| Роль театрализованной деятельности в коррекции речи и эмоционально-волевой сферы детей в возрасте 6 – 7 лет |
| Театральные занятия | |
| Автор: Михайлова Анна Александровна | |
| 31.10.2025 13:10 | |
|
Современная методика коррекции речи и эмоционально-волевой сферы детей располагает большим арсеналом разнообразных форм организации деятельности детей: это экскурсии, уроки-наблюдения, дидактические игры, художественное чтение, рассказывание, беседы, игры-инсценировки, игры-занятия, игры-драматизации, ознакомление с окружающим и др.. Особое место в работе с детьми занимает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность, как правило, осуществляется в дошкольном образовательном учреждении – в целях речевого и эмоционального развития детей в возрасте 6-7 лет по ФГОС. Эти занятия помогают развитию не только речи, но и коммуникативных умений ребёнка, формируют грамотный разговора и логическое мышление. В ходе театрализованной деятельности реализуется несколько целей.
Для развития речи в возрасте 6 – 7 лет могут использоваться различные средства. Используются как традиционные методы развития речи, такие как беседа, художественное чтение, рассказы, экскурсия, знакомство с окружающей средой, так и методы, получившие распространение относительно недавно — это уроки-наблюдения, дидактические игры, игры-инсценировки, игры-драматизации, театрализованные представления. Это разнообразие направлено на то, чтобы максимально полно охватить мир ребёнка, и самому с разных сторон помочь ему в развитии речевой активности. Дети в возрасте 6-7 лет уже наряду с распространенной дидактической игрой способны самостоятельно играть. И для этого используются творческие игры: игры-инсценировки, игры-драматизации, театрализованные представления и так далее. Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. Одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе можно строить в следующей последовательности: сначала сам воспитатель проигрывает предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагает детям говорить за персонажей [58]. И только после того, как дети запомнили содержание, можно предлагать игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводятся подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству. Важным условием развития речи является то, что занятия происходят постоянно и носят как направленный, так и ненаправленный характер. То есть развитие речи происходит как в повседневной деятельности, в самостоятельной игре, так и на специально организованных мероприятиях. Повсеместно за счёт знакомства со средой, с другими людьми, с животными дети узнают много нового, и также расширяется их словарный запас, они обучаются обобщению. В то время как у детей в возрасте 6 – 7 лет накапливается багаж знаний относительно мира и того что их окружает, организация познавательной деятельности способствует анализу увиденного, услышанного, за счет специально построенных бесед и активизации функции общения. Кроме того, важным условием нужно назвать наблюдение за ребенком — у ребенка происходит развитие мышления, речи и других познавательных процессов. Он постоянно контролируется, констатируется происходящее с ним, и учитывается информация. Еще одним педагогическим условием развития речи, речевой активности детей является использование наглядности. В данном случае это могут быть сюжетные картины, различные предметы. То есть это обучение операции обобщения развиваются за счёт театрализованной деятельности, как и с помощью дидактических игр. Ребёнок обучается самостоятельно формировать свои суждения. Также наглядность как педагогическое условие проявляется в том, что ребёнок ещё не воспринимает рассказ просто на слух, ему требуется показать героя, показать определенную ситуацию, и только в таком случае сказка становится живой, а рассказ понятным. В итоге происходит развитие практически всех познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Итак, более сложные формы общения приобретаются ребёнком первую очередь процесса общения со взрослыми и детьми-ровесниками, а также старше, чем они сами. Нужно следить за тем, как ребёнок говорит, потому что если ребенок запоминает неправильное произношение и не следит за интонациями, неверно устраивает лексику или испытывает определенные проблемы при освоении языка, то это означает что имеются определенные дефекты в развитии, либо он берёт за образец неправильную речь кого-либо из окружающих. Так может наблюдаться феномен, когда ребёнок, первоначально говоривший правильно, начинает неверно выговаривать определённые фонемы, менять на неправильной темп речи и так далее. И выясняется, что за образец была взята речь более старшего ребёнка с речевыми дефектами. Таким образом, очень важно чтобы речевой образец говорил правильно, точно и подтверждал правильность речи ребенка. Только грамотное использование всех приемов развития речи и соблюдение условий правильного развития речи будет способствовать тому, что у ребенка в возрасте 6-7 лет возрасте речевая активность будет совершенствоваться или находиться в рамках речевой нормы. В работе над формированием звуковой культуры речи можно использовать речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д. При правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. Развивать речь через театрализованную деятельность можно с младшей группы:
Театрализованная деятельность позволяет эффективно преодолевать следующие особенности поведения:
В ходе театрализованной деятельности осуществляется эстетическое развитие детей. Это позволяет эффективно снимать проявления дезадаптации, устранять отрицательные эмоциональные состояний, что создает благоприятный фон для осуществления образовательных и воспитательных процессов. Таким образом, происходит развитие эмоционально-волевой сферы – эстетическое развитие позволяет гармонизировать данную сферу, изменяя эмоциональный фон в сторону улучшения. Театрализованная деятельность позволяет эффективно развивать эмоциональный интеллект, а также эмпатию и ее механизмы: сочувствие и сопереживание. В ходе театрализованной деятельности, дети реализуют свой эмоциональный потенциал, чувствуя эмоции и поведение других персонажей постановки. Способствует коррекции эмоционально-волевой сферы содержание постановки – сценарий пишется по произведениям литературы, которые не содержат паттернов деструктивного поведения и эмоционального реагирования, которые могут содержаться в мультипликационной продукции, транслируемой в масс-медиа.
|



Роль театрализованной деятельности в коррекции речи и эмоционально-волевой сферы детей в возрасте 6 – 7 лет








