Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Детское прикладное творчество с детьми старшего дошкольного возраста
Занятия с детьми
Автор: Бардина Олеся Юрьевна   
31.01.2025 08:56

Детское прикладное творчество с детьми старшего дошкольного возрастаДетское прикладное творчество с детьми старшего дошкольного возраста

Введение

Прикладное творчество занимает важное место в системе дошкольного образования, содействуя всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста. Оно включает в себя разнообразные техники и виды деятельности, которые помогают детям реализовывать свои творческие способности, развивать мелкую моторику, а также формировать эстетическое восприятие окружающего мира. В процессе создания различных поделок и изделий, дети не только учатся работать с материалами, но и приобретают навыки сотрудничества, общения и самоорганизации.

Цель данной статьи — рассмотреть значение прикладного творчества в дошкольном образовании, проанализировать различные техники, используемые в обучении, и предложить методы и приемы, которые помогут педагогам эффективно организовать творческий процесс

 

Основная часть

В дошкольном образовании существует множество прикладных техник, которые помогают детям развивать творческие способности и навыки работы с различными материалами. Каждая из этих техник способствует формированию у детей не только художественного вкуса, но и важнейших моторных навыков. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Аппликация — одна из самых популярных техник, которую с удовольствием осваивают дети. Она предполагает использование разнообразных материалов, таких как цветная бумага, ткани, фольга и природные элементы. Во время работы над аппликацией дети учатся аккуратности, развивают мелкую моторику и пространственное мышление. Этот вид творчества также показывает детям, как можно комбинировать цвета и формы, создавая новые образы.

Объемные поделки из бумаги, включая квиллинг, оригами и папье-маше, открывают детям двери в мир трехмерного искусства. Квиллинг, предполагающий сворачивание полосок бумаги в различные формы, развивает терпение и усидчивость. Оригами — это искусство складывания бумаги, которое не только требует концентрации, но и учит детей следовать инструкциям. Папье-маше, в свою очередь, позволяет экспериментировать с текстурой и формой, обучая детей основам работы с объемом.

Мозаика помогает развивать как мелкую моторику, так и логическое мышление. Дети, создавая мозаичные картины из различных материалов (пластиковые и деревянные детали, камешки, паетки), учатся визуально воспринимать целостные композиции и работать над их детализацией.

Лепка из глины является отличным способом развить тактильные ощущения и креативность. Работая с глиной, дети учатся создавать объёмные фигуры, что способствует развитию мышления и воображения. Этот процесс также дает возможность детям исследовать свойства материалов, разрабатывать способы решения задач по созданию разных форм.

Роспись декоративных изделий — еще одна техника, вызывающая интерес у детей. Рисуя на керамике, дереве или других поверхностях, они учатся выражать свои чувства и идеи через цвет и форму. Этот вид творчества развивает эстетическое восприятие и внимание к деталям.

Каждая из перечисленных техник обладает уникальными преимуществами и предоставляет детям возможность обучаться в увлекательной и доступной форме.

При организации прикладного творчества в дошкольном образовании педагоги могут использовать разнообразные методы и приемы, которые способствуют активному вовлечению детей в процесс творчества. Эти подходы не только стимулируют креативность, но и помогают развивать у детей важные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и критическое мышление.

Игровые методы являются основой для организации прикладного творчества. Игра способствует формированию положительного отношения к творческой деятельности и помогает детям расслабиться, что особенно важно для стимулирования их воображения. Педагоги могут использовать элементы ролевых игр, в которых детьми создаются необычные образы и сюжеты, основываясь на их опыте и фантазии. Сюжетные игры, такие как «Магазин сувениров» или «Мастерская», позволяют не только заниматься прикладным творчеством, но и развивают у детей навыки общения и кооперации.

Также важно использовать индивидуальные и групповые формы работы. Групповые занятия способствуют обсуждению идей, совместной разработке проектов и обмену опытом между детьми. В то время как индивидуальные занятия позволяют каждому ребенку проявить свою уникальность и следовать собственному ритму. Использование обоих подходов помогает сбалансировать процесс обучения.

Другим не менее значимым приемом является практическое знакомство с различными материалами и технологиями. Дети должны иметь возможность экспериментировать с текстурами, формами и цветами, что позволит им развивать свои художественные способности и навыки работы руками. Педагоги могут организовывать мастер-классы, на которых дети будут знакомиться с новыми техниками — это может быть работа с глиной, создание мозаики из природных материалов или изготовление простой бумаги для аппликации.

Конструктивная обратная связь — очередной важный метод в процессе прикладного творчества. Поощрение и позитивная критика не только помогают детям увидеть свои достижения, но и делают их более открытыми к новым идеям и экспериментам. Важно, чтобы педагог ощущал себя не только наставником, но и партнером в творческом процессе, готовым поддержать каждого ребенка, предлагая конструктивные идеи и советы.

Кроме того, стоит использовать элементы проектного подхода, который позволяет детям работать над долгосрочными задачами. Проекты могут включать создание коллективной выставки, участие в конкурсах или организация тематических праздников. Такой подход развивает у детей умение планировать и реализовывать свои идеи, воспитывает настойчивость и усидчивость.

Методы и приемы работы с детьми в области прикладного творчества должны быть разнообразными и гибкими, позволяя каждому ребенку раскрыть свой потенциал. Создавая увлекательную и поддерживающую среду, педагоги могут воспитать в детях любовь к творчеству и формировать у них уверенность в своих способностях.

Заключение

Прикладное творчество в дошкольном образовании играет ключевую роль в развитии детей, формируя креативность, моторику и эстетическое восприятие. Этот вид деятельности не только способствует самовыражению, но и закладывает основы для дальнейшего обучения и социализации.

Эффективная работа педагогов, направленная на создание поддерживающей и вдохновляющей атмосферы, использование разнообразных методов и технологий, помогает детям активно включаться в процесс творчества. Занятия становятся не только увлекательными, но и образовательными, развивая навыки взаимодействия и самостоятельного мышления.

Внедрение прикладного творчества в образовательный процесс формирует у детей уверенность в своих силах, стимулирует любознательность и желание исследовать окружающий мир. Таким образом, создание подходящей среды для художественной активности становится важным шагом к воспитанию креативных и адаптивных личностей, готовых к новым вызовам и возможностям в жизни.

Список литературы:

  1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. — 2003 — №6. — С.57-67.
  2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей). М.: «Мозаика-Синтез», 2006.
  4. Соломенникова О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). -М.: «Мозаика-Синтез», 2006.
  5. Чусовская А.Н. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ. — М.: Аркти, 2011.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 3 (365) выйдет
2 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год