Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Здоровьесберегающие технологии, как средство формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Здоровье
Автор: Марченко Юлия Евгеньевна   
30.09.2024 16:52

Здоровьесберегающие технологии, как средство формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии, как средство формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Марчекно Юлия Евгеньевна, воспитатель 1 квалификационной категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ГО Богданович «Детский сад №21» с.Байны

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

 

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — в широком смысле слова — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

В нашем детском саду два раза в год проводятся курсы кислородных коктейлей. Ежеквартально дети пропивают витаминные чай и соки.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко

используются в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

В физическом воспитании мы условно выделили технологии сохранения и стимулирования здоровья, в рамках которых проводим:

  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.),
  • подвижные игры и элементы спортивных игр (Тимофеева И.А. Степанова Э.Я.),
  • закаливающие процедуры,
  • дыхательная гимнастика (Стрельникова А.Н),
  • пальчиковая гимнастика (Агапова И.А, Узорова У.В.),
  • гимнастика бодрящая (после сна) (Харченко Т.Г.),
  • утреннюю гимнастику (Пензулаева Л.И.),
  • физкультурные занятия (Пензулаева Л.И),
  • точечный массаж и массаж широких зон (Ибрагимова В.С.),
  • спортивные развлечения, праздники (Харченко Т.Е.),
  • день здоровья.

В работе используем материалы А.М. Стрельниковой, М.Д. Маханёвой

«Воспитание здорового ребёнка».

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной

педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

ДОУ – это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения. В своей работе мы опираемся на программу «Здоровый ребёнок» под редакцией Берсенева З.И. основным направлениям оздоровительной деятельности мы относим:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию здорового сбалансированного питания;
  • обеспечение физической и психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.

В работе используем методики М.Н. Сигимова «Формирование представлений о себе у старших дошкольников».

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

В работе использую сказкотерапию «Сказка про крокодила, который не следил за своим здоровьем», «Мышка Аришка в цветных штанишках», «Что такое вирус гриппа», коммуникативные игры.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

В работе с педагогами проводятся консультирование: «Ароматы в помощь», «Знакомство с древними рецептами здоровья», «Помогите укрепить здоровье», «Что такое ЗОЖ». Практикум «Пальчиковая гимнастика и развитие речи дошкольников».

Методы и приемы активизации формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Всем известно, как пагубно влияет на формирование всех систем организма недостаток движений в режиме дня, поэтому в процессе обучения чередуем интеллектуальную деятельность с активным движением. Важной частью образовательной деятельности с детьми являются физминутки, их продолжительность 2-5 минут. Гимнастика для глаз проводится в зависимости от зрительной нагрузки 3-5 минут. Пальчиковые игры вводятся с младшего возраста, показаны всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Пальчиковые игры и самомассаж сопровождаются забавными стихами, потешками, поэтому восторженно воспринимается детьми, а усвоение происходит эффективно. Гимнастика после сна проводится ежеднёвно после дневного сна на кроватках по5-10минут.

Подвижные игры проводятся ежедневно в соответствии с возрастом.

Физкультурные занятия 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст в групповой комнате- 10 минут, младший возраст-15-минут, средний возраст — 20минут, старший возраст-25-30 мин. Кроме того, в целях оздоровления организма детей проводятся различные виды закаливания. Воздушные ванны и ходьба по массажным дорожкам. С младшей группы добавляется дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения на постели (5- 10минут), полоскание горла, как гигиеническая и закаливающая процедура.

Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья через игровую деятельность. Например: В сюжетно ролевой игре «Как правильно ухаживать за малышом?» Дети играют роль родителей, куклы-малыши. Формируем простейшие представления об уходе за детьми. Дидактические игры: «Как органы человека помогают друг другу?», «Глаза могут не только смотреть» формируют представление об органах человека. Важное место в нашей работе занимают игры с элементами ТРИЗ «Сколькими способами можно есть хлеб?», «Какими способами можно очистить кожу?»,

«Сколькими способами можно спать?». В организованную образовательную деятельность включали такие темы как: «Вот я какой», «Чистота-залог здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Ухаживай за телом» «Что такое личная гигиена?», а формы организации были разнообразные: беседы с использованием картинок, фотографий; разгадывание кроссвордов «Предметы гигиены», игры- эксперименты «Угадай по вкусу», игры-соревнования

«Эстафета чистюль», чтение художественной литературы по теме.

Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. За героев произведения дети радуются, за них переживают, за них боятся, ими восторгаются. Используем в своей работе с детьми такие произведения как: А. Барто «Я росту», «Девочка — чумазая»; Э. Машковской «Как нам быть»; А. Милна «Воспаление хитрости»; С. Михалкова

«Прививка»; К. Чуковского «Мойдодыр»; Л. Воронковой «Маша растеряша» и т. д.

