Конспект по познавательно – исследовательской деятельности «Осторожно, микробы!» в старшей группе |
Здоровье | |||
Автор: Колесова Ольга Юрьевна | |||
22.06.2025 21:35 | |||
Автор конспекта: Колесова Ольга Юрьевна, старший воспитатель МАДОУ №82 г. Томска 2025 г. Цель: формирование у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов, приобщение к здоровому образу жизни. Задачи: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Материалы и оборудование: микроскопы, лупы, одноразовая посуда, фотографии увеличенных микроорганизмов, дрожжи, кефирная закваска, молоко, два яблока, шапочки по количеству детей, сумка, бумажные полотенца, карта Ход занятия: Воспитатель: ребята, сегодня я предлагаю вам стать маленькими учеными и самим сделать открытия. Для этого нам надо пройти в «Лабораторию детских открытий». Наденьте специальные шапочки и скажите волшебные слова для того, чтобы туда попасть: «Исследуй, изучи, открой» и пройти к столам. Ну что, вы готовы к новым открытиям? (ответы детей) Исследовать мы сегодня будем самых первых жителей Земли, самых маленьких ее обитателей – микроорганизмы или как их еще называют- микробы. А вы знаете, где живут микробы? (Выслушиваю ответы детей) Обобщаю сказанное: микробы есть в воздухе, на земле, в воде, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух слов «микро» которое обозначает «маленький» и «биос», которое обозначает «жизнь». Ученые определили, что причинами наших болезней являются микробы. Давайте в нашей лаборатории проведем свое исследование и определим пользу и вред микробов для нашего организма. Вы когда-нибудь видели микробов? (ответы детей) Воспитатель: Так как микробы очень маленькие, их можно увидеть только в специальный прибор, который называется микроскоп. Для чего егоизобрели? (ответы детей). На вашем столе тоже есть такие приборы, рассмотрите их (дети рассматривают микроскопы) Обращаю внимание детей на фотографии на доске: (предлагаю детям подойти к доске) А сейчас посмотрите фотографии микробов, увеличенных во много-много раз. Рассмотрите их. Есть и у них тело, голова, рот, лапы, хвост? Ответы детей. Обобщаю сказанное детьми: у микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, и носа. Это простые шарики или палочки, но они также передвигаются, дышат, едят. Как вы думаете, как микробы передвигаются? (предлагаю детям время подумать, пофантазировать). Подвожу итог сказанному: у некоторых есть хвостики, которые крутятся, как пропеллеры. Другие прыгают, как мячики, а третьи летают по ветру. А очень часто их переносят люди и животные. И многие из них являются вредными для нас, и мы заболеваем. Обратите внимание на картинки. На стенде размещены картинки с изображением следующих ситуаций: Первый путь попадания микроба в человека расскажу я, а дальше продолжите вы. грязное яблоко – руки — рот – болезнь (мыть фрукты) Ответы детей Собака, кошка, – руки — рот (глаза) (мыть рук) Стакан — вода из-под крана – болезнь (пить кипяченую воду) Чихающий человек – нос или рот (не общаться с больным человеком) Как исправить схемы и предотвратить заболевания? Давайте добавим картинки в схемы и предотвратим болезнь. Предполагаемые ответы детей. Добавить картинки (мытые фрукты, мыло, кипяченая вода, медицинская маска). Хвалю детей. Воспитатель: микроорганизмы не опасны, если мы будем выполнять несложные правила:
