ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ |
Здоровье | |
Автор: Крамаренко Наталья Михайловна Михалева Юлия Сергеевна | |
19.06.2025 11:45 | |
Последние годы все больше и чаще наблюдается значительное снижение уровня здоровья детей в дошкольном возрасте, поэтому сегодня технологии, предусматривающие сохранение здоровья, становятся более популярными. Среди педагогов возрастает социальный и педагогический смысл сохранения здорового ребенка в ходе воспитательной и образовательной деятельности, поэтому основная задача – создание системы образования, не только сохраняющей здоровье ребенка, но и приумножающей его. Н.К. Смирнов предлагает рассматривать здоровьесберегающие образовательные технологии в виде системы, которая включает в себя педагогические мероприятия, направленные на снижение возможного негативного влияния на ребенка и работу по воспитанию культуры здоровья. Что касается здоровьесберегающих технологий, то они определены как наукой, так и обязанностью образования и воспитания, чтобы в конечном итоге дети росли здоровыми и могли стать достойным примером уже своим детям.
Сейчас проблема формирования здорового образа жизни – одна из самых важных в воспитательной системе. Стремительное развитие общества способствует более высокому спросу на сохранение здоровья человека. Возрастает значение культуры здоровья, так как здоровье является важным фактором гармоничного развития ребенка. Здоровье само по себе не формируется, нужно о нем заботиться всю жизнь. Довольно давно уже известно о том, что дошкольный возраст является наиболее важным для формирования физической и психической устойчивости. Ведь именно в этот период человек проходит большой путь к развитию, и такой путь в будущей жизни уже больше никогда не повторится. В детском возрасте активно развиваются все органы, закладываются основы особенности личности, формируется характер, движения и походка, ну, и конечно, развиваются культурные и гигиенические навыки. Здоровье является не просто физическим и психическим благополучием, а социальным благополучием. На этом этапе жизни нужно сформировать основные навыки и умения здорового питания у детей, осознать необходимость систематического занятия спортом и физкультурой. Федеральный государственный стандарт включает в себя образовательную область «Физическое развитие». Эта область включает не только физическое развитие ребенка, но также направлена на формирование ценностей здорового образа жизни, освоение ее элементарных норм и правил в формировании культурных и гигиенических навыков, двигательного режима, закаливания, формирование полезных упражнений и т.д. Педагог должен использовать все, что будет полезно детям, и уметь применять это на практике. Инновационные формы работы:
Все представленные подходы являются оздоровительными. Используемые в комплексе методики здоровьесбережения формируют у детей стабильную мотивацию к здоровому и полноценному образу жизни. В течение всего дошкольного периода необходимо выполнять физкультурную работу, в том числе: утреннюю гимнастику, гигиенические процедуры, гимнастику после дневного сна, гимнастику для глаз, физкультминутки. Утренняя гимнастика – постепенное приведение организма кблагоприятной двигательной активности. В детских садах гимнастика являетсяодним из режимных моментов, который помогает поднять эмоциональный фонребенка. Обычно проводится под музыку, чтобы удержать интерес детей. Комплекс занятий желательно менять в течение двухнедельного периода. Гигиенические процедуры – умывание холодной водой и полоскание рта кипяченой водой, чтобы предотвратить кариес. После дневного сна также проводится гимнастика. Физиотерапияоблегчает пробуждение ребенка и оказывает общеукрепительный эффект. Еезадача – помогать ребенку в постепенном переходе от сна к бодрствующемусостоянию. Для снятия напряжения глаз проводится гимнастика в любое время. Ее желательно проводить с помощью наглядного материала. Физкультурные минутки также эффективны в физическом воспитании. Педагогам нужно использовать физминутки как во время организованных образовательных мероприятий, так и на свободных занятиях, чтобы полностью развить ребенка физически и укрепить здоровье детей. Физкультминутки помогают снизить утомляемость и уменьшить напряжение у ребенка. Использование сказкотерапии в качестве инновационной методики направлено на развитие эмоциональных сфер детей в дошкольном возрасте. Сказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. Работу над сказкотерапией можно проводить разными способами. Дети могут сначала прослушать сказку, а потом изобразить героев с учетом правил здорового образа жизни в рисунках. Совместно с воспитателем дети могут создать плакат для дальнейшей его демонстрации родителям. Так же дети могут и сами сочинять сказки, наделяя героев теми или иными качествами (героя с избыточным весом, сутулого от долгого пребывания за гаджетами и так далее). Одной из инновационных и интересных форм, которую используют в детском саду для приобщения ребенка к здоровому образу жизни, является использование квест-игры. В процессе выполнения задач ребёнок развивает внимание, физическую подготовку и формирует здоровый стиль жизни. В детском возрасте выполняются общие физические задачи: оздоровительная, образовательная и воспитательная. Главная задача физической подготовки дошкольников – охрана жизни, укрепление здоровья и закаливание тела. Самая эффективная процедура для закаливания – это прогулки. Она очень важна для развития физических способностей детей. Детское тело становится устойчивее к простудным заболеваниям, развиваются двигательные умения и навыки. Также прогулки способствуют развитию ума. Инновационные подходы с использованием технологий сохранения здоровья в образовательных организациях делают образовательный процесс разнообразнее, эффективнее и интереснее. Также помогают снизить количество детей с отклонениями здоровья. Ребенок будет гармонично развиваться именно в том случае, если в детском учреждении и семье соблюдаются общие требования к закаливанию, физическому развитию, соблюдению режима и рациона питания детей дошкольного возраста. ЛИТЕРАТУРА
|