| Конспект занятия в старшей группе «Сами хлеб мы испечем» |
| Занятия с детьми | |||
| Автор: Афанасьева Людмила Анатольевна | |||
| 10.11.2025 10:24 | |||
|
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад на Марсовом поле» Воспитатель: Афанасьева Л.А. Оренбург 2025 Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить с процессом приготовления хлеба. Задачи:
Методы и приемы:
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, проектор, ноутбук, плакат «Рецепт хлебав картинках», миски для замешивания теста, стаканы, столовые ложки (для замешивания, чайные ложки (для измерения количествасахара и дрожжей, растительное масло, мука, сахар, соль, дрожжи, вода, фартуки, салфетки). Предварительная работа:
Ход работы Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами особенный день — День хлеба! В это праздник принято посещать ярмарки и выставки хлеба и хлебобулочных изделий. На таких выставках можно пробовать понравившиеся изделия. А также, по русской традиции, в этот праздник принято выпекать хлеб, из нового урожая пшеницы или ржи. Ребята, а хотите мы с вами сегодня сами приготовим хлеб? А для того чтобы у нас это получилось, давайте посмотрим, как хлеб готовят пекарина хлебобулочном заводе. В этом нам поможет наш друг волчонок Зубок! Онсегодня прислал нам видеописьмо, давайте же посмотрим его! Воспитатель: Ребята, вам понравилось видеописьмо от Зубка? А что вам запомнилось? Что на хлебобулочном заводе вам показалось самым интересным? Ребята, а вы запомнили, что такое дрожжи? Почему дрожжи нужныдля теста? Конечно дрожжи делают тесто пышным. Очень мягкий и пышныйнарезной батон. Почему батон называют «нарезной батон»? Как много мы узналииз видеописьма от волчонка Зубка. Теперь мы знаем, как современные пекаритесто замешивают и хлеб пекут! Ребята, а рецепт запомнили? Какие продуктынам необходимы для теста? А чтобы мы ничего не забыли, волчок Зубок нампередал вот такой плакат «Рецепт хлеба в картинках»! Давайте мы его повесим надоске и будем сами тесто замешивать. (Разворачиваем) Ой ребята что же это, рецепта-то нет! А вот записка: «Дорогие мои друзья, предлагаю вам самимсоставить рецепт хлеба. Для этого вам надо отгадать загадки, которые яприготовил. На каждый вопрос подобрать картинку с ответом, и поставить ее вкармашек на плакат. Все загадки пронумерованы. Отгадывайте начиная с первой, и вы в правильном порядке, смешаете все ингредиенты для теста. Желаю вамуспеха. Ваш друг волчок Зубок». Ну что ребята давайте приступим? Воспитатель: Давайте вымоем руки, и оденем фартуки! Проходите в наш цех, который называется «Тестомесильный». Как вы думаете почему он так называется? Конечно именно здесь замешивают тесто. Но для начала мы должныотгадать продукты-ингредиенты рецепта хлеба. Готовы? 1. Меня пьют, меня льют Всем нужная, кто я такая? (Вода) Воспитатель: Молодцы ребята, конечно же это вода! Какая цифра написана на карточке с водой? В какой по счету кармашек, на плакате, мы ее поставим? Молодцы, верно если цифра один значит и кармашек первый. Почему вода всем нужна? Да, вода основной источник жизни! А почему воду можно назвать текучая? Конечно потому что вода льнется! Как мы это можем проверить? Давайте попробуем перелить воду из кувшина в стакан. Для нашего рецепта хлеба, нам необходимо полстакана воды. Наливаем полстакана воды и переливаем воду в миску. У всех получилось? Молодцы, теперь слушайте вторуюзагадку. 2. Этот белый минерал, Он на кухне генерал Без него супы и каша, Не понравится нам даже. (Соль) Воспитатель: Ну что ребята, загадка эта непростая, догадались что это? (если нет, давайте попробуем на вкус). Какая цифра написана на карточке с солью? В какойпо счету кармашек мы ее поставим? Вот и второй ингредиент разгадан! Ну что, все вспомнили какой вкус у соли? По старинному русскому обычаю, принятовстречать дорогих гостей «Хлебом-солью». «Хлеб да соль!» так говорилихозяева, приветствуя гостей. Если мы в ложку наберем соль и перевернем ее. Чтовы увидите? Почему, как вы думаете, соль высыпалась? Да, потому что сольсыпучая. Так ребята вернемся к нашему рецепту, соли нам надо совсем чуть-чуть. А как вы думаете сколько это? Ребята, а так ли важно соблюдать пропорциипродуктов в рецепте? А вот если мы добавим стакан соли, у нас с вами получитсявкусный хлеб? Да действительно, важно соблюдать пропорции компонентов врецепте. Соли нам надо совсем чуточку. Чем мы может измерить соль?. Нам надодобавить две щепотки соли. Давайте добавим соль в миску с водой, иперемешаем. Посмотрите, что произошло солью, почему? Да мы уже с вамизнаем, что соль растворяется в воде! Пора отгадать третий компонент нашегорецепта! 