Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста
Воспитание
Автор: Филиппова Марина Сергеевна   
08.06.2022 09:22

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного возрастаСказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста

Автор: Филиппова Марина Сергеевна

Место работы: МАОУ Домодедовская СОШ №12, Город Домодедово

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема использования сказки в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Определены такие понятия, как «дошкольный возраст», «сказка», «метод», «сказкотерапия».

Ключевые слова: дошкольный возраст, воспитание, сказка, сказкотерапия.

Одним из средств воспитания детей-дошкольников является сказкотерапия, которая широко используется в работе педагогов и психологов. Это связано с тем, что сказкотерапия считается самым древним методом воспитания и учения.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что через восприятие сказок происходит воспитание дошкольников, а также расширение детского кругозора, формирование нравственных и этических качеств, развитие творческих способностей. Отказ от использования сказок является заметным упущением со стороны родителей и воспитателей.

Согласно трактовке Закона «Об образовании в РФ», воспитание является деятельностью, которая направлена на развитие личности, а также создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения [1].

 

Только при совместной деятельности семьи и ДОО возможно воспитать гармоничную, самодостаточную личность, способную самостоятельно решать жизненно-важные задачи и успешную подготовку к завершающему этапу социализации – взрослой жизни [2].

Период дошкольного детства по праву считается периодом, когда активно развивается детское воображение. Оно находит своё отражение в чтении и в игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью дошкольника [5].

Детям дошкольного возраста особенно нравятся сказки, которое занимают прочное место в жизни каждого ребёнка. В связи с этим, многие исследователи считают, что дошкольный возраст – это «возраст сказок» [4].

Сказка сопровождает ребёнка с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни. Именно со сказки начинается знакомство ребёнка с прекрасным миром литературы, с миром многогранных человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром [6]. Сказка является устно-поэтическим рассказом, который содержит в себе фантастический вымысел [7].

Роль сказки в воспитании и обучении дошкольников очень велика. Благодаря сказке у ребёнка формируются нравственные ценности (сказка показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим), любовь к чтению, развивается умение общаться, а также развивается эмоциональная сфера [3].

Благодаря чтению сказок речь детей становится более эмоциональной и образной, потому что дошкольники начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из того произведения, которое они прочитали, а также могут включать его сюжет в свою игру. Язык сказки доступен для понимания ребёнком-дошкольником. Сюжет сказки наполнен загадками и интересен, благодаря чему развивается детское воображение [8].

Благодаря чтению сказки ребёнок-дошкольник познаёт мир, особенности взаимоотношений между людьми, проблемы, которые возникают в жизни людей. Например, в сказках достаточно часто главные герои оказываются перед сложным выбором или на распутье. Как правило, им предлагается три пути решения проблемы. Стоит отметить, что и в реальной жизни любой человек сталкивается с выбором: простым или сложным. Читая сказку, дошкольник осознаёт, как выйти из той или иной трудной ситуации [10].

Ещё одной воспитательной особенностью сказки является обращение внимания ребёнка на прекрасный мир окружающей нас природы, ведь почти все сказочные сюжеты происходят на фоне природы. Например, «белая берёзонька», «чисто поле», «травушка-муравушка», «крутой бережок», «быстрая реченька» и др. Исследования, посвящённые воспитанию у детей бережного отношения к природе (В. Д. Сыч, В. Г. Фокина), показали, что возникновение интереса к окружающей природе является наиболее ценным в развитии личности дошкольников.

Сказкотерапия – это метод развития личности, который объединяет в себе различные приёмы и формы воспитания и обучения [13].

В дошкольной педагогике метод представляет собой ряд способов деятельности детей и педагога, направленных на достижение определённых педагогических целей и задач.

Согласно буквальной трактовке понятия, «сказкотерапия» – это «лечение сказками». Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждала, что сказкотерапия – это некая система воспитания, которая включает в себя целый ряд способом и приёмов передачи знаний человеку. В то же время, сказкотерапия открывает уже имеющиеся в душе человека знания [3].

