Семинар-практикум для педагогов «Как говорить с родителями о нежелательном поведении ребенка?» |
Воспитание | |||
Автор: Поморцева Ольга Александровна | |||
01.02.2025 22:49 | |||
К сожалению, порой педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам. Конфликты могут вызывать у нас много эмоций, таких как гнев, страх, разочарование, тревога и т.д. Часто эти эмоции могут стать причиной того, что мы теряем контроль над собой в конфликтной ситуации, что может привести к более серьезным проблемам. Как их избежать? Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество.
Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться. Сначала необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс. Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна — развивать ребенка. Техника «Активное слушание» Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения. Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта. Рассмотрим особенности работы четырех техник:
Техника «От негатива к позитиву». По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они незначительные. Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе. Примеры перефразирования смотрите в таблице. Пример замены негативного обращения на позитивное Пример замены негативного обращения на позитивное Негативная форма «Ваш ребенок плохо себяведет. Он дерется с другими детьми».
Позитивная форма «Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми». Негативная форма «Ваш ребенок слишком активный, неусидчивый, непослушный». Позитивная форма «Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим.Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворенное состояние». Негативная форма «У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!» Позитивная форма «Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать». Принципы взаимодействия педагога с родителями.
Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем».
В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам. Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте. Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась — забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы. Техника «Речевые штампы для сотрудничества». Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы...», «Я прошу...». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей: «Вы не замечали, что в последнее время...»; «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?». В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»: «Вы знаете, меня очень тревожит, что...»; «Я начинаю беспокоиться...»; «Мне бы хотелось позаботиться...». Далее предложите родителям совместный поискрешения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например, скажите: «Давайте вместе попробуем поступить...»; «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в...»; «Мы с Вами могли бы помочь Саше в...»; «Как мы можем помочь Вам в том, чтобы...». Техника «Речевой стиль "адвокат"». Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля:
- «Я — воспитатель, и моя профессиональная задача — дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».
|