Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации для педагогов ДОО по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы
Занятия с детьми
Автор: Багманян Марине Микаеловна   
31.01.2025 11:54

Методические рекомендации для педагогов ДОО по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматыМетодические рекомендации для педагогов ДОО по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «АИСТ»

Автор-составитель: Багманян М.М., Воспитатель МБДОУ д/сад «Аист» п. Солнечный 2024г.

Методические рекомендации для педагогов ДОО по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию методические рекомендации по организации шахматных занятий с детьми дошкольного возраста.

Цель этих рекомендаций – помочь вам эффективно и интересно обучать детей шахматной игре, способствуя их всестороннему развитию.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цели и задачи шахматного обучения в детском саду
  2. Возрастные особенности и принципы обучения
  3. Структура занятия по обучению игре в шахматы
  4. Методы и приемы обучения
  5. Материально-техническое обеспечение
  6. Рекомендации по работе с родителями
  7. Оценка результатов
  8. Примерное тематическое планирование
  9. Шах, мат, рокировка
  10. Примеры дидактических игры
  11. Примеры стихотворений про шахматные фигуры
  12. Изучение нового материала с помощью тематических сказок
  13. Закрепление пройденного материала. Загадки про шахматные фигуры
  14. Физкультминутки
  15. Особенности обучения шахматной игре детей старшего дошкольного возраста
  16. Заключительная часть
  17. Цели и задачи шахматного обучения в детском саду:

Основная цель: Развитие интеллектуальных способностей детей через игру в шахматы.

Задачи:

  • Познакомить детей с шахматной доской и фигурами.
  • Научить правилам игры в шахматы.
  • Развивать логическое и стратегическое мышление.
  • Формировать навыки концентрации внимания и усидчивости.
  • Воспитывать спортивный характер и умение достойно принимать как победы, так и поражения.
  • Стимулировать интерес к интеллектуальным играм.
  • Развивать творческие способности через поиск нестандартных решений на шахматной доске.

2. Возрастные особенности и принципы обучения:

  • Возраст: Начинать обучение шахматам можно с 5-6 лет, когда дети способны концентрировать внимание и понимать простые правила.
  • Принцип наглядности: Используйте яркие и привлекательные наглядные материалы: шахматные доски, фигуры, плакаты, иллюстрации.
  • Игровой подход: Обучение должно проходить в форме игры, чтобы дети получали удовольствие от процесса и проявляли интерес.
  • Доступность: Правила и понятия должны быть представлены простым и понятным языком, учитывая возрастные особенности детей.
  • Индивидуальный подход: Учитывайте темп обучения каждого ребенка, поддерживайте и поощряйте его успехи.
  • Постепенность: Переходите от простых элементов к более сложным, не перегружая детей информацией.
  • Повторение: Регулярно повторяйте изученный материал, закрепляя полученные знания.

3. Структура занятия по обучению игре в шахматы

Этап занятия Содержание

Вводная часть Приветствие

Дидактическая игра с шахматными фигурами

Основная часть Введение в тему занятия,

Ознакомление с новым материалом/

За закрепление пройденного материала

  • Практические игры

Физкультминутки

Заключительная часть Рефлексия

Уборка рабочих мест

4. Методы и приемы обучения:

  • Рассказ и объяснение: Ясно и доступно объясняйте правила и понятия.
  • Демонстрация: Наглядно показывайте ходы фигур на доске.
  • Игры: Используйте разнообразные игровые формы: игры на запоминание, соревнования, турниры.
  • Аналогии и метафоры: Применяйте аналогии и сравнения, чтобы сделать сложные понятия более понятными.
  • Шахматные загадки и головоломки: Развивайте логическое мышление и внимание.
  • Индивидуальная работа: Уделяйте внимание каждому ребенку, помогая ему преодолевать трудности.
  • Поощрение: Хвалите детей за успехи, мотивируйте их к дальнейшему обучению.

5. Материально-техническое обеспечение:

  • Шахматные доски и комплекты фигур (достаточное количество).
  • Демонстрационная шахматная доска.
  • Плакаты с изображением фигур и их ходов.
  • Раздаточные материалы (карточки с заданиями, рабочие тетради).
  • Настольные игры, связанные с шахматной тематикой.

