Методические рекомендации для педагогов ДОО по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы |
Занятия с детьми | |
Автор: Багманян Марине Микаеловна | |
31.01.2025 11:54 | |
Методические рекомендации для педагогов ДОО по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «АИСТ» Автор-составитель: Багманян М.М., Воспитатель МБДОУ д/сад «Аист» п. Солнечный 2024г. Методические рекомендации для педагогов ДОО по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию методические рекомендации по организации шахматных занятий с детьми дошкольного возраста. Цель этих рекомендаций – помочь вам эффективно и интересно обучать детей шахматной игре, способствуя их всестороннему развитию.
СОДЕРЖАНИЕ
Основная цель: Развитие интеллектуальных способностей детей через игру в шахматы. Задачи:
2. Возрастные особенности и принципы обучения:
3. Структура занятия по обучению игре в шахматы Этап занятия Содержание Вводная часть Приветствие Дидактическая игра с шахматными фигурами Основная часть Введение в тему занятия, Ознакомление с новым материалом/ За закрепление пройденного материала
Физкультминутки Заключительная часть Рефлексия Уборка рабочих мест 4. Методы и приемы обучения:
5. Материально-техническое обеспечение:
6. Рекомендации по работе с родителями:
7. Оценка результатов:
Общие принципы:
Примерное тематическое планирование Раздел 1. «Знакомство с шахматным королевством» (4 занятия) Занятие 1: «Путешествие в шахматную страну» Знакомство с шахматами и их историей (в доступной для детей форме). Вводное занятие, мотивация к изучению шахмат. Рассматривание шахматной доски и фигур. Беседа о шахматах как о логической игре. Занятие 2: «Шахматная доска – волшебный лабиринт» Знакомство с шахматной доской: расположение клеток, ряды, вертикали, диагонали. Игры на ориентировку на шахматной доске. Упражнения «Найди клетку», «Покажи ряд», «Покажи диагональ». Работа с крупной демонстрационной доской. Занятие 3: «Шахматные фигуры – жители королевства» Знакомство с шахматными фигурами: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Рассматривание фигур, сравнение их форм и размеров. Игры «Узнай фигуру», «Найди пару», «Какая фигура лишняя». Придумывание сказок о шахматных фигурах. Занятие 4: «Где живут шахматные фигуры?» Правильное расположение шахматных фигур на доске перед игрой. Игры «Расставь фигуры правильно», «Найди свое место». Запоминание начальной позиции шахматных фигур. Повторение названий фигур и их особенностей. Раздел 2. «Как ходят шахматные фигуры» (8 занятий) Занятие 5: «Ходит прямо, как солдат – Ладья» Знакомство с ходом ладьи. Упражнения на движение ладьей по вертикали и горизонтали. Игры «Лабиринт для ладьи», «Догони ладью». Наблюдение за передвижением ладьи на демонстрационной доске. Занятие 6: «По диагонали ходит – Слон» Знакомство с ходом слона. Упражнения на движение слона по диагонали. Игры «Слон по диагонали», «Дорожка для слона». Упражнения с разноцветными шахматными досками. Занятие 7: «Прыг, скок, поворот – Конь» Знакомство с ходом коня. Упражнения на движение конем буквой «Г». Игры «Конь прыгает», «Перепрыгни через фигуры». Развитие пространственного воображения. Занятие 8: «Самый сильный – Ферзь» Знакомство с ходом ферзя. Упражнения на движение ферзем по горизонтали, вертикали и диагонали. Игры «Ферзь по полю», «Поймай ферзя». Сравнение ходов ферзя с ходами ладьи и слона. Занятие 9: «Маленький, но важный – Пешка» Знакомство с ходом пешки. Упражнения на движение пешки вперед на одну клетку. Игры «Пешка идет вперед», «Превращение пешки». Обсуждение правила взятия пешкой на проходе. Занятие 10: «Главный – Король» Знакомство с ходом короля. Упражнения на движение короля на одну клетку в любом направлении. Игры «Король идет», «Убереги короля». Обсуждение важности короля