Рассмотрим, как и чем питаются микроорганизмы. Так как у микробов нет рта, пища проникает в них через оболочку (тельце). Предлагаю детям вернуться к столам и провести эксперимент с дрожжами (микроорганизмы). В стакан с дрожжами добавим теплой воды, сахар и оставим на некоторое время. Вчера мы с вами пробовали получить кефир в группе. Что мы для этого делали? Ответы детей — Налили в стакан молока, добавили молочные бактерии, оставили в теплом месте. Воспитатель. Посмотрим, что у нас получилось. Помешайте ложечкой молоко, каким оно стало? Ответы детей (Густым) Воспитатель. Какой запах у продукта? Ответы детей (кислый). Воспитатель. Какой продукт получился из молока и молочнокислых бактерий? Ответы детей: кефир. Воспитатель. Ребята, вернемся к нашему 1 опыту. Что произошло с дрожжами? Воспитатель. Почему, они увеличились в объёме. Ответы детей. Воспитатель. Что им в этом помогло? Ответы детей (тёплая вода и сахар). Воспитатель. Обратите внимание на стенд, где выставлены продукты питания, которые изготовлены из микроорганизмов. Кефир, сметана, сыр, йогурт, хлеб, булки, квас. Воспитатель. Ребята, полезны ли эти продукты для нас? Ответы детей. Воспитатель. Значит, эти микроорганизмы – полезные. А если микробы вредят человеку? То как их называют. Ответы детей (вредные). Воспитатель. Полезные микробы могут принести вред человеку, если нарушить хранение продуктов. Мы с вами оставили продукты в группе на окне в открытом виде и сейчас посмотрим, что с ними произошло. Какие это продукты? Ответы детей (это хлеб, молоко). Воспитатель. Что вы видите? Ответы детей (хлеб с плесенью, молоко скисло). Воспитатель. Почему они испортились? Ответы детей. (Продукты долго стояли открытыми в теплом месте. Продукты испортились, так как в них поселились вредные микробы.) Воспитатель. Можно ли употреблять эти продукты в пищу? Ответы детей. Воспитатель: сегодня мы с вами еще узнаем, как убедиться, что наши руки чистые и на них нет микробов. Сначала вы протрете руки этими бумажными полотенцами, а потом попробуете вымыть руки с мылом. Но чтобы руки наши стали совсем грязными, вам придется окунуть их в тазик с землей и как следует потереть. Предлагаю протереть их бумажными полотенцами и рассмотреть руки в лупы. Что вы видите? Помогло вам полотенце? Ваши руки стали чистыми? А что нужно сделать, чтобы руки снова стали чистыми? Ответы детей. Предлагаю детям вымыть руки теплой водой с мылом под краном. Посмотрим на них через лупы. Какой вывод мы сделаем? (Ответы детей). А теперь сравните 2 яблока: одно из них мытое, другое нет. Посмотрев на них, мы можем определить, какое из них я вымыла? Правильно, не можем. Давайте протрем их влажной салфеткой. Что вы видите? Вывод: на глаз мы не можем убедиться в чистоте продуктов, поэтому их лучше всегда помыть перед едой. Вот мы с вами и закончили работу в нашей лаборатории. Ой, слышите какой-то шум? Кто же это? Появляются Микробы: Мы заразные микробы, Любим мы детей пугать. А особенно детишек Мы умеем заражать — Заражать, заражать, Всех детишек заражать. 1-й микроб. Здравствуйте, детишки. Ой, какие вы хорошие, умные! Как вам живётся, как ваши животики, носики? Ха-ха-ха! В. Вы зачем сюда пришли? 2-й микроб. Мы ваши друзья — микробы. 1-й микроб. Я — вирус. Я вызываю грипп и простуду. Ох, я вирус-невеличка, Безобидный я такой. Я как тоненькая спичка, Подружись-ка ты со мной. (Обнимает детей, гладит их, чихает.) 2-й микроб. Я — бацилла. Я бацилла молодая, Я болезнь распространяю. Стоит мне лишь зачихать — Уложу я всех в кровать. Все вместе мы — микробы. Пейте все сырую воду — Мы в сырой воде живём. И не мойте свои ручки — Вот тогда мы к вам придём И заразу принесём. Ха-ха-ха! (Подходят к детям и стараются их заразить.) Воспитатель: ребята, нужны нам такие друзья, будем с ними дружить. Давайте прогоним их с помощью мыльных пузырей. Они же не любят мыло. Вот пузырьки летают, микробов прогоняют. Воспитатель: предлагаю детям поискать микробы, которые притаились у нас в группе и собрать их в нашу волшебную сумку. Найти их поможет наша суперкарта. Рассматриваем карту вместе с детьми. Дети ищут микробы и складывают их в сумку. Молодцы, всех нашли микробов. Отнесем их на улицу, пусть там замерзнут. Ребята, а вам понравилось работать в лаборатории? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Предлагаю детям снять шапочки, халаты и вернуться в группу.
|