Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар-практикум для педагогов «Как говорить с родителями о нежелательном поведении ребенка?»
Воспитание
Автор: Поморцева Ольга Александровна   
01.02.2025 22:49

Семинар-практикум для педагогов «Как говорить с родителями о нежелательном поведении ребенка?»Семинар-практикум для педагогов «Как говорить с родителями о нежелательном поведении ребенка?»

К сожалению, порой педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге.

Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.

Конфликты могут вызывать у нас много эмоций, таких как гнев, страх, разочарование, тревога и т.д. Часто эти эмоции могут стать причиной того, что мы теряем контроль над собой в конфликтной ситуации, что может привести к более серьезным проблемам. Как их избежать?

Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество.

 

Скаать конспект

Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.

Сначала необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.

Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна — развивать ребенка.

Техника «Активное слушание»

Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения.

Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта.

Рассмотрим особенности работы четырех техник:

  • «От негатива к позитиву»
  • «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»
  • «Речевые штампы для сотрудничества»
  • «Речевой стиль "адвокат"»

Техника «От негатива к позитиву».

По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они незначительные.

Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе. Примеры перефразирования смотрите в таблице.

Пример замены негативного обращения на позитивное

Пример замены негативного обращения на позитивное

Негативная форма

«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми».

 

Позитивная форма

«Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми».

Негативная форма

«Ваш ребенок слишком активный, неусидчивый, непослушный».

Позитивная форма

«Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворенное состояние».

Негативная форма

«У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!»

Позитивная форма

«Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать».

Принципы взаимодействия педагога с родителями.

  1. Доброжелательный стиль общения
  2. Индивидуальный подход
  3. Сотрудничество, а не наставничество
  4. Открытость

Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем».

 

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась — забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

Техника «Речевые штампы для сотрудничества».

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы...», «Я прошу...». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:

«Вы не замечали, что в последнее время...»;

«Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».

В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:

«Вы знаете, меня очень тревожит, что...»;

«Я начинаю беспокоиться...»;

«Мне бы хотелось позаботиться...».

Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов.

Например, скажите:

«Давайте вместе попробуем поступить...»;

«А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в...»;

«Мы с Вами могли бы помочь Саше в...»;

«Как мы можем помочь Вам в том, чтобы...».

Техника «Речевой стиль "адвокат"».

Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям.

Примеры фраз речевого стиля:

  • «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход»
  • «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»
  • «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»

- «Я — воспитатель, и моя профессиональная задача — дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год