в игре. Занятие 11: «Шахматная семья. Кто как ходит» Повторение правил хода всех шахматных фигур. Упражнения на закрепление знаний. Игры «Кто как ходит», «Покажи фигуру». Дидактические игры и задания. Занятие 12: «Шахматные эстафеты» Использование полученных знаний на практике. Интерактивные игры и соревнования. Командные игры и эстафеты с шахматными фигурами. Раздел 3. «Простейшие шахматные приемы» (4 занятия) Занятие 13: «Шах и мат — что это такое?» Знакомство с понятиями «шах» и «мат». Упражнения на определение шаха. Игры «Найди шах», «Сними шах». Разбор простых матовых ситуаций. Занятие 14: «Как забрать фигуру соперника?» Знакомство с правилом взятия фигуры соперника. Упражнения на взятие фигуры. Игры «Забери фигуру», «Поймай слона». Практическое применение навыков. Занятие 15: «Защита своего короля» Упражнения на защиту короля от шаха. Обсуждение вариантов защиты: отступление, взятие атакующей фигуры, закрытие от шаха. Игры «Убереги короля». Развитие навыков принятия решений. Занятие 16: «Шахматная игра» Обучение элементарным правилам шахматной игры. Организация игры на простых примерах. Закрепление полученных знаний на практике. Анализ детских партий. Раздел 4. «Шахматы – это интересно!» (4 занятия) Занятие 17: «Шахматные турниры» Организация шахматного турнира между детьми. Соблюдение правил честной игры. Развитие умения играть в команде. Награждение участников. Занятие 18: «Шахматные головоломки» Решение простых шахматных задач и головоломок. Развитие логического и аналитического мышления. Индивидуальная и групповая работа. Занятие 19: «Шахматные сказки и истории» Чтение и разбор шахматных сказок и историй. Создание собственных шахматных сказок. Развитие творческого воображения. Занятие 20: «Шахматы – игра для всех!» Подведение итогов занятий по шахматам. Развитие позитивного отношения к игре. Вручение дипломов и памятных подарков. Обсуждение планов на будущее. Нужно рассказать о шахматных фигурах так, чтобы дети заинтересовались и поняли их особенности. Примеры: 1. Король: Важный правитель Представьте себе величественное королевство, где всем заправляет король! Он самый главный на шахматной доске. Король носит на голове корону и может двигаться очень осторожно, всего на одну клеточку в любом направлении. Он мудрый и спокойный, но его нужно беречь, ведь без короля игра заканчивается. Это как если бы в сказке пропал самый важный персонаж! Поэтому все вокруг стараются его защитить. Он хоть и важный, но очень неторопливый и осмотрительный. 2. Ферзь: Могущественная волшебница Рядом с королем всегда находится королева. В шахматах ее называют ферзем, и она самая могущественная фигура! Она, как волшебница, может ходить как по прямой дороге, так и по диагонали, на любое количество клеточек. Она ловкая и сильная, способна перелететь через полдоски одним махом! Ферзь — это настоящая сила в шахматах, и ее надо использовать с умом! 3. Ладья: Крепкая крепость На шахматной доске, как и в сказочных королевствах, есть крепости — это ладьи. Они похожи на высокие башни и двигаются очень прямолинейно, как настоящие солдаты. Ладья может ходить только по прямым линиям, вперед, назад, влево и вправо, но не может по диагонали. Она очень сильна в нападении и защите. Представьте, что она как надежная стена, которая защищает королевство от врагов. 4. Слон: Мудрый путешественник Слоны в шахматах — это мудрые путешественники, которые любят ходить только по диагоналям. Один слон ходит только по белым клеточкам, а другой — только по черным. Они, как старые добрые мудрецы, видят всё вокруг по-своему. Слоны могут далеко заглянуть и занять важную позицию на доске, но не могут перескакивать через другие фигуры. Представьте, что это проницательные наблюдатели, которые видят все ходы наперед. 