6. Рекомендации по работе с родителями:

  • Привлекайте родителей к шахматным занятиям, рассказывайте им о пользе шахмат для развития детей.
  • Давайте рекомендации по организации шахматных игр дома.
  • Организуйте совместные мероприятия (турниры, мастер-классы) с участием родителей и детей.

7. Оценка результатов:

  • Наблюдайте за прогрессом каждого ребенка, отмечайте его достижения.
  • Оценивайте уровень понимания шахматных правил и умения применять их на практике.
  • Проводите игровые тесты и соревнования, чтобы оценить развитие навыков.

Общие принципы:

  • Игровая форма: Обучение проходит в форме игр, сказок, загадок, викторин.
  • Наглядность: Используются шахматные доски, фигуры, карточки, плакаты, наглядные пособия.
  • Постепенность: Материал подается от простого к сложному.
  • Индивидуализация: Учитываются индивидуальные особенности и темп усвоения материала каждым ребенком.
  • Практика: Теоретические знания закрепляются на практике через игры и упражнения.
  • Мотивация: Поддерживается интерес к игре через похвалу, поощрения, создание позитивной атмосферы.

Примерное тематическое планирование

Раздел 1. «Знакомство с шахматным королевством» (4 занятия)

Занятие 1: «Путешествие в шахматную страну»

Знакомство с шахматами и их историей (в доступной для детей форме).

Вводное занятие, мотивация к изучению шахмат.

Рассматривание шахматной доски и фигур.

Беседа о шахматах как о логической игре.

Занятие 2: «Шахматная доска – волшебный лабиринт»

Знакомство с шахматной доской: расположение клеток, ряды, вертикали, диагонали.

Игры на ориентировку на шахматной доске.

Упражнения «Найди клетку», «Покажи ряд», «Покажи диагональ».

Работа с крупной демонстрационной доской.

Занятие 3: «Шахматные фигуры – жители королевства»

Знакомство с шахматными фигурами: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка.

Рассматривание фигур, сравнение их форм и размеров.

Игры «Узнай фигуру», «Найди пару», «Какая фигура лишняя».

Придумывание сказок о шахматных фигурах.

Занятие 4: «Где живут шахматные фигуры?»

Правильное расположение шахматных фигур на доске перед игрой.

Игры «Расставь фигуры правильно», «Найди свое место».

Запоминание начальной позиции шахматных фигур.

Повторение названий фигур и их особенностей.

Раздел 2. «Как ходят шахматные фигуры» (8 занятий)

Занятие 5: «Ходит прямо, как солдат – Ладья»

Знакомство с ходом ладьи.

Упражнения на движение ладьей по вертикали и горизонтали.

Игры «Лабиринт для ладьи», «Догони ладью».

Наблюдение за передвижением ладьи на демонстрационной доске.

Занятие 6: «По диагонали ходит – Слон»

Знакомство с ходом слона.

Упражнения на движение слона по диагонали.

Игры «Слон по диагонали», «Дорожка для слона».

Упражнения с разноцветными шахматными досками.

Занятие 7: «Прыг, скок, поворот – Конь»

Знакомство с ходом коня.

Упражнения на движение конем буквой «Г».

Игры «Конь прыгает», «Перепрыгни через фигуры».

Развитие пространственного воображения.

Занятие 8: «Самый сильный – Ферзь»

Знакомство с ходом ферзя.

Упражнения на движение ферзем по горизонтали, вертикали и диагонали.

Игры «Ферзь по полю», «Поймай ферзя».

Сравнение ходов ферзя с ходами ладьи и слона.

Занятие 9: «Маленький, но важный – Пешка»

Знакомство с ходом пешки.

Упражнения на движение пешки вперед на одну клетку.

Игры «Пешка идет вперед», «Превращение пешки».

Обсуждение правила взятия пешкой на проходе.

Занятие 10: «Главный – Король»

Знакомство с ходом короля.

Упражнения на движение короля на одну клетку в любом направлении.

Игры «Король идет», «Убереги короля».

Обсуждение важности короля в игре.

Занятие 11: «Шахматная семья. Кто как ходит»

Повторение правил хода всех шахматных фигур.

Упражнения на закрепление знаний.

Игры «Кто как ходит», «Покажи фигуру».

Дидактические игры и задания.

Занятие 12: «Шахматные эстафеты»

Использование полученных знаний на практике.

Интерактивные игры и соревнования.

Командные игры и эстафеты с шахматными фигурами.

