Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитание
Автор: Шапиева Заира Магомедовна   
07.02.2025 22:04

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья и семейное воспитание играет одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших ценностей, созданных человечеством. Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании детей дошкольного возраста. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе, садику (учителям, воспитателям, психолога, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.

 

Дошкольный возраст — это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Именно в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт миру. Он воспринимает добро и зло, пытаясь с помощью взрослых сделать свои выводы и суждения о многих предметах и явлениях, которые его окружают. Отношения между родителями и детьми — решающий момент социализации. Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Сюда следует также отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная — самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, — это творение человека. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо — опыт еще очень мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей обеспечивает семья. Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада. Работа с семьей – важная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на установление единства семейного и общественного воспитания.

В работе с семьей решаются следующие задачи:

  • педагогическое просвещение родителей;
  • изучение условий жизни и воспитания в каждой семье, выявление и пропаганда лучшего опыта;
  • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьей давала действенные результаты, способствовала повышению уровня ее педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, планомерно, систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный подход на основе знания каждой семьи и ребенка. Большое значение имеет и характер взаимоотношений воспитателя и других работников учреждения с родителями. Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы любое мероприятие — беседа, доклад, стенд, оформленный для родителей, — было направлено на достижение определенной цели. Педагогическое просвещение родителей наиболее действенно тогда, когда оно носит конкретный характер. Воспитатели помогают родителям понять, как следует семье применять общие теоретические и методические положения, изложенные в докладах, лекциях, беседах и советах. Чтобы давать родителям советы и рекомендации, воспитатель должен хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, условия жизни и воспитания в семьях. Немаловажное значение имеет характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями. Эти взаимоотношения должны быть доброжелательными и дружескими.

В процессе реализации плодотворных и доброжелательных взаимоотношений нами были проведены следующие формы общения с семьями воспитанников, такие как:

  1. Родительское собрание в формате "Круглый стол" — где в нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания (с обязательным участием специалистов). Также координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.
  2. Тематические консультации – цель, которых ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультаций посвящаются трудностям воспитания детей.
  3. Открытые занятия для родителей с детьми в ДОУ – для знакомства со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
  4. Семейный Клуб для родителей воспитанников "Давайте вместе" – для установления между педагогами и родителями доверительных отношений.
  5. Мастер-классы "Изготовление книжки малышки", "Театр дома", "Игрушка для ёлочки", "Пряничный домик" — для совместной деятельности родителей с детьми. 6. Вовлечение семей в проектную деятельность, в такие как "Семейные традиции", "Генеалогические Древа семьи", "По дорогам сказок", "Покормите птиц зимой", "Мамины помощники", "Огород на подоконнике" — где родители являются полноправными участниками образовательного процесса.

Дети и родители получили огромное удовольствие от совместной деятельности в детском саду. Эффективные формы работы с родителями дали положительные результаты. Родители увидели личную заинтересованность воспитателей в судьбе их ребенка и прониклись доверием.

Анализ анкетирования, проведенного в начале и в конце учебного года, в целях оценки качества педагогической деятельности, показал значительный рост заинтересованности родителей к жизни детского сада и к результатам детской творческой деятельности. Увеличился рост посещаемости родительских мероприятий и инициатива со стороны родителей по проведению новых форм общения семей группы. Осознание родителями значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

Также анкетирование помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год