| «Игры для здоровья. Роль здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ» |
| Здоровье | |
| Автор: Лаптева Елена Анатольевна | |
| 15.11.2025 10:38 | |
|
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий. На логопедических занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, динамическими паузами целесообразно применять оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки). Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике используется точечный массаж, помогающий воздействовать на активные точки кожи, являющиеся нервными проводниками и тесно связанные с внутренними органами. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействуют на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; позволяет значительно сократить сроки коррекции нарушений речи.
Самомассаж биологически активных точек- отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат в оптимально короткие сроки. Главное- соблюдать последовательность и систематичность. Большое подспорье для логопеда – работа детей с песком, стабилизирующая их эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью они учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Самомассаж кистей и пальцев рук проводят в сухом бассейне, способствующем: нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движения пальцев рук. Для создания сухого бассейна на небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно наполнить на 8 см промытым и просушенным песком (горохом, фасолью или бумажными фигурками). Детям предлагаются задания:
Самомассаж в сухом бассейне можно сопровождать стихотворным текстом, например: Горох В миску насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. Тесто (опустить кисти рук в сухой бассейн и изображать как месят тесто) Месим, месим тесто, Есть в печи место, Будут – будут из печи Булочки и калачи. Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джокмассажеров одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука [ж]: Ходит ёжик без дорожек, Не сбежит ни от кого. С головы до ножек Весь в иголках ёжик. Как же взять его? Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от тонких движений пальцев рук, их умелости и ловкости. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Пальчиковую гимнастику целесообразно связать с лексической темой. Например, по теме «Игрушки»: Как игрушек в магазине Видел много я, друзья! Перечислю, то что видел, То, что смог запомнить я: Куклы, кубики, шары, Пирамидки и мячи, Мишки, роботы, ракеты, Самолеты, корабли. Развитию тонких движений пальцев рук способствуют: выкладывание букв их риса, гороха, фасоли пшена, рисование на песке, манке, ладошке и спине соседа; сопряженная гимнастика. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроение, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением они выполняют двигательные упражнения. Задания превращаются в занимательную игру: ( «пальчики –музыканты», «пальчики-путешественники»). Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиком, косточкой, ракушкой, пуговицей. При изготовлении панно по лексическим темам, появляется возможность связать работу по развитию лексики, грамматики и мелкой моторики. Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, — уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Для выработки хорошей дикции необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание. Приступая к развитию речевого дыхания, следует, прежде всего отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому способствуют игры: «Сделай дорожку для колобка» (на песке), «Посмотри на спящего медведя» (раздувание ваты), «Горка растаяла» (раздувание ватной горки), «Секрет» (раздувание песка), «Чья машинка быстрее доедет до гаража?» (игрушки из киндер-сюрприза). Естественному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по бионергопластике – соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Если эти движения пластичны, свободны-происходит активизация. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; развитие памяти, внимания, мышления, речи; совершенствование и координация роли нервной системы. Рука подключается тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять без ошибок. Память, мышление и речь станут более совершенными, если педагоги будут использовать двигательные упражнения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.П. Павлова. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы, способствуют совершенствованию артикуляционных движений речевого аппарата. На занятиях по обучению грамоте и запоминанию написания букв очень эффективна «Азбука телодвижения». Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие, речевые нарушения от несформированного произношения до невозможного составления грамматически оформленного высказывания. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволит:
Таким образом, коррекционно- развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.
|



«Игры для здоровья. Роль здоровьесберегающих технологий в работе с детьми ОВЗ»