Раздел 3. «Простейшие шахматные приемы» (4 занятия)

Занятие 13: «Шах и мат — что это такое?»

Знакомство с понятиями «шах» и «мат».

Упражнения на определение шаха.

Игры «Найди шах», «Сними шах».

Разбор простых матовых ситуаций.

Занятие 14: «Как забрать фигуру соперника?»

Знакомство с правилом взятия фигуры соперника.

Упражнения на взятие фигуры.

Игры «Забери фигуру», «Поймай слона».

Практическое применение навыков.

Занятие 15: «Защита своего короля»

Упражнения на защиту короля от шаха.

Обсуждение вариантов защиты: отступление, взятие атакующей фигуры, закрытие от шаха.

Игры «Убереги короля».

Развитие навыков принятия решений.

Занятие 16: «Шахматная игра»

Обучение элементарным правилам шахматной игры.

Организация игры на простых примерах.

Закрепление полученных знаний на практике.

Анализ детских партий.

Раздел 4. «Шахматы – это интересно!» (4 занятия)

Занятие 17: «Шахматные турниры»

Организация шахматного турнира между детьми.

Соблюдение правил честной игры.

Развитие умения играть в команде.

Награждение участников.

Занятие 18: «Шахматные головоломки»

Решение простых шахматных задач и головоломок.

Развитие логического и аналитического мышления.

Индивидуальная и групповая работа.

Занятие 19: «Шахматные сказки и истории»

Чтение и разбор шахматных сказок и историй.

Создание собственных шахматных сказок.

Развитие творческого воображения.

Занятие 20: «Шахматы – игра для всех!»

Подведение итогов занятий по шахматам.

Развитие позитивного отношения к игре.

Вручение дипломов и памятных подарков.

Обсуждение планов на будущее.

Нужно рассказать о шахматных фигурах так, чтобы дети заинтересовались и поняли их особенности.

Примеры:

1. Король: Важный правитель

Представьте себе величественное королевство, где всем заправляет король! Он самый главный на шахматной доске. Король носит на голове корону и может двигаться очень осторожно, всего на одну клеточку в любом направлении. Он мудрый и спокойный, но его нужно беречь, ведь без короля игра заканчивается. Это как если бы в сказке пропал самый важный персонаж! Поэтому все вокруг стараются его защитить. Он хоть и важный, но очень неторопливый и осмотрительный.

2. Ферзь: Могущественная волшебница

Рядом с королем всегда находится королева. В шахматах ее называют ферзем, и она самая могущественная фигура! Она, как волшебница, может ходить как по прямой дороге, так и по диагонали, на любое количество клеточек. Она ловкая и сильная, способна перелететь через полдоски одним махом! Ферзь — это настоящая сила в шахматах, и ее надо использовать с умом!

3. Ладья: Крепкая крепость

На шахматной доске, как и в сказочных королевствах, есть крепости — это ладьи. Они похожи на высокие башни и двигаются очень прямолинейно, как настоящие солдаты. Ладья может ходить только по прямым линиям, вперед, назад, влево и вправо, но не может по диагонали. Она очень сильна в нападении и защите. Представьте, что она как надежная стена, которая защищает королевство от врагов.

4. Слон: Мудрый путешественник

Слоны в шахматах — это мудрые путешественники, которые любят ходить только по диагоналям. Один слон ходит только по белым клеточкам, а другой — только по черным. Они, как старые добрые мудрецы, видят всё вокруг по-своему. Слоны могут далеко заглянуть и занять важную позицию на доске, но не могут перескакивать через другие фигуры. Представьте, что это проницательные наблюдатели, которые видят все ходы наперед.

5. Конь: Ловкий скакун

Кони в шахматах – это самые ловкие и коварные фигуры. Они, как сказочные кони, ходят необычно: буквой “Г”. Конь может перепрыгивать через другие фигуры, и поэтому он всегда неожиданно появляется там, где его никто не ждет. Он может удивлять и создавать разные хитроумные комбинации! Представьте себе, как он весело скачет по шахматной доске.

6. Пешка: Смелый воин

Пешки — это маленькие, но очень смелые воины. В начале игры их много. Они ходят только на одну клетку вперед, но бьют по диагонали. Пешка мечтает дойти до конца доски, чтобы превратиться в любую фигуру кроме короля, даже в ферзя! Это значит, что даже самый маленький воин может стать героем. Представьте, как много маленьких воинов готовы защитить свое королевство.

