Занятие по финансовой грамотности для старших дошкольников «Лесные деньги» |
Театральные занятия | |||
Автор: Ефременкова Надежда Николаевна | |||
23.02.2025 09:56 | |||
Цель: способствовать формированию финансовой культуры и азов финансовой грамотности посредством театрализованной деятельности. Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Игровая деятельность» Задачи: «Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Игровая деятельность»
Коррекционная цель: Словарная работа: расходовать, монета, купюра. Предварительная работа: краткосрочный проект «Юные финансисты», знакомство с историей возникновения денег (презентация), просмотр мультфильмов «Как появились деньги», «Откуда в семье деньги», «Азбука денег. Уроки тетушки Совы», Д/и «Доходы и расходы», «Мои потребности», знакомство с деньгами разных стран. Материал: костюм ежика, белочки, зайца, медведя, лисы, волка, разрезные картинки к игре «Денежные пазлы», кукла Фея Копеечка, машинка, импровизированная витрина магазина, индивидуальное задание «Как зверята обменивались товаром», орешки, деньги разных стран (формат А-3), презентация к игре «Что можно купить за деньги, а что нельзя», Лэпбук «Открытия Феечки – Копеечки». Ход ООД: Дети под музыкальное сопровождение заходят в музыкальный зал. Воспитатель: Все в сборе: взрослые и дети.
Но для начала: «Здравствуйте»! Хотим мы Вам сказать. Воспитатель: ребята, у каждого из нас есть свои мечты! Кто-то мечтает о новой игрушке, кто-то о велосипеде. А кто-то хочет завести домашнего питомца или мечтает о путешествии в разные страны? Саша, а о чем мечтаешь ты? (2-3 ребенка рассказывают о своей мечте). - Что может помочь вам осуществить свои мечту? (Хорошо учиться, трудиться.) - А что вам еще поможет, вы узнаете, отгадав загадку (Воспитатель загадывает загадку) Нас, сестёр, в рубле сто штук, Мы проходим много рук. Нас теряют и меняют, А, бывало, и ругают. Пропадёт одна сестра, Поглядишь — нет и рубля. (Копейка) Появляется маленькая героиня Феечка – Копеечка, здоровается с детьми. Воспитатель: ребята, что вы знаете про Фею Копеечку? (Фея Копеечка путешествует по ладошкам людей, помогает покупать необходимые нам вещи, платить за услуги.) - А кто такая Фея Копеечка? (Монета.) Воспитатель: а какие еще бывают деньги? (Бумажные — купюры, наличные — если деньги лежат в кошельке и безналичные – если деньги находятся на пластиковой карте) - Однажды на монетном дворе, где печатают деньги и откуда родом Фея Копеечка, произошел сбой в работе и несколько купюр и монет вышли из-под станка разделенные на несколько частей. Такие деньги невозможно потратить. Давайте попробуем восстановить их, и в этом нам помогут наши ловкие пальчики и зоркие глаза. Пальчиковая + Глазодвигательная гимнастика «Пять монеток» В кулачке у наших деток спрятано по пять монеток. глаза закрыты Будем пальцы разгибать — чтоб расходы посчитать. моргают глазами, сжимают и разжимают кулачки Раз монетка — на продукты: мясо, овощи и фрукты, разгибают пальцы и одновременно переводят свой взгляд на расположенные в дали монеты. Два — заплатим за наш дом, чтоб всегда мы жили в нём, Третью отдадим тому, кто оденет всю семью, Четвёртую на праздники — веселись, проказники, Ну а пятую отложим — позже пригодиться может. Всё распределить смогли — папе с мамой помогли! проводят глазами по кругу Дидактическая игра «Денежные пазлы» Воспитатель: дети, пройдите за столы и соберите из частей монеты и купюры. Дети проходят за столы и собирают из частей монеты или купюры. - Вова, что ты собрал? Воспитатель уточняет что собрал ребенок монету или купюру, и какого она достоинства. Словесная игра «Дополни фразу»? Воспитатель начинает фразу, а дети дополняют. - Монета круглая, а купюра… (прямоугольная) - Купюра бумажная, а монета… (железная, медная, металлическая) - Монета звенит, а купюра… (шуршит, шелестит) - Монеты тяжелые, а купюры… (легкие). Воспитатель: Фея — Копеечка благодарит вас за оказанную помощь. Физкультминутка Шаг за шагом, друг за другом Мы идем волшебным кругом дети идут в колонне по одному друг за другом Повернулись разом все — разворачиваются лицом в круг К солнышку мы потянулись тянуться руками вверх Наклонились вправо, Наклонились влево наклоняются вправо – влево Ручками достанем пятки, наклоняются вниз, коснуться пяток И коленочки в