Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Применение технологий релаксации и психогимнастики для здоровьесбережения детей 4 — 5 лет»
Здоровье
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Широких Лидия Михайловна Чеченева Оксана Александровна Бондарева Маргарита Васильевна   
26.12.2023 11:07

«Применение технологий релаксации и психогимнастики для здоровьесбережения детей 4 — 5 лет»«Применение технологий релаксации и психогимнастики для здоровьесбережения детей 4 — 5 лет»

Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы представить вашему вниманию картотеку игр и упражнений по психогимнастике.

Психогимнастика является доступным методом в работе с детьми для воспитателей, психологов, родителей, так как в основе лежит игра. Игра для ребенка – это средство познания мира, способ уйти от проблем, возможность примерить на себя разные роли, освободиться от физического и эмоционального напряжения. Психогимнастическая игра создает особый мир, в котором дети всегда успешны и талантливы.

Этот метод дает детям возможность в игровой форме и с помощью специальных упражнений выражать свои переживания, эмоции, чувства, проблемы посредством движений, мимики и жестов. Все это дает взрослому (педагогу, психологу, родителю) не только развивать, но и в определенной степени корректировать различные стороны психики ребенка.

Комплекс игр и упражнений по психогимнастики для детей

Игра «Тише – тише!»

Цель: развитие выразительности движений и волевой саморегуляции.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: предложите детям представить, что два малыша собираются перейти дорогу, на которой, свернувшись, спит маленький котенок. Они идут очень осторожно на носочках, потом останавливаются и, приложив указательный палец к губам, друг другу показывают: тише! Движения должны быть выразительными, брови приподняты вверх, шея вытянута вперед.

Игра способствует успокоению и самоорганизации детей.

 

Игра «подойди ко мне!»

Цель: развитие выразительности движений.

Оборудование: уютное помещение с мягким ковровым покрытием.

Инструкция: предложите детям представить, что девочка (мальчик) манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно. Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

Игра с шарфиком

Цель: обучение приемам саморасслабления; развитие воображения.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложите детям представить, что мама принесла медвежонку теплый шарфик, чтобы тот больше не мерз. Полусонный медвежонок, не открывая глаз, повязал шарфик на шею. Покрутил медвежонок головой в одну сторону, потом в другую. Хорошо. Тепло.

Игра «Спящий котенок»

Цель: обучение приемам саморасслабления.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает, закрывает глазки. Котенок глубоко дышит, животик приподнимается и опускается.

Игра «Медвежата»

Цель: обучение приемам саморасслабления мышц.

Оборудование: уютное помещение с мягким ковровым покрытием.

Инструкция: предложите детям представить, что медвежата остались одни у себя в берлоге. Вдруг подул холодный сильный ветер и пробился сквозь щелки в берлогу. Медвежата очень замерзли. Они сжались в маленькие клубочки. Ветер прекратился. Стало жарко. Медвежата развернулись. И снова подул ветер. Игру повторить 2 раза.

Игра позволяет ребенку выработать навык расслабления, чередование состояний напряжения и расслабления дает физическую и психологическую разгрузку.

Упражнение «Деревце»

Цель: развитие выразительности движений.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии, мягкое ковровое покрытие.

Инструкция: выполняется под музыкальное сопровождение.

Ветер дует нам в лицо

(машем ладошками в сторону лица)

Раскачалось деревцо

(раскачиваемся в разные стороны)

Ветерок все тише – тише

(пальчик приставить к губам)

Веточки все ниже – ниже

(руки плавно опускаются, дети ложатся на коврик).

Упражнение – пантомима «Ароматные цветы»

Цель: развитие выразительности движений и воображения

Оборудование: не требуется специального оборудования

Инструкция: предложите детям наклониться понюхать цветы. Дети вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный выдох), наслаждаясь приятным ароматом цветов. Повторить несколько раз.

Упражнение – пантомима «Волшебные снежинки»

Цель: обучение приемам саморасслабления.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: под спокойную музыку дети снежинки кружатся в танце, словно их кружит легкий ветерок. Снежинки движутся по всей комнате. Музыка смолкает, ветер стихает, снежинки кружатся все медленнее и медленнее и постепенно опускаются на землю (дети ложатся на ковер и будто тают, как снежинки).

Игра «Солнышко»

Цель: развитие навыков саморасслабления и снятие напряжения.