Дополнительные элементы для рассказа:

  • Примеры: Покажите, как каждая фигура ходит по шахматной доске, используя жесты и наглядные материалы.
  • Аналогии: Приведите аналогии с животными, сказочными героями или предметами из реальной жизни, чтобы было легче запомнить особенности каждой фигуры.
  • Взаимодействие: Задавайте вопросы, вовлекая их в процесс рассказа. Например, «Как вы думаете, какая фигура самая сильная? А какая самая ловкая?»
  • Юмор: Используйте юмор, чтобы сделать рассказ более интересным и запоминающимся.
  • Краткость: Делайте рассказ о каждой фигуре кратким и доступным для понимания.

Цель этого рассказа:

  • Вызвать интерес: Заинтересовать педагогов шахматами.
  • Познакомить с основами: Дать простые и запоминающиеся образы шахматных фигур.
  • Создать эмоциональную связь: Зарядить положительными эмоциями и вдохновить на использование шахмат в работе с детьми.

Используя этот подход, вы сможете создать увлекательное введение в мир шахмат, которое будет понятно и интересно даже тем, кто никогда не играл в эту игру.

А теперь, давайте разберем понятие «Шах».

Представьте, что на шахматной доске король – это как самый важный человек в королевстве, которого все должны защищать.

Шах — это когда:

  • Вражеская фигура (как будто злой дракон) нападает на короля.
  • Король в опасности! Он не может спокойно стоять на месте, нужно что-то делать.

Главное, что нужно запомнить:

  • Шах – это угроза королю.
  • Если королю объявлен шах, нужно его немедленно защитить.

Как защитить короля от шаха?

Есть 3 простых способа:

  1. Убежать: Король может отойти на соседнюю клетку, где нет опасности.
  2. Спрятаться: Между королем и “драконом” можно поставить свою фигуру (она защитит короля).
  3. Прогнать: Можно побить фигуру, которая объявила шах.

Проще говоря:

Шах – это как крик «Осторожно!» для короля. Это значит, что он в опасности, и ему срочно нужна помощь.

Для чего нужно знать о шахе?

Чтобы понимать, как защищать своего короля и нападать на короля противника.

Шах – это опасность для короля, от которой нужно уметь защищаться.

Аналогия:

Представьте, что играете в салки. Шах — это как когда вас кто-то «салит». Вы должны или убежать, или спрятаться, или «посалить» в ответ.

Вот так просто можно объяснить, что такое шах.

Мат: Конец волшебного приключения!

Представьте себе, что шахматная доска — это волшебное королевство, где каждая фигура играет свою роль. И король — самый главный персонаж, которого нужно беречь и защищать. Но бывает так, что не всегда удается его защитить.

Мат — это когда…

  • …король попадает в ловушку, и ему некуда убежать.
  • …все выходы заблокированы, и никто не может помочь королю.
  • …злой волшебник (вражеские фигуры) окружают короля и не дают ему спастись.

Это как в сказке:

  • Король оказался в плену у дракона, и ни один рыцарь не может его спасти.
  • Принцесса попала в темницу, и ей никто не может помочь выбраться.
  • Наступила ночь, и у короля нет ни одного верного друга, чтобы защитить его от зла.

Что происходит, когда объявляют мат?

  • Король повержен. Его королевство проиграло.
  • Шахматная битва окончена. Злодеи одержали победу.

Главное, что нужно запомнить о мате:

  • Мат — это окончательная победа одного из игроков.
  • Мат — это когда король не может убежать от шаха, спрятаться или прогнать атакующего.

Почему мат так важен?

  • Мат — это цель игры в шахматы.
  • Нужно не просто ловить фигуры противника, но и уметь окружить его короля так, чтобы он не смог спастись.
  • Это показывает, насколько хорошо вы умеете мыслить стратегически и планировать свои действия.

Как поставить мат?

  • Нужно тщательно обдумать каждый свой ход.
  • Нужно уметь создавать ловушки и использовать слабости противника.
  • Нужно быть внимательным, чтобы не пропустить возможность поставить мат.

В сказочном мире:

Мат — это как волшебное заклинание, которое заканчивает сказку. Если это доброе заклинание — то всё будет хорошо, а если нет — то зло победит.