Восторженный интерес у детей вызывают игры — драматизации по произведениям. Беседы после прочитанной книги углубляют её воспитательное воздействие. Путём бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.

При проведении воспитательно-образовательной работы используем положительную оценку, похвалу, поощрение. Стараемся заметить старание ребёнка, его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность. Дидактические игры и упражнения обеспечивают возможность приобретения способов и умений здоровьесбфегающих действий. Широко использовали повседневную жизнь для формирования необходимых умений и навыков. Во время игры к детям приходит их любимый Мишутка, который боится прививок. Дети и воспитатель помогают Мишутке понять нужность прививки, преодолеть страх. В дальнейшем, когда возникнет необходимость идти на прививку можно напомнить о Мишутке-трусишке.

Организованные виды деятельности с детьми направлены

В младшем дошкольном возрасте:

  • на развитие представлений о своём внешнем облике, знакомство со схематичным изображением тела
  • освоение правил поведения в детском саду, доброжелательное отношение к другим людям
  • на развитие положительного отношения к себе и к своему имени
  • на развитие представлений о принадлежности к женскому или мужскому полу

В среднем дошкольном возрасте:

  • на развитие представлений о своём теле (строение человеческого тела, органы чувств, дыхательная и пищеварительная системы)
  • развитие представлений о себе и своей семье

В старшем дошкольном возрасте:

  • на приобщение к нормам здорового образа жизни
  • на обогащение представлений об организме, о способах закаливания; во всех возрастных группах:
  • о пользе и влиянии на организм физических упражнений.

Важно, чтобы занятия не стали принудительными, а были полезными и увлекательными. С этой целью на занятиях появились любимые герои; Айболит, Мойдодыр.

Предлагаем структуру неппосредственно образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.
  2. Гимнастика.
  3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее.
  4. Познавательный блок.
  5. Сообщение нового материала через игру — беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т.д.
  6. Дидактическая игра или подвижная игра на закрепление.
  7. Релаксация под музыку.

Особую роль в образовательном процессе занимают итоговые мероприятия, когда дети могут проявить свои знания, находчивость, смекалку.

Например; «Глаза, уши, нос, язык — наши умные помощники» — комплексное занятие. Система совместных проектов, используемых, нами, дала возможность обогатить представления детей об окружающем, способствовала развитию поисковой деятельности, совершенствованию уровня накопленных практических навыков. Информирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво, без налёта обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Знания должны даваться малыми дозами. Для того чтобы поведение ребёнка было произвольным и направлено на охрану и укрепление собственного здоровья, необходимы представления и понятия о значимости различных органов и систем в жизнедеятельности

человека, их функционировании и влиянии различных факторов на их работу.

Эта информация доносилась детям через специально организованную деятельность 1раз в неделю по 30 минут со старшего возраста. Образовательная работа в этой области велась в регламентированной деятельности, в свободной деятельности во второй половине дня. Обязательно использовали наглядный материал: карты, схемы. Систематичность одно из главных условий такой работы. Первоначально дети учились действовать в соответствии с правилами в специально созданных взрослыми условиях. Затем действия закрепляются в игровой деятельности. Здоровьесберегающее поведение входит в привычку, если хорошо организован уклад жизни. На этом этапе мы постарались заручиться поддержкой родителей и педагогов ДОУ. Проводили индивидуальные беседы, родительский всеобуч, тренинги, конкурсы выпускали информационные листки.

Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека. Мы можем научить, помочь сделать правильный выбор в существующем многообразии имеющихся продуктов. В наших силах сформировать представления о полезных

продуктах, о витаминах через занятия — практикумы, игры, беседы ( «Катилась витаминка по имени Иринка», «Что надо есть, чтобы стать сильнее»), игры- соревнования «Разложи продукты по корзинкам», когда дети должны сделать выбор из предложенных продуктов полезных.

Детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно- образное мышление, что позволяет провести ознакомление с человеком на наблюдениях, самонаблюдениях и экспериментах. Основная цель системы занятий создание у детей устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья. Много положительных эмоций, а, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы.

Например: КВН «Мы здоровью скажем да». Физкультурный досуг продолжительностью30-40минут проводили 1-2 раза в месяц во второй половине дня. В его содержание включали уже знакомые детям игры, эстафеты, разнообразные движения. Все эти формы взаимодействия с детьми позволяли выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, а так же дать сознательную установку на здоровый образ жизни.

Таким образом, каждая из рассмотренных методов и приёмов имели оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (353) выйдет
15 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год