Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОПТИМИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСАВ ДОО
Здоровье
Автор: Коришева Марина Викторовна   
11.10.2024 21:01

ОПТИМИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСАВ ДОООПТИМИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕСАВ ДОО

Коришева М.В., МБДОУ «Бебяевский детский сад №1»

Современный социальный мир представляет собой сложное пространство, совокупность сфер деятельности человека, находящиеся в постоянной модернизации, которая, в свою очередь, требует определённых ресурсных затрат. Информатизация и развитие инновационных технологий толкают человечество на поиск эффективных путей рационализации и автоматизации процесса деятельности, развитие бережливого сознания, которое будет способствовать здоровьесбережению и повышению производительности труда с минимальными потерями. Именно здоровьесбережение должно стать главным аспектом развития бережливого сознания, так как использование инновационных технологий и компьютеризация требует больших энергетических и ресурсных затрат, что ведет к негативной тенденции снижения здоровья человека. В связи с этим обществу необходимо искать новыездоровьесберегающие пути эффективности производительности труда. [6]

Бережливые технологии в дошкольных образовательных организациях направлены на повышение эффективности и улучшения качества образовательных услуг, минимизацию потерь в различных сферах деятельности ДОО. [1]

Создавать условия для развития бережливого сознания необходимо уже в дошкольном возрасте, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников, повышению результатов и автоматизации деятельности детей с минимальными потерями. На выходе из детского сада ребенок, с необходимыми умениями и навыками бережливого сознания, быстрее и легче адаптируется к школе.

 

Использование бережливых технологий позволяют своевременно выявлять риски и проблемы в конкретном детском саду, эффективно устранить их за счёт автоматизации, алгоритмизации и избавления от ненужныхдействий и добиться, таким образом, высоких результатов [3].

В нашем детском саду внедрение бережливых технологий с целью алгоритмизации процесса и рационального использования времени организуется через использование разработанного в Японии метода5S, который включает в себя пять принципов бережливого производства: стандартизируй, сортируй, соблюдайпорядок, содержи в чистоте, совершенствуй. Метод 5s активизируетрациональное бережливое сознание у всех участников образовательного процесса в ДОО. [7]

Особое внимание требует к себе рационализация игрового пространства в групповой комнате, оптимизация процесса уборки игрушек. Обоснованием выбора становится ежедневное сталкивание с проблемой затягивания процесса уборки игрушек дошкольниками после игровой деятельности, что способствует сокращению времени на закаливающие процедуры, прогулку и двигательную активность, возникновению конфликтных ситуаций у воспитанников, и как следствие, снижению психологического комфорта в группе и нарушению режима дня, что негативно сказывается на здоровье дошкольников. Анализ текущего состояния позволил выявить следующие проблемы:

  • отсутствие алгоритма деятельности уборки игрушек, в связи с чем, возникает проблема затягивания процесса и длительный переход между режимными моментами
  • отсутствие маркеров размещения игрушек в центрах активности, в связи с чем, происходит потеря времени на определение расположение игрушек в игровых зонах
  • отсутствие маркировок игрового пространства, в связи с чем, у дошкольников периодически возникают конфликтные ситуации за определение игрового пространства
  • отсутствие мотивации детей к уборке игрушек, что способствует нежеланию оказывать взаимопомощь, возникновению конфликтов, разобщению детского коллектива и психологическому дискомфорту. [6]

В связи с выявленными проблемами педагогам ДОО необходима выработка стратегии реализации проекта по внедрению бережливых технологий в образовательный процесс с целью минимизации потери времени, чёткой алгоритмизации, сокращению конфликтных ситуаций и сохранению психологического комфорта в группе.

В нашем детском саду по выявленным проблемам была разработана и внедрена стратегия, включающая в себя чёткие шаги и способы решения проблем, устранение коренных причин. Таким образом, педагогами совместно с дошкольниками разработан и визуализирован алгоритм действий процесса уборки игрушек, что способствовало сокращению времени и доведению до автоматизма действий, снижению нервного напряжения у воспитанников. Каждая игровая зона оформлена маркировками, определяющими игровое пространство, что способствовало снижению конфликтных ситуаций среди воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы наполнена элементами «бережливого пространства», а именно картами и схемами, картинками и значками, определяющими расположение игрушек в групповой комнате, что способствовало минимизации потери времени. Также развивающая среда в групповой комнате распределена маркерами системы «Трёх цветов», символизирующие сигнал светофора. Зелёный цвет сигнализирует о том, что игровая зона полностью безопасна и может быть использована дошкольниками самостоятельно. Жёлтый цвет призывает дошкольников использовать игровую зону и брать атрибуты с разрешения педагога. Красный цвет запрещает детям находится в данной зоне, так как это может быть не безопасно. [4]

Распределение ответственных команд за уборку игрушек в конкретной игровой зоне организуется в игровой форме с использованием кубика Блума. Для каждой команды визуализирован лист активного участия. Листы в зависимости от сезона могут быть представлены деревом без листочков, елочкой без шариков, или снеговиком без пуговиц и т.д. Команда, которая быстрее и качественнее справится с уборкой игрушек в заданной игровой зоне, получает недостающий элемент для своего листа активности: листик для дерева, шарик на ёлочку и т.д. К концу дня на вечернем круге, победителем определяется та команда, которая быстрее заполнила лист активного участия. Подобные листы также могут быть представлены и на каждого ребенка индивидуально. Данные действия способствовали сокращению трудоёмкости процесса, активизации мотивации детей на качественную и быструю уборку и сортировку игрушек в игровой зоне, сплочению коллектива и повышению психологического комфорта.

Анализ и оценка достижения целевых показателей проекта показал результативность использования элементов бережливого пространства в ДОО. Уменьшение трудоёмкости процесса и сокращение временных затрат благодаря алгоритмизации составил с текущих 8-15 минут до целевых 4-7 минут, увеличилось время на двигательную активность и закаливающие процедуры, тем самым снизились показатели затягивания времени на переход к другому виду деятельности. Конфликтные ситуации за определение игрового пространства в группах свелись к минимуму, что способствовало сохранению психологического комфорта, сплочению детского коллектива.

Таким образом, внедрение бережливых технологий создаёт предпосылки для развития бережливого сознания дошкольников, развивает аналитические и практические навыки испособствует росту профессиональной компетенции педагогов. Использование элементов бережливого производства не только повысит качество образовательныхуслуг, но ибудет способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а также активно вовлечет родителей в образовательный процесс.

Литература:

  1. Бондаренко О.П. Основы внедрения бережливых технологий в органах власти, государственных и муниципальных учреждениях: методическое пособие / О. П. Бондаренко, В. А. Петрова. – М, 2017. – 32–56 с.;
  2. Волкова И. А. Проблемы и перспективы применения бережливых технологий в образовательной организации. Система образования и технологии бережливого производства: сборник статей / И. А. Волкова. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. – 34 с.;
  3. Вэйдер М. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства / М. Вейдер. – Москва: Альпина Паблишер, 2017. – 125 с.;
  4. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 336 с.;
  5. Приказ Минпросвещения России от 25. 11. 2022 N 1028 «Об утверждении федеральнойобразовательной программы дошкольного образования»;
  6. Пшеничных, Л. А. «Бережливый детский сад»: от проекта к первым результатам / Л. А. Пшеничных. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 8 (45). — С. 1-3.
  7. Шарина А.В., Сибирякова Л.В. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие / А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, — Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. – 151 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год