Проще говоря:

Мат — это когда королю нет спасения, и игра окончена.

Аналогия:

Мат — это как если бы в игре в прятки вас нашли, и вы больше не можете прятаться. Игра окончена, вы проиграли.

Заключение:

Мат — это волшебное, но опасное понятие в шахматах. Это не просто удар по королю, это целая история, где есть ловушки, стратегии и хитрости. Это как финал сказки, где победитель получает всё, а проигравший проигрывает всё.

Помните, что в шахматах нужно не просто гоняться за фигурами, а стремиться поставить мат королю противника! Это как в сказке — побеждает не тот, кто больше сломал, а тот, кто умнее и хитрее. Это ключ к победе!

Рокировка – волшебный ход короля и ладьи

Представьте, что король в шахматах – это как главный герой, которого нужно оберегать. А ладья – это его верный защитник, который стоит на краю доски, как крепость.

Рокировка – это как секретный ход, который делают король и ладья вместе, чтобы стать сильнее и безопаснее. Это единственный ход в шахматах, когда двигаются сразу две фигуры.

Зачем нужна рокировка?

  • Королю нужно спрятаться. В начале игры король стоит в центре доски, и это опасно. Рокировка позволяет ему переместиться в угол, где он будет более защищен.
  • Ладье нужно выйти в бой. Рокировка выводит ладью из угла на середину доски, где она может активно участвовать в игре.

Как делать рокировку?

Есть два вида рокировки:

1. Короткая рокировка (в королевском фланге):

  • Король переходит на две клетки в сторону ладьи (которая ближе к нему) или можно сказать король прыгает через лужу.
  • Ладья перепрыгивает через короля и встает рядом с ним с другой стороны или ладья стоит в луже.

2. Длинная рокировка (в ферзевом фланге):

  • Король переходит на две клетки в сторону ладьи (которая дальше от него).
  • Ладья перепрыгивает через короля и встает рядом с ним с другой стороны.

Проще говоря, это как если бы король и ладья поменялись местами, но не совсем обычно, а как бы перепрыгивая друг через друга.

Главное, что нужно помнить про рокировку:

  • Рокировка делается один раз за всю игру.
  • Король и ладья, которые делают рокировку, до этого не должны были ходить.
  • Между королем и ладьей не должно быть других фигур.
  • Король не должен делать рокировку, если он стоит под шахом, или если он должен перепрыгнуть через клетку под шахом.

Зачем это объяснять детям?

  • Рокировка – это важный ход, который помогает защитить короля и активизировать ладью.
  • Понимание рокировки делает игру в шахматы более интересной и осмысленной.
  • Это помогает детям развивать стратегическое мышление.

Как помочь детям понять рокировку?

  • Покажите на шахматной доске, как это делается.
  • Объясните простыми словами, используя аналогию с тем, что король прячется в крепости, а ладья выходит на стражу.

Повторите несколько раз, пока дети не поймут.

Зачем нужна рокировка?

  • Защита короля: Перемещая короля ближе к углу доски, вы делаете его более защищенным.
  • Ввод ладьи в игру: Ладья становится активнее и может быстрее участвовать в боях.

Дополнительные советы для рассказа:

  • Аналогии: Используйте аналогии из сказок, мультфильмов, чтобы лучше объяснить понятия (например, мат — это как если бы злой волшебник захватил принцессу).
  • Примеры: Покажите на шахматной доске, как объявляется шах, как ставится мат, и как делается рокировка.
  • Взаимодействие: Задавайте вопросы: «А что будет, если король не может убежать? Что тогда нужно сделать? Как вы думаете, почему рокировка так важна?»
  • Повторение: Повторите основные моменты несколько раз, чтобы помочь слушателям запомнить новые понятия.
  • Эмоции: Рассказывайте с энтузиазмом и воодушевлением, чтобы заразить коллег своей любовью к шахматам.

Цель этого рассказа:

  • Понять основы: Помочь педагогам понять главные понятия шахматной игры (шах, мат, рокировка).
  • Упростить сложное: Сделать эти понятия доступными и понятными даже для тех, кто раньше ничего о них не знал.
  • Вдохновить: Зарядить позитивным отношением к шахматам и побудить их использовать эту игру в работе с детьми.

С помощью этих сказочных объяснений вы сможете доступно и увлекательно рассказать о шахматах даже самым начинающим. И тогда можно не только понять правила, но и почувствовать магию и мудрость этой древней игры.

