Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и адекватного поведения
Здоровье
Автор: Ильина Эльвира Ивановна Салихьянова Мунира Музафаровна   
06.01.2025 10:21

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и адекватного поведенияФормирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и адекватного поведения

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Навык – это приобретенное в результате обучения и повторения умение, сформированное действие. Он формируется благодаря условно-рефлекторной деятельности. Сензитивным периодом для формирования навыков является ранний возраст (Н. М. Щелованов).

В случаях нарушенного развития дети и в дошкольном возрасте часто не умеют самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, мыть руки, вытирать их, пользоваться платком, расческой, салфеткой, горшком. Связано это с тем, что у детей отмечается дистония (как следствие органического поражения), слабость мышц (особенно мелких) руки, гипотонус лицевых мышц (в том числе и жевательных), нарушение зрительно-двигательной координации, недостаточная кинестетическая чувствительность, слабость протекания и инертность психически процессов (например, памяти), отсутствие контроля и определенных волевых усилий, низкая мотивация, а также проявление гиперопеки со стороны родителей.

 

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользоваться туалетом, игры, прогулки и т.д. Одновременно с этим взрослые постепенно стимулируют развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локтя, ежедневно самостоятельно мыть ноги, выполнять простейшие водные закаливающие процедуры. Начиная с 2-х летнего возраста детей приучают чистить зубы щеткой с зубной пастой утром и вечером. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста должны самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все эти вещи содержались в чистоте.

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

В дошкольных учреждениях создают условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног, купания. А в туалетных комнатах имелись необходимые приспособления для хранения индивидуальных полотенец разного назначения.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения специалисты рекомендуют использование целого ряда педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в игах специального направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

В старших группах постепенно все большее значение приобретают учебные мотивы. Ребята уже могут выполнять те или иные действия, руководствуясь словесной инструкцией. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы: разнообразные сюжетные картинки, символы.

Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомление с окружающим, с природой. Для этого используют некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры, например: «Зимние развлечения», «Солнце» и др. Из сюжетных игр: «Дочки-матери», «Поликлиника». Интересны детям и литературные сюжеты: «Мойдодыр», «Доктор Айболит. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например: назначать санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержание личных вещей в шкафу. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее и т.п.).

На физкультурных занятиях можно рассказать детям о пользе тех или иных движений для здоровья и развития, о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе, содержать в порядке свою физкультурную форму, после окончания занятий аккуратно ее складывать и мыть руки с мылом до локтя.

Во время труда в помещении или на участке воспитатель объясняет, что нужно не только выполнять работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарем. Детям следует напомнить также и о необходимости поддерживать чистоту на своем рабочем месте, в рабочей зоне.

Взрослые должны следить за тем, чтобы дети не ели немытых овощей, фруктов, не грызли ногти, не брали в рот различные предметы, карандаши и т.п.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для успешного привития детям навыков гигиены важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми – няней, воспитателем, родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей соответствующих знаний, но и их прочному закреплению.

В противном случае дошкольники никогда не усвоят правил личной гигиены, не буду твердо убеждены в том, что они действительно жизненно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или няня приходили в группу неряшливо одетыми, непричесанными. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию. Поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Трудности переноса освоенного действия в новую ситуацию, истощаемость нервной системы, трудности сосредоточения внимания, пассивность детей делают процесс формирования санитарно-гигиенических навыков и навыков культурного поведения более длительным, требующим внимание и терпение со стороны взрослых.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год