых» и «сильных» звеньев.

 

Педагогическая практика ставит новые вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? связаны ли предрасположенность к левшеству или левшество с овладением чтением и письмом? можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?

Появившееся в последнее время множество различных пособий и дидактического материала по подготовке детей к грамоте помогает развить мышление и зрительную память, укрепить мелкую моторику. Однако количество детей, испытывающих трудности в письме и чтении, продолжает расти. Многие дошкольники, особенно находящиеся в группе риска (минимальные мозговые дисфункции, неврологические нарушения, временные задержки темпов психоречевого развития, речевые нарушения), нуждаются в помощи.

Зрелость психических процессов — предпосылок для успешного усвоения грамоты и правописания — может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает — профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.

Начиная с раннего дошкольного возраста необходимо проводить специальную поэтапную программу с опорой на комплексную работу анализаторных систем. Профилактику трудностей ов-ладения чтением и письмом можно подразделить на первичную и вторичную.

Первичная профилактика направлена на предупреждение возможного неблагополучия в формировании навыков чтения и письма. Вторичная предполагает работу по коррекции уже возникших трудностей, предотвращению развития их в сторону закрепления и обострения.

Наиболее результативные методы и приемы профилактической работы дают взаимосвязанные разделы, приведенные ниже.

Первый блок

  1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
  2. Развитие зрительно-моторной координации.
  3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.
  4. Развитие пространственно-временных представлений.

Второй блок

  1. Развитие слухового внимания.
  2. Развитие чувства ритма.
  3. Формирование фонологического структурирования.

Эффективность работы зависит от определенных условий, которые являются слагаемыми успеха:

  • интегративный характер занятий, с опорой на максимальное количество анализаторов;
  • включение в занятие широкого диапазона упражнений и игр, направленных на профилактику возможных трудностей овладения чтением и письмом;
  • своевременное переключение на другую деятельность, т.е. необходимость закончить упражнение прежде, чем оно надоест ребенку;
  • разъяснение родителям важности профилактической работы, включение их в нее;
  • создание проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, способствующих не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающих практический опыт и формирующих положительные качества личности;
  • систематическое оперативное наблюдение по отслеживанию результатов.

Рассмотрим каждый раздел более подробно.

Работа над зрительным вниманием и памятью

ЗАДАЧИ

  • Формирование поисковой деятельности.
  • Расширение поля зрения.
  • Выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти.
  • Развитие стереогноза, умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве.
  • Анализ зрительного образа.

ПРИЕМЫ

  • Привлечение внимания к окружающим предметам.
  • Запоминание расположения предметов в пространстве комнаты.
  • Запоминание изображений 2—5 предметов.
  • Фиксация изменений в расположении двух, затем 3— 5 предметов.
  • Запоминание порядка колец на пирамидке, собирание ее с учетом величины по образцу и памяти.
  • Выделение из множества заданных геометрических фигур.

Запоминание последовательности расположения предметов на плоскости (вверху, внизу, в центре, в правом верхнем углу и т.д.) и относительно друг друга.

  • Выделение из множества картинок по определенной теме ( «Посуда», «Игрушки» и др.).
  • Определение различий в двух предметных картинках.
  • Определение изменений в сюжетной картинке.
  • Воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд.
  • Выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур.
  • Использование разнообразных игр, в которых сюжет требует запоминания или сравнения фигур, расположенных в определенной последовательности.
  • Классификация геометрических фигур по цвету, цвету и форме, цвету, форме и вели-чине.

Развитие зрительно-моторной координации

ЗАДАЧИ

  • Развитие глазодвигателей.
  • Улучшение ощущений артикуляционных поз и движений.
  • Формирование восприятия различной модальности.
  • Развитие тактильных ощущений.
  • Выработка навыков мысленного перемещения трансформации зрительных образов.
  • Развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики.
  • Развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.

ПРИЕМЫ

  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Выполнение артикуляционных движений с закрытыми и завязанными глазами для лучшего сосредоточения на ощущениях.
  • Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами.
  • Прослеживание по направлениям: сверху вниз, снизу вверх, справа налево и слева направо.
  • Прослеживание прямых, ломаных извилистых линий с постепенным усложнением заданий, лабиринтов.
  • Подбор вставок к предметным и сюжетным картинкам.
  • Определение недостающих частей предметов, выделение сходства и различия.
  • Сравнительный анализ зрительных образов предметов с выделением дифференцированных признаков.
  • Двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком.
  • «Рисование» в воздухе рукой.
  • Упражнения с пластилином, тестом, куклами бибабо.
  • Письменные упражнения в тетради по развитию мелкой моторики, начинающиеся с простейших заданий:

— упражнения в ориентировании на плоскости листа;

— соединение двух точек по горизонтали и вертикали;

— обведение пунктирных линий цветными карандашами;

— раскрашивание-штриховка;

— обведение контура по трафарету и шаблону;

— соединение множества точек;

— копирование образца;

— обводка образца через кальку.

Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела

ЗАДАЧИ

  • Выработка представлений о схемах лица и тела, предметах и их пространственных характеристиках.
  • Развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве.
  • Активизация ощущений тела как системы координат.
  • Формирование сенсорного и тактильного гнозиса.
  • Формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.