5. Конь: Ловкий скакун Кони в шахматах – это самые ловкие и коварные фигуры. Они, как сказочные кони, ходят необычно: буквой “Г”. Конь может перепрыгивать через другие фигуры, и поэтому он всегда неожиданно появляется там, где его никто не ждет. Он может удивлять и создавать разные хитроумные комбинации! Представьте себе, как он весело скачет по шахматной доске. 6. Пешка: Смелый воин Пешки — это маленькие, но очень смелые воины. В начале игры их много. Они ходят только на одну клетку вперед, но бьют по диагонали. Пешка мечтает дойти до конца доски, чтобы превратиться в любую фигуру кроме короля, даже в ферзя! Это значит, что даже самый маленький воин может стать героем. Представьте, как много маленьких воинов готовы защитить свое королевство. Дополнительные элементы для рассказа:
Цель этого рассказа:
Используя этот подход, вы сможете создать увлекательное введение в мир шахмат, которое будет понятно и интересно даже тем, кто никогда не играл в эту игру. А теперь, давайте разберем понятие «Шах». Представьте, что на шахматной доске король – это как самый важный человек в королевстве, которого все должны защищать. Шах — это когда:
Главное, что нужно запомнить:
Как защитить короля от шаха? Есть 3 простых способа:
Проще говоря: Шах – это как крик «Осторожно!» для короля. Это значит, что он в опасности, и ему срочно нужна помощь. Для чего нужно знать о шахе? Чтобы понимать, как защищать своего короля и нападать на короля противника. Шах – это опасность для короля, от которой нужно уметь защищаться. Аналогия: Представьте, что играете в салки. Шах — это как когда вас кто-то «салит». Вы должны или убежать, или спрятаться, или «посалить» в ответ. Вот так просто можно объяснить, что такое шах. Мат: Конец волшебного приключения! Представьте себе, что шахматная доска — это волшебное королевство, где каждая фигура играет свою роль. И король — самый главный персонаж, которого нужно беречь и защищать. Но бывает так, что не всегда удается его защитить. Мат — это когда…
Это как в сказке:
Что происходит, когда объявляют мат?
Главное, что нужно запомнить о мате:
Почему мат так важен?
Как поставить мат?
В сказочном мире: Мат — это как волшебное заклинание, которое заканчивает сказку. Если это доброе заклинание — то всё будет хорошо, а если нет — то зло победит. Проще говоря: Мат — это когда королю нет спасения, и игра окончена. Аналогия: Мат — это как если бы в игре в прятки вас нашли, и вы больше не можете прятаться. Игра окончена, вы проиграли. Заключение: Мат — это волшебное, но опасное понятие в шахматах. Это не просто удар по королю, это целая история, где есть ловушки, стратегии и хитрости. Это как финал сказки, где победитель получает всё, а проигравший проигрывает всё. Помните, что в шахматах нужно не просто гоняться за фигурами, а стремиться поставить мат королю противника! Это как в сказке — побеждает не тот, кто больше сломал, а тот, кто умнее и хитрее. Это ключ к победе! Рокировка – волшебный ход короля и ладьи Представьте, что король в шахматах – это как главный герой, которого нужно оберегать. А ладья – это его верный защитник, который стоит на краю доски, как крепость. Рокировка – это как секретный ход, который делают король и ладья вместе, чтобы стать сильнее и безопаснее. Это единственный ход в шахматах, когда двигаются сразу две фигуры. Зачем нужна рокировка?
Как делать рокировку? Есть два вида рокировки: 1. Короткая рокировка (в королевском фланге):
2. Длинная рокировка (в ферзевом фланге):
Проще говоря, это как если бы король и ладья поменялись местами, но не совсем обычно, а как бы перепрыгивая друг через друга. Главное, что нужно помнить про рокировку:
Зачем это объяснять детям?
Как помочь детям понять рокировку?
Повторите несколько раз, пока дети не поймут. Зачем нужна рокировка?
