Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и адекватного поведения |
Здоровье | |||
Автор: Ильина Эльвира Ивановна Салихьянова Мунира Музафаровна | |||
06.01.2025 10:21 | |||
Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и адекватного поведения Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Навык – это приобретенное в результате обучения и повторения умение, сформированное действие. Он формируется благодаря условно-рефлекторной деятельности. Сензитивным периодом для формирования навыков является ранний возраст (Н. М. Щелованов). В случаях нарушенного развития дети и в дошкольном возрасте часто не умеют самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, мыть руки, вытирать их, пользоваться платком, расческой, салфеткой, горшком. Связано это с тем, что у детей отмечается дистония (как следствие органического поражения), слабость мышц (особенно мелких) руки, гипотонус лицевых мышц (в том числе и жевательных), нарушение зрительно-двигательной координации, недостаточная кинестетическая чувствительность, слабость протекания и инертность психически процессов (например, памяти), отсутствие контроля и определенных волевых усилий, низкая мотивация, а также проявление гиперопеки со стороны родителей.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользоваться туалетом, игры, прогулки и т.д. Одновременно с этим взрослые постепенно стимулируют развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локтя, ежедневно самостоятельно мыть ноги, выполнять простейшие водные закаливающие процедуры. Начиная с 2-х летнего возраста детей приучают чистить зубы щеткой с зубной пастой утром и вечером. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста должны самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все эти вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. В дошкольных учреждениях создают условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног, купания. А в туалетных комнатах имелись необходимые приспособления для хранения индивидуальных полотенец разного назначения. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения специалисты рекомендуют использование целого ряда педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности. В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в игах специального направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах постепенно все большее значение приобретают учебные мотивы. Ребята уже могут выполнять те или иные действия, руководствуясь словесной инструкцией. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы: разнообразные сюжетные картинки, символы. Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомление с окружающим, с природой. Для этого используют некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры, например: «Зимние развлечения», «Солнце» и др. Из сюжетных игр: «Дочки-матери», «Поликлиника». Интересны детям и литературные сюжеты: «Мойдодыр», «Доктор Айболит. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например: назначать санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержание личных вещей в шкафу. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее и т.п.). На физкультурных занятиях можно рассказать детям о пользе тех или иных движений для здоровья и развития, о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе, содержать в порядке свою физкультурную форму, после окончания занятий аккуратно ее складывать и мыть руки с мылом до локтя. Во время труда в помещении или на участке воспитатель объясняет, что нужно не только выполнять работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарем. Детям следует напомнить также и о необходимости поддерживать чистоту на своем рабочем месте, в рабочей зоне. Взрослые должны следить за тем, чтобы дети не ели немытых овощей, фруктов, не грызли ногти, не брали в рот различные предметы, карандаши и т.п. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми – няней, воспитателем, родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей соответствующих знаний, но и их прочному закреплению. В противном случае дошкольники никогда не усвоят правил личной гигиены, не буду твердо убеждены в том, что они действительно жизненно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или няня приходили в группу неряшливо одетыми, непричесанными. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию. Поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Трудности переноса освоенного действия в новую ситуацию, истощаемость нервной системы, трудности сосредоточения внимания, пассивность детей делают процесс формирования санитарно-гигиенических навыков и навыков культурного поведения более длительным, требующим внимание и терпение со стороны взрослых.
|