Оборудование: не требуется

Инструкция: предложите детям представить, что солнышко спряталось за тучку, стало прохладно (предлагаем ребенку свернуться клубочком и задержать дыхание). А вот солнышко вышло из – за тучки и стало жарко, разморило на солнышке (предлагаем сделать выдох и расслабиться).

Упражнение «Я проснулся!»

Цель: развитие целостного позитивного образа своего тела.

Оборудование: не требуется

Инструкция: утро с ребенком начинайте со слов «Просыпаются ручки, просыпаются ножки». Таким образом разбудите все части тела. Когда ребенок окончательно проснется, он может включиться в процесс, показывая, как просыпаются ручки, приподнимая их. Когда он откроет глаза, проговорите: «Вот и глазки проснулись!»

Игру можно проводить в детском саду после дневного сна.

Игра «Котенок»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние, выражать удовольствие, радость.

Оборудование: игрушечный котенок, мягкий и пушистый.

Инструкция: ребенок держит у себя на руках и поглаживает мягкого пушистого котенка, который ластится, мурлычет, прикрывая глазки. А потом представляет себя этим котенком и подставляет голову взрослому, чтобы тот его погладил, приласкал.

Упражнение – пантомима «Пингвин и ребята»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние, а также сопереживать, выражать эмоции.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложить детям с помощью мимики и жестов изобразить, как грустит пингвин; изобразить гусят и смелых ребят.

Один пингвин весь день грустил,

Один пингвин печальным был.

А почему грустил пингвин?

Да потому, что он один!

  • **

Пять гусят на ребяток шипят,

Пять гусят не пускают ребят.

Пять ребят не боятся гусят:

На гусят они тоже шипят!

Упражнение «Вот какой малыш!»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние и выражать эмоции.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: ведущий (взрослый, педагог, психолог) читает текст стихотворения, а дети изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.

Ох, как плачет малыш – что медведь рычит,

А смеется малыш – что ручей журчит.

А уж слезы текут – будто дождик льет…

Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

Вот какой малыш.

(Е. Юдин)

Упражнение «Разные эмоции»

Цель: формировать умение распознавать и выражать эмоции.

Оборудование: набор картинок сказочных героев с ярко выраженными эмоциями

Инструкция: картинки нужно чередовать, например, Баба Яга – злая, затем Буратино – веселый. Таким образом, злая мимика перемешается с радостной. Вместе с ребенком (детьми) прокомментируйте эмоции, поговорите о героях. Можно попросить изобразить сказочных персонажей. После того как ребенок покажет мимику, похвалите его за то, что у него здорово получается изображать героев.

Можно предложить и другие варианты заданий: покажи, как ты радуешься; как ты грустишь; какой ты, когда злишься (или попросите изобразить злую собаку) и др. можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя тучка; улыбнуться, как солнышко; показать, как испугался заяц волка, как устал муравей, который тащил большую палочку. Такие упражнения помогают развивать азбуку эмоций и воображение.

Упражнение «Мама огорчена»

Цель: формировать умение распознавать эмоции.

Оборудование: разнообразные игрушки.

Инструкция: упражнение выполняется в паре. Предложите детям представить, что «Маша» разбросала игрушки. Мама просит собрать игрушки, а «Маша» не хочет. Мама огорчена и рассержена, она смотрит на «Машу» и качает головой. «Маша» не хочет смотреть на маму, отворачивается и хмурит брови. Кто же будет собирать игрушки? (попросите изобразить ситуацию с помощью мимики и пантомимы).

При изображении нежелательных черт характера и отрицательных персонажей роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей.

Упражнение – этюд «Собака лает, но не кусает»

Цель: формировать умение выражать свои эмоции и переживания.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: предложите детям представить, что ребенок прогуливается в парке с мамой. Вдруг им встречается большая собака, которая громко лает на мальчика (девочку) и пытается подобраться к его (ее) ногам. (Попросите изобразить с помощью мимики и пантомимы).

Упражнение «Лисенок боится»

Цель: формировать умение выражать свои эмоции и переживания.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложите детям представить, что лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко! Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Упражнение «Зеркало»

Цель: формировать целостный положительный образ своего тела.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: дети участвуют в игре по очереди, по два человека (можно в паре со взрослым). Один ребенок смотрится в «зеркало» (другой ребенок), которое повторяет все его движения потом они меняются местами.

Эта игра очень полезна для неуверенных в себе детей, застенчивых. Она помогает ребенку открываться, почувствовать себя свободно и рискованно и увидеть себя со стороны.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год