Дополнительные советы для рассказа:
Цель этого рассказа:
С помощью этих сказочных объяснений вы сможете доступно и увлекательно рассказать о шахматах даже самым начинающим. И тогда можно не только понять правила, но и почувствовать магию и мудрость этой древней игры. Примеры дидактических игр 1. Игра «Волшебный мешочек» В непрозрачном мешочке прячутся все шахматные фигуры, и по заданию дети по очереди на ощупь ищут определенную фигуру, или достают любую фигуру, называя ее сначала, а затем показывают всем детям. 2. Игра «Что изменилось» Расставить на магнитной доске или поставить на столе 5-6 шахматных фигур. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну фигуру или меняет местами. Ребята говорят, что изменилось. 3. Игра «Найди сходство и различие» 1 вариант Педагог предлагает ребятам сравнить по внешнему виду 2 шахматные фигуры, отметить их сходство и различие. 2 вариант Сравнить две фигуры или группу по тому, кто как ходит, например, ладья и ферзь. 4. Игра «Узнай по описанию» Педагог просит детей отгадать, что это за фигура. Педагог описывает: Она ходит и бьет по вертикали и по горизонтали на любое возможное количество клеток. Она не имеет права ходить по диагонали. Дети отвечают: - ЛАДЬЯ! Педагог описывает далее: Начинает движение в одном направлении, а заканчивает его в другом. Получается след на доске, похожий на букву «Г». Дети отвечают: - КОНЬ и т.д. 5. Игра «Кто в домике живет» Ребенок берет любую фигуру, ставит ее на место и говорит, в каком домике она живет. Например, ладья белая живет в домике А1, слон – СЗ (Слон живет в домике СЗ). 6. Игра «Снежный ком» Расставляются в ряд шахматные фигуры – король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка. Первый ребенок произносит название первой фигуры – король, следующий ребенок произносит название двух фигур – короля и следующего за ним ферзя, третий произносит название сразу трех фигур – короля, ферзя и следующей за ним ладьи и т. д. Последний ребенок должен произнести название всех фигур. 7. Игра «Какой фигуры не стало» В ряд расставляются несколько шахматных фигур, белых и черных; дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит детей закрыть глаза и в это время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать какой фигуры не стало. 8. Игра «Над головой» Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру. Дети должны ее быстро найти и поднять над головой. 9. Игра «Шахматная репка» Садим «репку» — клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» — это король, «бабка» — ферзь, «внучка» — слон, «Жучка» — конь, «кошка» — ладья, «мышка» — пешка. 10. Игра «Полна горница» Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Педагог предлагает ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать сё и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. Примеры стихотворений про шахматные фигуры Шахматная доска Доску правильно клади, На углы всегда гляди, Чтоб у правого угла Клетка белая была. * Линии шахматной доски В поле много есть дорожек. Будь и смел, и осторожен. Вверх пойдешь – по ВЕРТИКАЛИ, Вправо – по ГОРИЗОНТАЛИ. А с угла на угол, вдаль Нас ведет ДИАГОНАЛЬ. * Начальная расстановка фигур Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши храбрые слоны. И еще два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки». Вместе с произношением этого стихотворения, дети надевают маски и встают на шахматное полотно или расставляют фигуры на шахматной доске. * Король любит гладкий, расчищенный путь, В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь, дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле — вот шага длина, Не очень проворен Король – старина. * Представляю вам ферзя – Он помощник короля. У него своя игра: Под контролем вся доска. Но вступать в бой не спешит- За позицией следит. После конницы, слонов Он начать войну готов. * Видимо, ладья упрямая, Если ходит только прямо, Не петляет — прыг да скок, Не шагнет наискосок. Так от края и до края Может двигаться она. Эта башня боевая Неуклюжа, но сильна. Шаг тяжелый у ладьи, В бой ее скорей веди! * Конь – коварная фигура. У него своя натура. Прыг да скок, и сразу в бок, Через головы прыжок! Делает такой кульбит- Взвиться в небо норовит! Вот стоял на поле белом, Перепрыгнул между делом- Поле чёрное под ним. За конём следи чужим! * С диагональю дружит слон, По цвету поле выбирает он. По белому идет — белопольный, По черному — его брат — чернопольный. Шлем острый у слона, Узнаем мы его без труда. * Мы шахматные пешки, в бою не любим спешки, Шагаем лишь вперёд, назад не знаем ход За нами конные полки, за нами короли, ладьи, ферзи и грозные слоны. Налево и направо мы «бить» имеем право А коль в конец доски придём фигуру новую найдём. Изучение нового материала с помощью тематических сказок При помощи сказки, процесс обучения шахматам проходит непринужденно и погружает в фантастический мир, позволяя познакомить детей с шахматными фигурами, их расположением на доске, помогает определить их значимость и познакомить с вариантами ходов.
