Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) «Весенние явления природы»
Занятия по теме "Весна"
Автор: Меньшенина Алёна Александровна   
14.05.2025 05:54

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) «Весенние явления природы»Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) «Весенние явления природы»

Возрастная группа: первая младшая (2–3 года)

Цель: формирование представлений о характерных весенних явлениях природы через интеграцию познавательной, речевой и игровой деятельности.

1. Вводная часть (организационный этап) Задачи:

  • Активизировать внимание детей.
  • Создать эмоциональный настрой на тему занятия.
  • Ввести базовые термины: таяние, проталина, почка, первоцвет.

Методы и приемы:

  • Сюрпризный момент: в группу вносится корзина с предметами, символизирующими весну (искусственная ветка с почками, пластмассовое солнце, игрушечный грач).
  • Вопросы: «Что это?», «Когда это бывает?» – стимулируют речевую активность.
  • Пальчиковая гимнастика ( «Капель»):

Кап-кап-кап (постукивание пальцами по столу), Тает снег (плавные движения руками), Пришла весна (руки вверх).

Ожидаемый результат: дети проявляют интерес, повторяют движения, пытаются называть предметы.

2. Основная часть (познавательный и игровой блоки)

 

2. 1. Изучение весенних явлений Задачи:

  • Познакомить с тремя ключевыми признаками весны:
  1. Увеличение продолжительности светового дня.
  2. Изменение состояния снежного покрова (таяние, образование проталин).
  3. Появление первых растений и животных (грачи, подснежники).

Методы:

  • Наблюдение за иллюстрациями (серия картинок «Весна пришла»): o Акцентировать внимание на деталях: «Снег стал рыхлым», «Солнце светит дольше», «Птицы строят гнезда».
  • Эксперимент «Тепло-холодно»:
  • Дети трогают снег (заранее принесенный в емкости) и наблюдают его таяние в теплом помещении.
  • Дидактическая игра «Найди первоцвет»:
  • Среди изображений цветов (ромашка, одуванчик, подснежник) выбрать те, что появляются весной.

Терминологическая работа:

  • Проталина – место, где растаял снег и показалась земля.
  • Почка – «домик» для листочка, который раскроется теплом.

2. 2. Развитие речи Задачи:

  • Обогатить словарь существительными (сосулька, ручей), глаголами (тает, прилетают), прилагательными (теплый, мокрый).
  • Тренировать составление простых предложений ( «Солнце греет», «Снег тает»).

Методы:

  • Чтение стихотворения Е. Благининой «Весна»:

«Улетели снегири…» – выделение ключевых слов.

  • Игра «Закончи фразу»:
  • Воспитатель: «Солнце светит…», дети: «ярко».

2. 3. Подвижная игра «Солнышко и дождик» Правила:

  • По команде «солнышко» – дети бегают, «дождик» – прячутся под «зонтик» (ткань, держатая воспитателем).
  • Рефлексия: обсуждение, почему весной часто идет дождь.

3. Заключительная часть (рефлексия) Задачи:

  • Закрепить полученные знания.
  • Оценить эмоциональное состояние детей.

Методы:

  • Вопросы:
  • «Что тает весной?» (снег, лед).
  • «Кто прилетает из теплых стран?» (грачи, скворцы).
  • Арт-терапия: раскрашивание шаблонов «Весеннее солнце» (используются желтый и красный цвета).

Критерии успешности:

  • Ребенок узнает и называет 1–2 весенних явления.
  • Проявляет положительные эмоции при упоминании весны.

Методические рекомендации 1. Индивидуальный подход:

  • Для детей с низкой речевой активностью использовать упрощенные вопросы ( «Покажи, где солнце?»).

2. Безопасность:

  • Исключить реальные сосульки в эксперименте – заменять на лед из морозильника.

3. Расширение темы:

  • На прогулке обращать внимание на признаки весны (лужи, почки на кустах).

Связь с другими образовательными областями:

  • Физическое развитие: подвижные игры на свежем воздухе.
  • Художественно-эстетическое: лепка «Солнышко» из пластилина.

Заключение

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей 2–3 лет: преобладание наглядно-действенных методов, частая смена деятельности, акцент на сенсорное восприятие. Материал способствует формированию первичных естественно-научных представлений и развитию речи в соответствии с ФГОС ДО.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 17 (379) выйдет
13 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год