Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании дошкольников.
Воспитание
Автор: Шишкина Наталья Николаевна   
05.02.2025 09:05

Формы взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании дошкольников.Формы взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании дошкольников.

Шишкина Наталья Николаевна МБДОУ детский сад №5 с. Кневичи, Артёмовский городской округ

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. С. Макаренко)

Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

С первых дней мы стремимся узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. В первые посещения воспитатели детского сада начинают знакомиться с условиями семейного воспитания каждого ребенка. В беседе с родителями педагог начинает разговор о том, к какому режиму привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет.

 

Воспитатель должен быть всегда с добрыми намерениями. Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о своих трудностях, просят совета. Педагог — это ведь еще и психолог.

Система взаимодействия между педагогами ДОУ и семьями воспитанников строится на основании следующих форм работы:

- Коллективная работа. Она предполагает организацию родительских собраний для обсуждения конкретных вопросов и проблем воспитания детей, ознакомления родителей с методами и формами воспитательной работы в ДОУ, а также теми методами, которые могут быть применены в домашних условиях. Сюда также входит проведение конференций, на которых выступаю специалисты конкретной области, освещая вопросы психического развития детей, социальной адаптации, влияние семейной обстановки на гармоничное развитие ребенка и иные проблемы и аспекты воспитания и развития ребенка.

- Индивидуальная работа. Она ориентирована на просвещение отдельных родителей по отдельным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка. Сюда входят беседы и консультации родителей. Педагог может вызвать родителя, если у него возникают какие-то вопросы к нему, по ходу наблюдения за поведением ребенка, если у ребенка имеются какие-то проблемы во взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями. Если родитель желает что-то узнать о своем ребенке, разрешить какую-то проблему, решить вопрос с воспитанием, то может обратиться к педагогу за помощью. Кроме того, беседа с родителями может быть инициативой самого ребенка, когда его беспокоит какая-то семейная проблема, обстановка, ситуация и он желает ее разрешить, прося помощи у педагога.

- Индивидуальные консультации позволяет выявить причины того или иного поведения дошкольников, выбрать методы оптимального педагогического воздействия и просто сближают педагога с родителями и иными опекунами воспитанников. На консультации возможно приглашение каких-то специалистов, как для самого родителя, так и для ребенка.

- Наглядная работа. Она связана с созданием досок объявлений для родителей, проведение дня открытых дверей, создание выставки работ детей, создание творческих мероприятий, на которых дети демонстрируют свои достижения.

- Информационно-аналитическая работа. Она связана с проведением опросов родителей, заполнением анкет, прохождением тестов. Это необходимо педагогу для диагностирования семьи и семейной обстановки каждого воспитанника, знания мнений родителей в отношении какой-то текущей проблемы, взглядов на конкретные воспитательные мероприятия и т.д.

- Досуговая деятельность. Она связана с проведением совместных мероприятий с родителями и детьми: отмечание праздников, походы, прогулки, поездки, экскурсии, проведение детских утренников, семейные вернисажи.

- Проектная деятельность как способ повышения педагогической компетентности родителей. Применение метода проектов в образовательной работе ДОУ обусловлено его огромным воспитательным потенциалом. Использование проектов хорошо тем, что они обеспечивают развитие ребенка, помогают включить в воспитательный процесс родителей, обеспечить им психолого-педагогическую поддержку и повысить их педагогические знания и навыки в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Метод проекта используется педагогами в качестве формы работы с родителями. Его применение нацелено на развитие у родителей заинтересованности родителей в полноценном гармоничном развитии их чада, усвоении им социального опыта, а также формирование собственной педагогической позиции родителей, которая помогает понять своего ребенка и сформировать с ним продуктивное взаимодействие.

Проекты формируются по разным тематикам. Родители и дети могут сами вносить предложения и идеи по теме и способам реализации того или иного проекта дошкольной организации. Проекты могут быть социальной направленности т.е. ориентированы на рассмотрение и решение значимых социальных задач, могут затрагивать вопросы семейного уклада, взаимоотношений и воспитания. Главное условие проектной деятельности – участие в ней родителей воспитанников. Именно они должны извлечь из проекта максимум полезной информации и повысить свою педагогическуюкомпетентность.

-Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

-Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новыеистины.

Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетенции педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии специалистов и родителей, при условии открытости детского сада.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год