3. Что же это за песочек Сладок с ним у нас чаечек В каждой кухне проживает, Всем хозяйкам угождает. (Сахар) Воспитатель: А в какой по счету кармашек, мы поставим картинку с сахаром, почему? Молодцы! Ребята посмотрите на что похож сахар? А похож ли сахар на соль? Почему вы так считаете? А чем сахар отличается? А как мы это проверим? Ну давайте попробуем! Ну так какой сахарный вкус? Действительно очень вкусный, сладкий! Ребята, чтобы нам не нарушить пропорции рецепта, возьмите сахара одну чайную ложку и добавьте в миску с соленой водой, и перемешайте. Посмотрите, что произошло с сахаром? Конечно сахар, как и соль растворим в воде. Ребята, а какой четвертый компонент, вы узнаете, когда стихотворение прослушаете. 4. Тесто быстро поднимают, Кто печет тот это знает, Сохранить сухими можно Догадались? Это дрожжи. Воспитатель: Посмотрите, какая цифра на карточке с дрожжами? Куда мы ее поставим, почему? Вот и четвертый кармашек занят, молодцы ребята! Современные повара в тесто добавляют дрожжи. Давайте рассмотрим дрожжи. На что похожи дрожжи? Ребята, дрожжи — это живые бактерии, они и делают тесто пышным и мягким. Когда дрожжи сухие, то они спят. А как выдумаете, каких можно разбудить? Конечно добавить их в воду. В нашей воде уже есть сахар, которым дрожжи будут питаться, и от этого они будут расти. Для нашего рецептанам необходима 1 чайная ложка дрожжей. Добавьте одну чайную ложку дрожжейв миску с солено-сладкой водой, и хорошенько размешайте. Что происходит сдрожжами? Дрожжи растворились в воде? А какая теперь стала вода в миске? Атеперь самое время разгадать последний ингредиент. 5. Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины, Если делаете тесто, Положить меня должны. (Мука) Воспитатель: Вот молодцы ребята последний ингредиент отгадали. Ребята, а каквыдумаете важно соблюдать последовательность замешивания ингредиентов втесте? А почему это так важно? Вот послушайте одну историю: однажды нерадивый пекарь решил не тратить время на измерение пропорций ингредиентов, и последовательность замешивания теста тоже не стал соблюдать: взял сколько ему захотелось и соли, и сахара, и дрожжей, и муки, и воды, все сразу перемешал. Как вы думаете, какой получился у него хлеб? Конечно ребята, такой хлеб будет твердым, жестким, каменным. Воспитатель: Молодцы ребята, вот муку отгадали и наш плакат «Рецепт хлеба вкартинках» теперь готов! Ребята, давайте вспомним какая бывает мука? Да, верно, мука бывает ржаная и пшеничная. А почему муку называют ржаной? А почему муку называют пшеничной? У вас на столе лежит пшеничная мука, у меня ржаная. Посмотрите, чем отличается ржаная от пшеничной? Да цветом, вот интересно имеют ли пшеничная и ржаная мука запах? Как мы это проверим? Давайте осторожно понюхаем. Да, запах какой-то особенный и очень похожий. Акак проверить, сыпучая ли мука? А если мы просеем муку через сито, что произойдет с мукой? Сейчас мы это проверим? Нам необходим один стакан муки. Набираем муку в стакан и просеиваем ее через сито, чтобы убрать комочки, наполнить воздухом. Теперь пора добавить муку в нашу миску. Ребята вы тесто замесили из пшеничной муки, а давайте я замешу из ржаной муки, а потом мы сравним по вкусу наш хлеб? Чтобы тесто получилось гладкое и эластичное его надо долго перемешивать. А теперь, я вам рассажу один секрет приготовления, который мне рассказала моя бабушка. Для того, чтобы тесто стало эластичное, а хлеб получился пышным, тесто надо хорошенько отбить. Предлагаю каждому из вас отбить свой кусочек теста об стол! Ну ребята, молодцы, и загадки все отгадали и плакат «Рецепт хлеба в картинках» составили, да и тесто замесили! Нотесту необходимо немного отдохнуть, чтобы оно поднялось, «задышало», сталопышным. Ребята, предлагаю и нам немного размяться. Физ. Минутка: Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки) А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками «лепят») Пирожки и плюшки (Поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца) Сдобные ватрушки, булочки и калачи Все мы испечем в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх) Очень вкусно! (Гладят живот) Воспитатель: И так ребята, тесто готово, осталось его только выпечь. А сначала тесто мы поместим в формы. А как вы думаете, почему мы это делаем? Да, для того чтобы хлеб принял форму. Только смажем формы маслом. Ребята, зачем форму смазывают маслом? Конечно, чтобы наш хлеб не прилип, и его было удобно вынимать из формы! Вот и готов наш хлеб, осталось его только выпечь. На хлебозаводе, цех в котором пекут хлеб называется пекарный цех! А мы отнесем наши формы с тестом на кухню, и попросим нашего повара испечь наш хлеб в духовке. Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня побывали настоящими пекарями! Сами тесто научились замешивать и при этом соблюдать пропорции ингредиентов. А вам ребята, понравилось самим тесто замешивать? А что вам понравилось больше всего? Кого бы хотели угостить своим хлебом? А захотелось вам дома вместе с родителями, хлеб испечь? А нам придется немного подождать, пока хлеб испечется, и мы попробуем что у нас получилось!
|



Конспект занятия в старшей группе «Сами хлеб мы испечем»