порядке. массируют колени Сели, встали, покружились, На места все приземлились дети садятся на стульчики Воспитатель: ребята, скажите, вы сказку увидеть хотите? Тогда внимательно смотрите! Ногой топну, стук в дверь. Сказка приходи скорей! Под музыку появляется сова – Мудрая голова (воспитатель) Сова: меня зовут сова – Мудрая голова, я живу в волшебном лесу, в котором все жители умеют разговаривать. В нашем лесу все трудятся, делают заготовки на зиму, подметают дорожки. А вы, ребята знаете, что такое «трудиться»? (Трудиться — значит заниматься каким-либо делом) - Посмотрите, пчелки собирают нектар с цветов, делают мед. (Под музыку залетают пчелки, собирают цветочный нектар и улетают) Под музыку в зал входит медвежонок Медвежонок: здравствуйте, меня зовут Топтыжка, я услышал слово «Мед», я его очень люблю. Я тоже тружусь в лесу, собираю спелую малину. Посмотрите, сколько малины я собрал. Я могу поделиться малиной с пчелками, а они мне могут дать сладкий мед, который они делают. Ну да ладно, мне некогда, пора собрать оставшийся урожай малины, уж очень сладкого меда хочется. До свидания. Медвежонок уходит. В зале появляются белочка Попрыгушка и ёжик Колючка. Они веселятся, прыгают и играют друг с другом. Белочка: (вместе) здравствуйте, я белочка, меня зовут Попрыгушка. Я тоже тружусь, работаю лесным почтальоном, разношу почту лесным жителям. Ежик: я ежик, меня зовут Колючка, я дружу с белочкой, всегда помогаю ей разносить почту, и мне это очень нравится. Сова: все в нашем лесу все трудятся, всем нужно есть. Кто-то смастерил много интересных игрушек (показывает игрушки самоделки), а у кого-то игрушек нет вообще, кто-то подметает лесные тропинки (берёт веник и показывает, как подметают) У кого-то не хватило запасов еды на зиму, а у кого-то остались лишние. Как вы думаете ребята, что нужно сделать лесным жителям, чтобы у всех была еда, всем было хорошо? (надо обмениваться) Сова: ребята, давайте поможем лесным жителям сделать правильный обмен, чтобы не обидеть друг друга. Дети проходят за столы. Дидактическое задание «Как зверята обменивались товаром» Зайчонок вырастил прекрасную морковку и хочет обменять ее на яблоки. Медвежонок, Ёжик и Бельчонок тоже хотят обменять свои продукты труда. Медвежонок хотел обменять мёд на ежевику. Ёжик обменять яблоки на морковку, а Бельчонок принёс ежевику, собираясь обменять ее на мёд. Посоветуйте ребята, что им сделать, чтобы приобрести желаемый товар. Отобразите свой ответ, поставив стрелочки между героями и товарами, и объясните, как они могут помочь друг другу, чтобы все получили то, за чем пришли. Воспитатель: на иллюстрации изображены животные, у каждого из которых свой продукт труда. Вам нужно с помощью стрелок карандашом произвести правильный обмен товаром между животными и объяснить свой выбор. После выполнения задания дети садятся на свои места. Сова: итак, ребята, чтобы у всех была еда, всем было хорошо и удобно, и везде был порядок нужно обмениваться. Но Ссколько, например надо отдать грибов или яблок за одну игрушку? (Показывает одновременно игрушку и гриб или яблоко) Сколько дать морковки зайцам за расчистку тропинок? Как лесным жителям разобраться между собой? - Жители сказочного леса придумали, как можно сравнить и измерить ценность и еды, и игрушек, и разных видов работы. Измеряют эту ценность в орешках. Любой житель сказочного леса может прийти в лесной магазин и обменять орешки на самые разные товары. Заработать орешки тоже может любой житель леса, если он выполнил нужную работу — например, смастерил игрушки, испек пироги, расчистил тропинки или доставил почту. Орешки получают как вознаграждение за работу. Слышится шум. В зале появляются зайки Мазайки Зайки: здравствуйте, мы зайки – Мазайки. Я зайка Шустрик, а я Ушастик. Мы веселые друзья! Зайка Шустрик: А в карманчиках у нас есть орешки про запас. Их за работу получили. Чтоб в магазин мы поспешили. Зайка Ушастик: В магазин лесной пойдем, За орешки вкусности приобретем. Зайка Шустрик: ребята, скажите а у вас есть орешки, на которые можно обменять товар? Дети: нет, мы используем деньги. Зайка Ушастик: а что такое деньги? Дети: за выполненную работу люди получают вознаграждение, только не в орешках, а в деньгах. Деньги это особые средства, которые можно обменять на любые другие товары и услуги. Зайка Шустрик: скажите, а как называются деньги в вашем городе, в вашей стране? Зайцы, лисички, пирожки, мячики? (Рубли) Зайка Ушастик: как интересно: РРРубли! А мне еще сорока на хвосте принесла новости и заодно рассказала, что в разных уголках мира деньги называют по-разному. Во многих странах они получили свои названия: доллары, фунты, йены. Есть и очень смешные названия лира, тугрик, песо, квача. 