Примеры дидактических игр

1. Игра «Волшебный мешочек»

В непрозрачном мешочке прячутся все шахматные фигуры, и по заданию дети по очереди на ощупь ищут определенную фигуру, или достают любую фигуру, называя ее сначала, а затем показывают всем детям.

2. Игра «Что изменилось»

Расставить на магнитной доске или поставить на столе 5-6 шахматных фигур. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну фигуру или меняет местами. Ребята говорят, что изменилось.

3. Игра «Найди сходство и различие»

1 вариант

Педагог предлагает ребятам сравнить по внешнему виду 2 шахматные фигуры, отметить их сходство и различие.

2 вариант

Сравнить две фигуры или группу по тому, кто как ходит, например, ладья и ферзь.

4. Игра «Узнай по описанию»

Педагог просит детей отгадать, что это за фигура.

Педагог описывает:

Она ходит и бьет по вертикали и по горизонтали на любое возможное количество клеток. Она не имеет права ходить по диагонали.

Дети отвечают:

- ЛАДЬЯ!

Педагог описывает далее:

Начинает движение в одном направлении, а заканчивает его в

другом. Получается след на доске, похожий на букву «Г».

Дети отвечают:

- КОНЬ и т.д.

5. Игра «Кто в домике живет»

Ребенок берет любую фигуру, ставит ее на место и говорит, в каком домике она живет. Например, ладья белая живет в домике А1, слон – СЗ (Слон живет в домике СЗ).

6. Игра «Снежный ком»

Расставляются в ряд шахматные фигуры – король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Первый ребенок произносит название первой фигуры – король, следующий ребенок произносит название двух фигур – короля и следующего за ним ферзя, третий произносит название сразу трех фигур – короля, ферзя и следующей за ним ладьи и т. д. Последний ребенок должен произнести название всех фигур.

7. Игра «Какой фигуры не стало»

В ряд расставляются несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать какой фигуры не стало.

8. Игра «Над головой»

Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру. Дети должны ее быстро найти и поднять над головой.

9. Игра «Шахматная репка»

Садим «репку» — клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» — это король, «бабка» — ферзь, «внучка» — слон, «Жучка» — конь, «кошка» — ладья, «мышка» — пешка.

10. Игра «Полна горница»

Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Педагог предлагает ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать сё и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.

Примеры стихотворений про шахматные фигуры

Шахматная доска

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была.

*

Линии шахматной доски

В поле много есть дорожек.

Будь и смел, и осторожен.

Вверх пойдешь – по ВЕРТИКАЛИ,

Вправо – по ГОРИЗОНТАЛИ.

А с угла на угол, вдаль

Нас ведет ДИАГОНАЛЬ.

*

Начальная расстановка фигур

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши храбрые слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки».

Вместе с произношением этого стихотворения, дети надевают маски и встают на шахматное полотно или расставляют фигуры на шахматной доске.

*

Король любит гладкий, расчищенный путь,

В любую он сторону может шагнуть,

Однако легко ты заметишь, дружок,

Что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле — вот шага длина,

Не очень проворен Король – старина.

*

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

*

Видимо, ладья упрямая,

Если ходит только прямо,

Не петляет — прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у ладьи,

В бой ее скорей веди!

*

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

Делает такой кульбит-

Взвиться в небо норовит!

Вот стоял на поле белом,

Перепрыгнул между делом-

Поле чёрное под ним.

За конём следи чужим!

*

С диагональю дружит слон,

По цвету поле выбирает он.

По белому идет — белопольный,

По черному — его брат — чернопольный.

Шлем острый у слона,

Узнаем мы его без труда.

*

Мы шахматные пешки, в бою не любим спешки,

Шагаем лишь вперёд, назад не знаем ход

За нами конные полки, за нами короли,

ладьи, ферзи и грозные слоны.

Налево и направо мы «бить» имеем право

А коль в конец доски придём фигуру новую найдём.

Изучение нового материала с помощью тематических сказок

При помощи сказки, процесс обучения шахматам проходит непринужденно и погружает в фантастический мир, позволяя познакомить детей с шахматными фигурами, их расположением на доске, помогает определить их значимость и познакомить с вариантами ходов.