Сказкотерапия обладает следующими преимуществами:

  1. Образы в сказках открывают перед ребёнком-дошкольником жизненный опыт других поколений человечества (например, борьба добра и зла, жизненные трудности и их преодоление и др.).
  2. В сказках отсутствуют прямые назидания и нравоучения.
  3. В сказке добро всегда побеждает зло, что даёт дошкольнику чувство защищённости: он знает, что всегда всё закончится благоприятно, а испытания, которые проходят герои, делают их только умнее, мудрее, сильнее, выносливее, добрее и др. Понимание этого приведёт к осознанию, что все жизненные трудности способствуют внутреннему росту человека.
  4. Главный герой в сказке является собирательным образом, что даёт возможность ребёнку-дошкольнику проще идентифицировать себя с ним и стать участником всех сказочных событий.
  5. Основа сказки – то тайна, волшебство и интриги. Всё это способствует лучшему усвоению смысла и содержания сказки, делает е интересной и занимательной для ребёнка-дошкольника [9].

Сказкотерапия как метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста содержит в себе многообразные приёмы и формы работы. Рассмотрим их подробнее (табл. 1).

Таблица 1 – Приёмы сказкотерапии и их характеристика

Приём

Характеристика приёма

Анализ сказки

Целью является объяснение сказочного сюжета, поведения героев, решения сказочной проблемы и др. Используя данный приём, можно задавать детям такие вопросы, как «О чём эта сказка?», «Какой герой понравился больше всего?», «Почему герой поступил именно так?», «Что произошло бы с героями, если бы они поступили иначе?» и другие вопросы.

Решение сказочных задач

Ребёнку-дошкольнику предлагается решить какую-либо сказочную задачу с помощью различных решений. Например, «Как рассмешить Царевну-несмеяну?».

Рассказывание сказки

Данный приём способствует развитию воображения и фантазии. Задание: рассказать сказку от первого или третьего лица, например, от имени других героев. Например, сказку о Колобке рассказывает Баба Яга, лиса или пень.

Переписывание сказок

Данный приём используется в том случает, когда дошкольнику не нравится сюжет, исход сказки. С помощью переписывания сказки ребёнок сам выбирает выход из сложившейся сказочной ситуации.

Изготовление кукол

Процесс изготовления куклы чрезвычайно важен в сказкотерапии. Изготовление куклы – это медитация. В то же время, у дошкольников развивается мелкая моторика рук, способность к концентрации внимания, воображения и фантазия.

Постановка сказки с помощью кукол

Работа с куклой даёт ребёнку понять, что все действия отражаются на её поведении. Это способствует тому, что дошкольник начинает корректировать свои действия и движения. Следует отметить, что работа с куклой помогает ребёнку проявить те эмоции, которые он не может проявить, например, боится или стесняется. Манипулирование куклами, также, позволяет

снять нервное напряжение.

Сочинение сказок

Данный приём способствует развитию воображения у ребёнка-дошкольника. Дети самостоятельно придумывают персонажей, отожествляя себя с ними, а также создают такие ситуации и трудности, с которыми сталкиваются в реальной жизни сами.

Рисование по мотивам сказки

Сначала дети рисуют сюжет сказки, её героев, их поведения и действия, а затем объясняют почему они нарисовали именно это.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – URL: http: //base. consultant. ru. – (дата обращения: 17. 02. 2022).
  2. Аверина В.А. Развитие личности ребёнка от семи до семнадцати [Текст] / В.А. Аверина. – М.: Генезис, 2016. – 232 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству: (теория и практика сказкотерапии): кн. для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 1998. – 349 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2010. – 235 с.
  5. Краевский В.В. Общие основы педагогики [Текст] / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2018. – 256 с.
  6. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. – М.: Акад. Проект, 2001. – 220 с.
  7. Одинцова М.А. Сказкотерапевтические технологии в психологическом тренинге: учеб. и практикум для вузов [Текст] / М.А. Одинцова. – М.: Юрайт, 2020. – 309 с.
  8. Сказка как источник творчества детей: пособие для пед. дошк. учреждений / науч. ред. М. М. Безруких; Центр здоровьесберегающих пед. технологий Нижегород. гос. архитектурно-строит. ун-та. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 287 с.
  9. Ткач Р.М. Индивидуальное и супружеское консультирование с помощью сказки «Царевна-лягушка» [Текст] / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь, 2010. – 91 с.
  10. Тренинг по сказкотерапии. Развивающая сказкотерапия: сб. прогр. по сказкотерапии / под. ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2000. – 254 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год