ПРИЕМЫ

  • Развитие умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве.
  • Выполнение действий с игрушками и предметами по инструкции.
  • Узнавание контурных и силуэтных изображений.
  • Различение предметов в условиях наложения и зашумления.
  • Определение сторон собственного тела.
  • Определение сторон тела у людей, изображенных на картинках и у сидящих напротив.
  • Игры: «Зеркало», «Обезьянки», «Делай как я».
  • Упражнения в перекрестном ориентировании.
  • Определение недостающих частей у предметов по картинкам.
  • Доски Сегена, «Почтовый ящик», «Волшебный мешочек».
  • Складывание разрезных картинок из 2—9 частей, разрезанных по вертикально-го-ризонтальным и диагональным линиям.
  • Конструирование из кубиков.

Развитие пространственно-временных представлений

ЗАДАЧИ

  • Ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое.
  • Развитие зрительно-предметного восприятия.
  • Вычленение признаков предмета.
  • Восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов.
  • Дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм.
  • Формирование интегративного образа буквы.

ПРИЕМЫ

  • Последовательное разложение серии картин с изображением времен года с любой точки отсчета.
  • Установление последовательного ряда частей суток и дней недели.
  • Наложение палочек и геометрических фигур на образец.
  • Конструирование из 2—5 палочек по образцу и памяти.
  • Выкладывание мозаики разного цвета по образцу, памяти и инструкции.
  • Конструирование целого из частей.
  • Упражнения на обозначение пространственного расположения предметов.
  • Воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур.
  • Конструирование из палочек предметных изображений (домик, кораблик, мебель) по воображению.
  • Идентификация аналогичных пространственных ситуаций, в которых участвуют различные объекты.
  • Дорисовывание незаконченных рисунков.
  • Рисование фигур по опорным точкам.
  • Зрительный анализ букв и цифр с делением на составляющие элементы.
  • Синтез букв и цифр, выявление сходства и различия между похожими изображениями.
  • Конструирование букв и цифр из палочек, спичек, геометрических фигур.
  • Реконструирование букв с добавлением нового элемента, перестановки элементов.
  • Нахождение правильно изображенной буквы (цифры) в ряду среди правильно и зеркально написанных.
  • Узнавание объемных букв из «Волшебного мешочка».
  • Узнавание букв и цифр в различных вариантах написания, условиях наложения и зашумления.
  • Соотнесение букв и цифр с различными значками.
  • Дописывание в тетради элементов букв.
  • Выкладывание целой буквы или цифры из различного количества частей.

Развитие слухового внимания

ЗАДАЧИ

  • Расширение рамок слухового восприятия.
  • Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.
  • Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной ин-тенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки.
  • Совершенствование фонематического восприятия.
  • Осознание звуковой стороны речи.

ПРИЕМЫ

  • Привлечение внимания к звучащему предмету.
  • Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.
  • Определение местонахождения и направленности звука.
  • Знакомство с характером звучащих предметов.
  • Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.
  • Воспроизведение звучания предметов (музыкальных инструментов) в заданной последовательности.
  • Запоминание последовательности звучаний (шумов) предметов.
  • Различение и запоминание цепочки слогов.
  • Членение речевого потока на смысловые фрагменты.

Развитие чувства ритма

ЗАДАЧИ

  • Формирование ритмико-интонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного).
  • Формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью.
  • Знакомство с ритмико-интонационными характеристиками звуков.
  • Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.
  • Формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных пара-метров слова.

ПРИЕМЫ

  • Воспроизведение ритма в движениях и играх.
  • Ходьба и маршировка под музыку, двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением.
  • Ритмичные упражнения для рук и ног.
  • Воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием.
  • Воспроизведение последовательности ударов с опорой на зрительный и слуховой ряд.
  • Развитие двигательной и ритмико-интонационной активности.
  • Развитие речевых вокализаций.
  • Знакомство со схемой ритма.
  • Соотнесение ритма со схематическим изображением.
  • Воспроизведение симметричных и асимметричных рисунков.
  • Произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.
  • Дифференциация ритмических рисунков.
  • Отображение определенных качеств движения.
  • Ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
  • Отхлопывание ритмической структуры стихотворных текстов.
  • Восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов.
  • Упражнения на развитие навыка интонационного подражания.
  • Ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками.

Формирование фонологического структурирования

ЗАДАЧИ

  • Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных.
  • Анализ слогов и слов.
  • Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков.
  • Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова.
  • Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

ПРИЕМЫ

  • Упражнения на слухопроизносительную дифференциацию звуков.
  • Упражнения в повторении слоговых цепочек с двигательными опорами.
  • Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.
  • Определение первого, второго, третьего слога.
  • Определение «лишнего» слога в ряду одинаковых.
  • Определение порядка звуков в слове.
  • Упражнения на «наращивание» слога.
  • Упражнения на добавление недостающего слога.
  • Дифференциация слов с различной слоговой структурой.
  • Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу.
  • Определение наличия заданного звука в слове.
  • Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.
  • Определение позиции заданного звука (в начале, середине, конце слова).
  • Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный.
  • Выделение первого звука в слове.
  • Угадывание слова, произнесенного по звукам.
  • Определение количества звуков в слове.
  • Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.
  • Различение слов-паронимов.
  • Различение слов, отличающихся ударением.

Положительные результаты зависят от надлежащей организации системы сопровождения по профилактике нарушений чтения и письма. Внедрение в практику перечисленных методов дает формирование у детей полноценных психологических структурно-динамических механизмов внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации. Таким образом, ранняя пер-вичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.

Список использованной литературы

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учеб. для студ. вузов. М., 2009.

Кириллова Е.В. Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников// Развитие и коррекция. М., 1998.

Корпев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб. -метод, пособие. СПб., 1997.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.

Худенко ЕД., Кириллова Е.В. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико-фонемати-ческого восприятия у детей с проблемами в развитии // Развитие и коррекция. М., 1999.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год