  • Сказка про шаха и про шахматы
  • Удивительные приключения шахматной доски
  • Котята-хвастунишки
  • Шахматная сказка
  • Приключения в шахматной стране
  • Лена, Оля, Баба Яга и шахматы

Закрепление пройденного материала

Загадки про шахматные фигуры

Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.

(Пешка)

*

Стою на самом краю, путь откроют – пойду.

Только прямо хожу, как зовут – не скажу.

(Ладья)

*

Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой он ходит, хоботом не водит.

(Слон)

*

Когда мы встанем в строй, нас спутает любой.

Но лишь начнется бой, у каждого путь – свой.

(Белопольные и Чернопольные Слоны)

*

Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» — так шахматисты говорят.

(Конь)

*

Два братца через грядку смотрят, а подойти друг к другу не могут.

(Короли)

*

Хоть важная фигура – трусливая натура,

И ходит лишь на клеточку одну.

Других фигур работа — лишь на него охота.

Его поймаю и закончу я игру.

(Король)

*

Может он ходить и прямо, и наискосок.

Высоко его оценит опытный игрок.

(Ферзь)

*

Восемь дружных стали в строй

Стерегут они покой

(Пешка)

*

Хобот-нос в тело врос

(Слон)

Шахматные викторины

Для проведения викторины группа обычно делится на две команды. Каждой команде предлагаются одинаковые по сложности вопросы.

Физкультминутки

Эти физкультминутки помогут вам сделать занятия по шахматам более динамичными и интересными для детей. Они не только снимут напряжение, но и помогут закрепить знания о шахматном мире, помогут детям отдохнуть, переключить внимание и снять напряжение во время занятий шахматами, а также закрепить некоторые шахматные понятия в движении.

Цель: Снять напряжение, переключить внимание детей, закрепить шахматные понятия через двигательную активность.

Общие рекомендации:

  • Физкультминутки должны быть короткими (1-2 минуты).
  • Движения должны быть простыми и понятными для детей.
  • Проводите физкультминутки в игровой форме, используйте музыку или стихи.
  • Следите за правильным выполнением упражнений.
  • Включайте физкультминутки между заданиями, требующими концентрации внимания.
  • Используйте реквизит, если это возможно (мячики, ленточки и т.д.).

Примеры физкультминуток:

1. «Шахматные фигуры»

Описание: Воспитатель называет шахматные фигуры, а дети имитируют их движения:

  • Король: Дети идут на месте, выпрямив спину и подняв голову, как будто с короной.
  • Ферзь: Дети свободно двигаются в разных направлениях, как будто скользят по доске.
  • Ладья: Дети ходят по прямой линии, вытянув руки вперёд.
  • Слон: Дети ходят по диагонали, вытягивая руки то в одну, то в другую сторону.
  • Конь: Дети делают прыжки в разные стороны (как конь буквой «Г»).
  • Пешка: Дети делают небольшие шаги вперёд.

Цель: Закрепление знаний о шахматных фигурах и их особенностях.

Реквизит: Не требуется.

2. «Шахматная доска»

Описание:

  • Воспитатель говорит «Белые клетки» — дети приседают на корточки,
  • Воспитатель говорит «Черные клетки» — дети встают на носочки и тянутся руками вверх.
  • Воспитатель говорит «Диагональ» — дети вытягивают руки в стороны,
  • Воспитатель говорит «Вертикаль» — дети тянутся руками вверх,
  • Воспитатель говорит «Горизонталь» — дети вытягивают руки вперед.

Цель: Закрепить понятия о шахматной доске и ее элементах.

Реквизит: Не требуется.

3. «Шах-Мат»

Описание:

  • Когда воспитатель говорит «Шах» — дети поднимают руки вверх.
  • Когда воспитатель говорит «Мат» — дети хлопают в ладоши.
  • Можно также добавлять понятие «Рокировка» и имитировать движение короля и ладьи.

Цель: Закрепить понятия «шах» и «мат».

Реквизит: Не требуется.

4. «Собери фигуры»

Описание:

  • Дети делятся на группы. На полу разбросаны карточки с изображениями шахматных фигур. По сигналу воспитателя дети собирают карточки с определенной фигурой (например, только пешки, только кони и т.д.).

Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний о шахматных фигурах.

Реквизит: Карточки с изображениями шахматных фигур.