1-й ребенок: За годом год, за веком век Живет с деньгами человек. 2-й ребенок: Меняются люди, дома, города, Одежда и обувь, машины, еда. 3-й ребенок: Меняться всему наше время велит И, денег, конечно, меняется вид! 4-й ребенок: От круглых монеток, от мятых рублей Избавиться люди мечтают скорей! 5-й ребенок: На смену из пластика карты приходят Уже с телефона расчёт производят! 6-й ребенок: А что будет дальше? Давайте мечтать! Давайте придумывать и воплощать! 7-й ребенок: Во всем мире много стран, Стран больших, разнообразных. Мы покажем сейчас вам Деньги этих разных стран. Дети под музыку демонстрируют денежные купюры разных стран Зайка Шустрик: Если деньги накопить, можно многое купить! Дом, одежду и завод, самолет и пароход. Зайка Ушастик: Но нельзя купить росу, птичье пение в лесу. Дружбу, мамину заботу и окрестные красоты Сова: ребята, давайте с зайками – Мазайками поиграем в игру «Что можно купить за деньги, а что нельзя» Дидактическая игра «Что можно купить за деньги, а что нельзя» На мультимедийном экране с помощью лазерной указки дети определяют, что можно купить за деньги, а что нет. Зайка Шустрик: спасибо ребята, что поиграли и нами. Зайка Ушастик: нам пора потрудиться, чтобы получить орешки. Зайки — Мозайки убегают. Сова: живет в лесу лисичка, Лисичка — сестричка, Есть у нее дружок — Волчок — серый бочок. У них орешки были, у каждого — один. Еду купить хотели, ходили в магазин. Появляются лесные зверушки Лисенок и Волчонок, в лапках у них по одному орешку. На встречу к ним идет Ежик – Колючка. Ежик: здравствуйте друзья, вы куда спешите? Лисичка и Волчок: здравствуй Ежик, мы идем в магазин, чтобы в обмен на орешки получить продукты. Ежик: а разве вы съели все свои запасы? Лисичка: да, мы не рассчитали немножко. Волчок: зима холодная была, и все время хотелось есть. Ежик: а в наш лесной магазин привезли очень интересные игрушки. Мне понравилась одна машинка. Но, к сожалению, она очень дорого стоит, целых два орешка. Все вместе подходят к импровизированной витрине. Лисичка: целых два орешка? Волчок: у нас ведь есть по одному орешку, мы можем купить машинку. Ежик: ребята, а что такое «купить»? Дети: покупать, значит брать что-то в обмен на деньги. Ежик: ладно, некогда мне с вами игрушки рассматривать, пойду помогать Белочке разносить почту. Заработаю орешки тогда и куплю машинку. Ежик уходит. Лисичка: Волчок, у нас всего два орешка, и мы должны купить еду… Волчонок (Лисичке): хочу, хочу, хочу, давай купим такую машинку, будем катать ее! Как же интересно и весело! Сова (детям): вот так ситуация! Как вы думаете, что же делать нашим друзьям: купить еду или игрушку? Дети: важнее купить еду. Если израсходовать все деньги на игрушки, можно и с голоду умереть. Сова: когда идешь в магазин, всегда надо выбирать то, что важнее. В магазине много интересного и заманчивого, но купить все невозможно. Надо всегда в первую очередь думать о самом важном и необходимом, а потом уже о развлечениях, тебе понятно Волчок? Волчок: понятно! Бежим скорее, купим продукты, а потом будем работать, зарабатывать орешки на игрушки. Волчок и Лисичка убегают. В конце занятия дети встают врассыпную и исполняют песню «Деньги лепесточки» Что такое деньги знают даже дети, Да и как же этого не знать. Деньги как цветочки, ценные листочки, И на них не надо рисовать! – 2р. Для чего нам деньги тоже знают дети, Да и как нам этого не знать? А чтобы по рынку нам ходить с корзинкой Полезные продукты покупать! – 2р. Почему листочки, деньги – лепесточки? Брать без спроса детям не велят. Мы расспросим маму, мы расспросим папу. И они нам это объяснят! – 2р. -Деньги это не просто ракушки или цветные бумажки, в них выражена ценность труда. Воспитатель: Феечка — Копеечка благодарит всех вас за оказанную помощь лесным жителям. А чтобы дорога в мир финансовой грамотности была еще интереснее, получите в подарок Книгу — Лэпбук «Открытия Феечки – Копеечки».
|