Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Игры для здоровья. Роль здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ»
Здоровье
Автор: Лаптева Елена Анатольевна   
15.11.2025 10:38

«Игры для здоровья. Роль здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ»«Игры для здоровья. Роль здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ»

Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.

На логопедических занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, динамическими паузами целесообразно применять оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки). Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике используется точечный массаж, помогающий воздействовать на активные точки кожи, являющиеся нервными проводниками и тесно связанные с внутренними органами. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействуют на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; позволяет значительно сократить сроки коррекции нарушений речи.

 

Самомассаж биологически активных точек- отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат в оптимально короткие сроки. Главное- соблюдать последовательность и систематичность. Большое подспорье для логопеда – работа детей с песком, стабилизирующая их эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью они учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.

Самомассаж кистей и пальцев рук проводят в сухом бассейне, способствующем: нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движения пальцев рук.

Для создания сухого бассейна на небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно наполнить на 8 см промытым и просушенным песком (горохом, фасолью или бумажными фигурками). Детям предлагаются задания:

  • скользить ладонями по поверхности наполняемого материала, выполняя зигзагообразные и круговые движения
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро
  • пройтись ладонями по проложенным трассам
  • создать отпечаток своих ладоней
  • пройтись отдельно каждым пальцем.

Самомассаж в сухом бассейне можно сопровождать стихотворным текстом, например:

Горох

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Тесто

(опустить кисти рук в сухой бассейн

и изображать как месят тесто)

Месим, месим тесто,

Есть в печи место,

Будут – будут из печи

Булочки и калачи.

Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джокмассажеров одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука [ж]:

Ходит ёжик без дорожек,

Не сбежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ёжик.

Как же взять его?

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от тонких движений пальцев рук, их умелости и ловкости. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Пальчиковую гимнастику целесообразно связать с лексической темой. Например, по теме «Игрушки»:

Как игрушек в магазине

Видел много я, друзья!

Перечислю, то что видел,

То, что смог запомнить я:

Куклы, кубики, шары,

Пирамидки и мячи,

Мишки, роботы, ракеты,

Самолеты, корабли.

Развитию тонких движений пальцев рук способствуют: выкладывание букв их риса, гороха, фасоли пшена, рисование на песке, манке, ладошке и спине соседа; сопряженная гимнастика. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроение, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением они выполняют двигательные упражнения. Задания превращаются в занимательную игру: ( «пальчики –музыканты», «пальчики-путешественники»). Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиком, косточкой, ракушкой, пуговицей. При изготовлении панно по лексическим темам, появляется возможность связать работу по развитию лексики, грамматики и мелкой моторики.

Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, — уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Для выработки хорошей дикции необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание. Приступая к развитию речевого дыхания, следует, прежде всего отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому способствуют игры: «Сделай дорожку для колобка» (на песке), «Посмотри на спящего медведя» (раздувание ваты), «Горка растаяла» (раздувание ватной горки), «Секрет» (раздувание песка), «Чья машинка быстрее доедет до гаража?» (игрушки из киндер-сюрприза).

Естественному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по бионергопластике – соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Если эти движения пластичны, свободны-происходит активизация. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; развитие памяти, внимания, мышления, речи; совершенствование и координация роли нервной системы. Рука подключается тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять без ошибок.

Память, мышление и речь станут более совершенными, если педагоги будут использовать двигательные упражнения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.П. Павлова. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы, способствуют совершенствованию артикуляционных движений речевого аппарата. На занятиях по обучению грамоте и запоминанию написания букв очень эффективна «Азбука телодвижения».

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие, речевые нарушения от несформированного произношения до невозможного составления грамматически оформленного высказывания. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволит:

  • выработать правильное речевое дыхание
  • стабилизировать общий тонус организма
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику
  • улучшить фонематический слух и ритмико-интонационную сторону речи
  • повысить речевую активность.

Таким образом, коррекционно- развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год