Фронтальное интегрированное коррекционно-развивающее занятие по развитию лексико-грамматического строя речи «Путешествие в весенний лес» для детей среднего дошкольного возраста с ТНР |
Занятия по теме "Весна" | |
Автор: Соколова Светлана Викторовна | |
30.04.2025 09:23 | |
Цель: создание условий для развития лексико-грамматического строя речи, обобщения знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Задачи: Обучающие:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
Материалы и оборудование: разрезные картинки, тучки для дыхытельной гимнастики, конверты, корзина, фломастеры, картинный материал ( «Кто, где живёт»), карточки с угощениями для животных, смайлики для рефлексии, прищепки, ёлка, телефон, колонка. Предварительная работа:
Ход КРЗ 1. Вводная часть. Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте их поприветствуем: Доброе утро, добрый час! Мы приветствуем всех вас! Логопед: Дети, присядьте на стульчики. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? …… Назовите весенние месяцы… Признаки весны… Предположительные ответы детей – «Весной снег тает, на реке проталины, солнце светит ярче, стало теплее, дни становятся длиннее. Бегут звонкие ручьи. Заканчивается зимняя спячка зверей». Звучит оповещение об смс-сообщении Логопед: Ребята, мне пришло голосовое сообщение, давайте послушаем? (прослушивание сообщения) Здравствуйте, дорогие ребята! Я – лесной гномик, Спешу сообщить вам о том, что В нашем лесу случилась беда! Срочно приходите! Срочно помогите! Злой волшебник напугал, Бедных животных заколдовал! Забыли звери, где им жить И что им есть? Малыши их разбежались, Они ж несчастные остались. Выручайте, поспешите, От беды их отведите! Письмо с заданиями найдите! 2. Основная часть. Логопед: Ребята, вы готовы помочь животным? (предположительный ответ детей – «Да») Логопед: Тогда нам нужно отправиться с вами в весенний лес! (предположительный ответ детей – «Да») Логопед: Давайте вместе проговорим слова «Один, два, три в лес весенний попади» (дети поворачиваются вокруг себя) … Звучит запись «Звуки леса» Логопед: Вот мы и оказались в лесу. Ребята, как в здесь темно, ничего не видно. Посмотрите, небо затянули тучи, давайте их разгоним. Как мы можем тучи разогнать? Упражнение на дыхание «Солнышко и тучки» Логопед: В ветерок всех превращаю, Дуть на тучки разрешаю. (Следить: губки дудочкой, плечи не поднимаются, щеки не надуваются) Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Все тучки разогнали. Посмотрите, ребята, кто-то оставил корзину (под деревом лежит корзина с письмом) Логопед: Какой большой и красивый конверт с письмом, давайте прочитаем. Учитель-логопед читает: «Дорогие, друзья, чтобы помочь животным, вам нужно выполнить задания!» Логопед: Ну что ж, ребята, вы готовы выполнить задания? (предположительный ответ детей – «Да») Тогда начнём! (дети подходят к первому столу, на котором лежат конверты) Логопед: Каждый возьмите по конверту, достаньте детали и соберите разрезную картинку. Кто у вас получился? (учитель-логопед спрашивает каждого ребенка, просит детей говорить полным предложением) Артикуляционная гимнастика У меня получился волк..... (Верхнюю губу прикусить нижними зубами) У меня получился заяц… (Нижнюю губу покусать верхними резцами) У меня получился Мишка. Мишка слизывает мед (Облизать сначала верхнюю губу, затем облизать нижнюю губу). У меня получилась белка. Белочка цокает (Щелкать языком, изменяя форму рта) Логопед: Ребята, одним словом это какие животные? (предположительный ответ детей – «Дикие») Логопед: Почему их называют дикими? (ответы детей) Логопед: Расскажите о жизни диких животных весной (предположительные ответы детей – «Взрослые звери линяют, зимняя шерсть заменяется на летнюю, а белка и заяц изменяют и цвет своей шубки. Заяц меняет белую зимнюю шубку на летнюю серую, белка — пушистый серый мех меняет на рыжий летний») Логопед: Молодцы! Следующее задание: Животные потеряли своих детёнышей. Помогите их найти. Физкультминутка – Игра «Назови детёныша» Логопед: Я начинаю, а вы заканчиваете предложение. Однажды раннею весной. Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал …… (предположительный ответ детей – «Лосенок») За мамой-лисицей крался … (предположительный ответ детей – «Лисенок») За мамой-ежихой катился ……… (предположительный ответ детей – «Ежонок») За мамой-медведицей шел ……… (предположительный ответ детей – «Медвежонок») За мамою-белкой скакали…… (предположительный ответ детей – «Бельчата») За мамой-зайчихой косые ……… (предположительный ответ детей – «Зайчата») Волчица вела за собою маленьких ………… (предположительный ответ детей – «Волчат») Все мамы и дети напиться хотят. Логопед: Молодцы, ребята! Идём дальше. Следующее задание: Вам нужно разобраться кто, где живёт? (работа в парах – задание на карточках, соединить линией животное и его жилище) Логопед: Проверяем. Начните ответ со слов «Белка живёт в дупле» Кто живет в дупле? (Предположительные ответы детей – «Белка живёт в дупле. Лиса живёт в норе. Медведь …, Заяц …, Волк»). Логопед: Итак, вы рассказали животным где они живут. Осталось выполнить последнее задание. Вам нужно подобрать угощение для животных. Воспитатель: Ребята, на столе угощения для животных. Посмотрите на карточки, кого мы будем сейчас угощать? (предположительный ответ детей – «Белку и зайца») Воспитатель: Чем угостим белку? (предположительный ответ детей – «Орехами») Чем угостим зайца? (предположительный ответ детей – «Морковкой») Воспитатель: Выложите белке 5 орехов (дети выполняют задание) Зайцу положите столько же морковок, сколько орехов у белки (дети выполняют задание) Что можем сказать про количество орехов и морковок? (предположительный ответ детей – «Их поровну») Сколько орехов? (предположительный ответ детей – «5») Сколько морковок? (предположительный ответ детей – «5») Какой цифрой можно обозначить количество орехов? Морковок? (предположительный ответ детей – «Цифрой 5») Воспитатель выкладывает рядом карточку с цифрой 5 Воспитатель: Молодцы! Угостили зайца и белку. В моей корзинке ещё есть угощения (воспитатель показывает карточку — баночка с мёдом) Воспитатель: Кого можем угостить? (предположительный ответ детей – «Медведя») Ягодами? (предположительный ответ детей – «Волка») Грибами (предположительный ответ детей – «Ежика») Звучит оповещение об смс-сообщении Логопед: Дети, мне пришло сообщение. Давайте послушаем. «Дорогие, ребята! Спасибо вам за помощь! Вам удалось расколдовать наших животных! Теперь они знают, где им жить, чем питаться. Довольные и счастливые играют со своими детёнышами». Логопед: Ребята, молодцы, помогли животным, а нам пора возвращаться в детский сад: «Один, два, три в детский сад попади» (дети поворачиваются вокруг себя) … 3. Заключительный этап. Рефлексия. Логопед: Ребята, где мы сегодня побывали? Кому мы помогали? Вам понравилось занятие? Какое задание понравилось больше? А какое задание вызвало затруднение? (ответы детей) Логопед: Если вам занятие понравилось и не возникло затруднений, то прикрепите лучик к весёлому смайлику. Если у вас возникли затруднения, то прикрепите лучик к смайлику без улыбки.
|