ПРОГРАММА «МАЛЫШИ — КРЕПЫШИ» |
Здоровье | |||
Автор: Субботина Марина Владимировна | |||
17.03.2025 18:32 | |||
Разработала: Субботина М.В. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 118» Пояснительная записка: Сохранность детского здоровья представляет собой сложную и многогранную проблему. Здоровый ребенок – это проблема не только медицинская, но и психолого-педагогическая. Обеспечение детского здоровья – главная задача ближайшего и отдаленного будущего нашей страны. Современный взгляд на педагогический процесс как процесс здоровьесозидания подразумевает использование принципа природосообразности, разработанного известными отечественными и зарубежными педагогами. Проблема ценностного отношения к здоровью, сознательного ведения здорового образа жизни состоит в определении основных психолого-педагогических условий формирования культуры здоровья, раскрытии механизма формирования и самоконтролируемой активности ребенка в процессе здоровьетворения.
Представление о здоровье человека до недавнего времени сводилось к оценке его медицинских характеристик. В повседневной жизни такое определение до сих пор остается в силе. Физическое здоровье организма человека не единственный компонент, необходимый для активной жизнедеятельности. Культура — это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования. Следовательно, культура здоровья — это опыт, накопленный человечеством в области здоровья, причем не только здоровья тела, но и духа. Период Детства создает свою детскую субкультуру, которую можно определить как особую систему бытующих в детской среде представлений о мире и ценностей в нём. Эта система ценностей объективируется в различных играх, ритуалах, словесных произведениях. Детскую субкультуру рассматривают как своего рода культуру в культуре, живущую по специфическим законам, хотя и «встроенную» в общее культурное целое. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Культура здоровья дошкольника понимается как характеристика жизнедеятельности и личности растущего ребенка, отражая знания о здоровье и приоритете здоровья в формирующейся системе гуманистических ценностей, реальное состояние здоровья и активность в креативной здоровьесозидающей жизнедеятельности ребенка на основе самоорганизации, обусловленной примерами здорового образа жизни ближайшего социального окружения. Актуальность: За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10%. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4 — 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения включает в себя решение таких проблем, как методы коррекции психофизиологических отклонений, устойчивости психики, гигиена пола как необходимый аспект формирования представлений о здоровом образе жизни, проблемы психологического здоровья ребенка дошкольного возраста. Причин неблагополучия в здоровье очень много, но основная — в неправильном образе жизни. Способствовать сохранению здоровья должен определенный образ жизни, формирование потребностей в его соблюдении, воспитание у детей правильной системы ориентации. Человеку с раннего возраста должна быть привита культура самосохранения здоровья. Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), которые, являясь первой ступенью общей системы образования, обязаны обеспечить охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие, сделать счастливым детство каждого ребенка. Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развития личности в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирование достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка. Актуальность:
Новизна программы заключается не только в содержании, где перед ребенком раскрываются ценности здоровья, движения, взаимозависимости здоровья и окружающей среды, способ достижения гармонии между ними, но и в способах изучения, сохранения и коррекции здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию ребенка, на личностное взаимодействие ребенка с самим собой. Новым в содержании является материал по ознакомлению со способами сохранения своего здоровья и построения здорового образа жизни. В программе открывается мир живого, самоценность человека, его физическое и эстетическое отличие от других существ, красота тела, движений, путь бережного отношения к своему здоровью. Цель программы: приобщение детей к ценностям физической культуры, как части общечеловеческой культуры. Задачи, реализующие цель:
Содержание программы: представлено в виде блоков 1. Я — мой организм, мое здоровье. Цель – развитие основ культуры здоровья ребенка. Задачи:
2. Я — мое тело – здоровье. Цель – сформировать основы культуры телосложения Задачи:
3. Я — мое движение — здоровье. Цель – сформировать основы культуры движения Задачи:
В двигательной деятельности детей наступает развитие их физической культуры, ориентация или переориентация сознания на здоровье, здоровый образ жизни, обеспечение выбора, принятие и апробация в собственном опыте ценностей своего организма, тела и его движений. Методами и формами работы вхождения в мир физической деятельности стали такие виды, как НОД, игровая интегрированная двигательная деятельность, народная подвижная игра, диалог. В игровой интегрированной двигательной деятельности ребенок с помощью движений познает окружающий его мир, постигает способы взаимодействия с ним, учиться преобразовывать себя и окружающую действительность. А интеграция слова и движения способствует познанию единства мира. На основе этого дети познают значимость телодвижений, которые отражают эмоциональный мир, свое отношение к нему и к другим людям. А это является важным фактором становления произвольного управления своим телом. В народной подвижной игре ребенок творит воспроизводит собственный мир движений, создает двигательное пространство, «проигрывает» роли, создает двигательные образы, тем самым моделирует здоровый образ жизни. У всех народных подвижных игр есть правила. Поэтому их можно рассматривать с одной стороны как свободную деятельность, а с другой стороны, правила всегда определяют способы деятельности, и именно их выполнение способствует достижению результата. В правилах всегда четко сформулированы требования к цели деятельности, способам ее достижения, к реализации процесса. Поэтому с помощью правил народная подвижная игра позволяет ребенку осуществить выбор того способа деятельности, который сохраняет здоровье. Для развития физической культуры дошкольников диалог я рассматриваю как интеграцию слова и движения, он предполагает не только вербальное общение, но и невербальное, с помощью движения, жеста и мимики. В программе для развития диалога мотивацией всегда выступает сам ребенок, его тело, движения, организм и его состояние, взаимодействие с окружающим миром. Формы работы с детьми:
Интеллектуально – познавательные занятия помогают детям познать свой физический образ, свой организм, приобрести способы сохранения своего здоровья. В программе в младшем дошкольном возрасте они реализуются через тематические занятия: «Я и мой организм», «Я расту и изменяюсь», «Разные, разные лица», «Главные наши помощники», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Королевство зубной щетки» и др. Эти занятия проводятся 2 раза в месяц. Методы и приемы используемые в интеллектуально – двигательных занятиях в младшем возрасте:
В программе в старшем дошкольном возрасте задачи и цели реализуются через тематику: «Путешествие в страну Носарию», «Растения – лекари», «Я, мой организм – здоровый образ жизни», «Подружись с зубной щеткой», «Наши глаза», «Куда девается пища», «Полезная еда», «Королевство здоровья в опасности» и др. В старшем дошкольном возрасте в интеллектуально — познавательных занятий используются следующие методы и приемы:
Игровые занятия направлены на реализацию раздела «Я – мое тело – здоровье». Здесь с помощью игрового вида деятельности ребенок познает основы культуры телосложения, способы ухода за своим телом и способы сохранения своего тела и здоровья. Игровые двигательные занятия проходят через интеграцию музыкальной, двигательной, изобразительной и речевой деятельности. В программе для детей младшего дошкольного возраста эти виды занятий реализуются через тематические занятия: «Я и мое тело», «Мое тело в пространстве», «Я расскажу тебе движениями рук (ног, головы и т.д.)», «Тело человека и животного», «Красота тела и его движения» и т.д. Занятия проводятся 1 раз в месяц, чередуясь с интеллектуально – двигательными. Методы используемые в игровых двигательных занятиях для младшего дошкольного возраста:
Игровые занятия в старшем дошкольном возрасте в программе реализуются через тематику занятий: «Осанка и красота», «Тело человека и животного», «Добры молодцы и красны девицы», «Я человек», «Что такое здоровье?» и др. Методы используемые в реализации игровых занятий в старшем дошкольном возрасте: - Беседы — диалоги о способах познания и преобразования своего тела. Постановка темы беседы-диалога: - Что ты знаешь о строении своего тела? - Из каких частей оно состоит? - Для чего человеку нужно знать своё тело? - Какими способами человек изучал себя, своё тело? - Почему голова является основной частью тела человека? - Что помогает нам увидеть и услышать окружающий мир? - Какие части тела помогают человеку передвигаться? - Какое назначение выполняет наше туловище? - Что такое осанка? - Какого человека ты бы назвал красивым?
Тренирующие занятия реализуются через народные подвижные игры, народные игровые и оздоровительные занятия. Эти занятия строятся на содержании двигательных навыков, предусмотренных программой ДОУ, в частности «Физическая культура дошкольникам» Л.Д. Глазыриной. В младшем дошкольном возрасте с помощью тренирующих занятий мы помогаем ребенку научиться понимать «язык» движений, красоту движений. Эти занятия бывают: музыкально – двигательными, изобразительно – двигательными. Основным содержание таких занятий является устное народное творчество и народные подвижные игры. Тематика занятий в младшем дошкольном возрасте: «Пошел котик на торжок», «Мы веселые ребята», «Тили – тили – тили бом», «Мы веселые матрешки», «Зимушка – Зима», «Я веселый звонкий мяч», «Колобок – колобок» и т.д. Эти занятия проводятся 1 раз в месяц. Методы:
В старшем дошкольном возрасте тренирующие занятия направлены на развитие самостоятельной двигательной активности. Содержание реализуется тематикой занятий: «Путешествие в сказочный город», «Осень в лесу», «Поиск золотого ключика», «Спорт – это здоровье», «Движение и красота», «Русские народные подвижные игры», «Путешествие капитана Врунгеля».
|