5. «Весёлые ходы»

Описание:

Воспитатель говорит, как ходит шахматная фигура, и дети показывают это в движении:

  • Ладья – дети идут по прямой линии;
  • Слон – по диагонали;
  • Конь – прыгают с одной ноги на другую;
  • Пешка – идут мелкими шагами вперед;

Цель: Закрепление правил хода шахматных фигур.

Реквизит: Не требуется.

6. «Разминка для пальчиков»

Описание:

Дети выполняют пальчиковую гимнастику: «Наши пальчики играют, в шахматы они шагают»

  • Можно использовать простые упражнения для пальцев, например: поочерёдное сгибание и разгибание пальцев, «пальчики здороваются», круговые движения кистями рук.

Цель: Развитие мелкой моторики, снятие напряжения с рук.

Реквизит: Не требуется.

7. «Угадай ход»

Описание:

  • Воспитатель показывает фигуру и задаёт вопрос «Как она ходит?» дети изображают ход фигуры в движении.

Цель: Закрепление знаний о ходах шахматных фигур.

Реквизит: Фигуры.

Особенности обучения шахматной игре детей старшего дошкольного возраста

  • Отсутствие «принудительного обучения» шахматам;
  • Использование игры, как основной формы обучения;
  • Четкое следование принципу последовательного обучения и индивидуального подхода к каждому обучающемуся;
  • Использование большого количества наглядного материала;
  • Регулярный повтор и закрепление пройденного материала;
  • Обсуждение с детьми общих правил поведения во время шахматных поединков;
  • Привлечение детей к просмотру и участию в различных шахматных соревнованиях.

Заключение:

Обучение шахматам – это увлекательный и полезный процесс, который способствует всестороннему развитию детей. Надеюсь, что эти рекомендации помогут вам организовать интересные и эффективные занятия, которые принесут радость и пользу вашим воспитанникам.

Подводя итоги, хочется отметить основные преимущества обучения шахматам детей 5-7 лет:

  • Развитие интеллекта: Шахматы способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, пространственного воображения, стратегического мышления и аналитических способностей.
  • Формирование личностных качеств: Игра в шахматы воспитывает усидчивость, терпение, целеустремленность, самостоятельность, умение принимать решения и нести за них ответственность.
  • Повышение интереса к учебе: Шахматы развивают познавательную активность, любознательность и стимулируют интерес к обучению в целом.
  • Игровая форма обучения: Игра делает процесс обучения увлекательным и доступным для детей, помогая им легче усваивать новые знания и навыки.
  • Социализация: Шахматы развивают умение общаться, соблюдать правила, уважать соперника, достойно принимать победы и поражения.

Мы убеждены, что шахматы — это не просто игра, а мощный инструмент для всестороннего развития личности ребенка. Включение шахмат в образовательный процесс детского сада не только обогащает содержание занятий, но и способствует формированию интеллектуально развитого и успешного поколения.

Напутствие педагогам:

  • Будьте терпеливы и последовательны. Помните, что каждый ребенок уникален и имеет свой темп обучения.
  • Создавайте позитивную и доброжелательную атмосферу. Обучение должно быть в радость, а не в тягость.
  • Используйте игровой подход. Это самый эффективный способ заинтересовать детей и увлечь их процессом обучения.
  • Поощряйте самостоятельность и инициативу. Дайте детям возможность проявлять свое творчество и находить собственные решения.
  • Не останавливайтесь на достигнутом. Постоянно повышайте свой профессиональный уровень, изучайте новые методики, делитесь опытом с коллегами.
  • Вдохновляйте детей. Рассказывайте им о великих шахматистах, проводите шахматные турниры, создавайте шахматные уголки, чтобы поддерживать их интерес к игре.

Пусть шахматы станут для ваших воспитанников не только увлекательным занятием, но и надежным помощником в развитии их интеллектуальных и личностных качеств!

В заключение:

Я искренне надеюсь, что данные методические рекомендации помогут вам успешно внедрить обучение шахматам в вашем детском саду. Помните, что вы несете важную миссию — закладываете фундамент для будущего интеллектуального развития наших детей. Желаем вам творческих успехов, вдохновения и радости от общения с вашими воспитанниками!

С уважением, Багманян М.М.

Список литературы

  1. Сухин И.Г. «Шахматы, первый год, или учусь и учу»
  2. Бирюкова О.В. «Шахматы в детском саду»
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 3 (365) выйдет
2 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год