Закрепление пройденного материала Загадки про шахматные фигуры Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла. (Пешка) * Стою на самом краю, путь откроют – пойду. Только прямо хожу, как зовут – не скажу. (Ладья) * Не живет в зверинце, не берёт гостинцы, По косой он ходит, хоботом не водит. (Слон) * Когда мы встанем в строй, нас спутает любой. Но лишь начнется бой, у каждого путь – свой. (Белопольные и Чернопольные Слоны) * Передвигается не косо и не прямо, А буквой «Г» — так шахматисты говорят. (Конь) * Два братца через грядку смотрят, а подойти друг к другу не могут. (Короли) * Хоть важная фигура – трусливая натура, И ходит лишь на клеточку одну. Других фигур работа — лишь на него охота. Его поймаю и закончу я игру. (Король) * Может он ходить и прямо, и наискосок. Высоко его оценит опытный игрок. (Ферзь) * Восемь дружных стали в строй Стерегут они покой (Пешка) * Хобот-нос в тело врос (Слон) Шахматные викторины Для проведения викторины группа обычно делится на две команды. Каждой команде предлагаются одинаковые по сложности вопросы. Физкультминутки Эти физкультминутки помогут вам сделать занятия по шахматам более динамичными и интересными для детей. Они не только снимут напряжение, но и помогут закрепить знания о шахматном мире, помогут детям отдохнуть, переключить внимание и снять напряжение во время занятий шахматами, а также закрепить некоторые шахматные понятия в движении. Цель: Снять напряжение, переключить внимание детей, закрепить шахматные понятия через двигательную активность. Общие рекомендации:
Примеры физкультминуток: 1. «Шахматные фигуры» Описание: Воспитатель называет шахматные фигуры, а дети имитируют их движения:
Цель: Закрепление знаний о шахматных фигурах и их особенностях. Реквизит: Не требуется. 2. «Шахматная доска» Описание:
Цель: Закрепить понятия о шахматной доске и ее элементах. Реквизит: Не требуется. 3. «Шах-Мат» Описание:
Цель: Закрепить понятия «шах» и «мат». Реквизит: Не требуется. 4. «Собери фигуры» Описание:
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний о шахматных фигурах. Реквизит: Карточки с изображениями шахматных фигур. 5. «Весёлые ходы» Описание: Воспитатель говорит, как ходит шахматная фигура, и дети показывают это в движении:
Цель: Закрепление правил хода шахматных фигур. Реквизит: Не требуется. 6. «Разминка для пальчиков» Описание: Дети выполняют пальчиковую гимнастику: «Наши пальчики играют, в шахматы они шагают»
Цель: Развитие мелкой моторики, снятие напряжения с рук. Реквизит: Не требуется. 7. «Угадай ход» Описание:
Цель: Закрепление знаний о ходах шахматных фигур. Реквизит: Фигуры. Особенности обучения шахматной игре детей старшего дошкольного возраста
Заключение: Обучение шахматам – это увлекательный и полезный процесс, который способствует всестороннему развитию детей. Надеюсь, что эти рекомендации помогут вам организовать интересные и эффективные занятия, которые принесут радость и пользу вашим воспитанникам. Подводя итоги, хочется отметить основные преимущества обучения шахматам детей 5-7 лет:
Мы убеждены, что шахматы — это не просто игра, а мощный инструмент для всестороннего развития личности ребенка. Включение шахмат в образовательный процесс детского сада не только обогащает содержание занятий, но и способствует формированию интеллектуально развитого и успешного поколения. Напутствие педагогам:
Пусть шахматы станут для ваших воспитанников не только увлекательным занятием, но и надежным помощником в развитии их интеллектуальных и личностных качеств! В заключение: Я искренне надеюсь, что данные методические рекомендации помогут вам успешно внедрить обучение шахматам в вашем детском саду. Помните, что вы несете важную миссию — закладываете фундамент для будущего интеллектуального развития наших детей. Желаем вам творческих успехов, вдохновения и радости от общения с вашими воспитанниками! С уважением, Багманян М.М. Список литературы
|